Наблюдения в природе на ноябрь в подготовительной группе
Документы для скачивания
Наблюдения на ноябрь 1 Наблюдение за долготой дня Цель: развитие умения устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением. Загадка: Доброе, хорошее на людей глядит, А людям на себя глядеть не велит. ( Солнце) Продолжить наблюдение за солнцем: оно светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Дети приходят в детский сад, когда еще темно. Сравнить с началом осени, когда ребенок просыпался и было уже светло, солнце стояло высоко. А теперь долгота дня сильно уменьшилась. Ноябрь – самое темное время года 2. Наблюдение за голубями Цель: закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними. Стихотворение: Есть порода- почту носит, А дворовый пищу просит. Этих бойких птиц люби! Символ мира- голуби! ( Талызин Владимир) Какие птицы чаще всего прилетают на участок? Где они живут? Что они любят клевать? Кто их кормит? Где живут голуби? Сообщить детям, что люди считают голубей символом мира, хорошей жизни. На свадьбе молодожены отпускают в небо голубей, на молодежных праздниках. Раньше специально выращивали голубей для праздников в нашей стране. Голубь очень легко приучается, быстро привязывается к человеку. У голубя есть и другое качество – он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. Дикие голуби занесены в Красную книгу. 3. Наблюдение за сезонными изменениями Цель: формирование понятия о явлениях природы( иней, заморозки, убывание дня, прибывание ночи) ; закреплять знания о солнце( светит, но не греет) . У берега несмело Ложится тонкий лёд. Печально туча серая По дну пруда плывёт. Суровой дышит осенью Прозрачная вода. Деревья листья сбросили, Встречая холода. ( Г. Ладонщиков) Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки- снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными. 4. Наблюдение за лиственными и хвойными деревьями Цель: формирование знания о деревьях( что у них общего и в чем отличия) . Осень лес преобразила Р азукрасила красиво. Лес осенний золотой С ловно в сказке расписной. Только ель стоит уныло, Осень ель не изменила. Даже зимнею порой Ель останется такой. ( Анна Кулагина- Фурсина) Какие деревья растут на участке детского сада? А какие это деревья? Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что у них общего? ( ствол, ветки…) Какие условия необходимы для роста деревьев? Какие еще лиственные и хвойные деревья вы знаете? 5. Наблюдение за совой осенью Цель: расширение представления о птицах нашей местности; познакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками и среде обитания совы; учить отличать сову от других птиц по оперению и звуку, который она издаёт. Солнца яркого боится. Ночью- хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о…( сове) . Главная отличительная особенность сов — это большие круглые глаза, которые расположены спереди. Сова не может ими двигать и вращать. Зато голова у этих птиц очень подвижная — сова может легко крутит ею в разные стороны. Как вы думаете, зачем сове такие большие глаза? Глаза у совы большие потому, что это ночная птица. Сова – хищник. Ночью охотится на мышек, мелких грызунов. По бокам головы у этой совы пучки из перьев, которые напоминают ушки. Такая сова называется ушастой. Какой у совы клюв? Зачем сове такие сильные и большие когти? Совы гнезда не строят, они занимают чужие гнёзда, или находят в деревьях дупла. 6. Наблюдение за одеждой людей Цель: формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; закрепить знания о классификации одежды по сезонам. Обратить внимание детей на одежду людей. Попросить назвать части одежды, сравнить ее с летней, выяснить, почему она изменилась. Все живые существа готовятся к холодному сезону, только по- разному. Холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть( песец, лиса, норка, волк, зимующие птицы) , запасать в жилища корм( белка) , появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов( заяц) . У человека нет шерстяного покрова, поэтому он надевает теплую одежду, отапливает жилище, запасает овощи и фрукты. 7. Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха Цель: обобщение знания о воздухе и его свойствах( невидимость, прозрачность, движение, перемещение) . Загадка: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. ( в оздух) Попросить детей вдохнуть прохладный, чистый осенний воздух. Чем он пахнет? Что дети ощущают, вдыхая этот воздух? ( Запах свежести, земли. ) Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать воздух можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха. 8. Наблюдение за пешеходом Цель: закрепление знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора – Подчиняйся им без спора! Желтый свет – предупрежденье: Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит: - Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти! Г де положено ходить пешеходам? ( По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора или по пешеходному переходу) . Как можем узнать, что именно здесь пешеходный переход? ( Должен быть знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы. ) 9. Наблюдение за водой Цель: формирование представления об агрегатном состоянии воды в осенний период. Загадка: Она бежит, бурлит, играет, И даже по небу летает. Не уследишь — может пролиться, Высоко в небо испариться. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. Встречается везде по свету, Скажите, что за чудо это? ( вода) Рассмотреть воду через стекло банки и задать детям вопросы: Какие свойства воды вам знакомы? Есть ли форма у воды? Какого она цвета? Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже? Что станет с водой, если мы ее оставим на улице? Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая. У нее нет своей формы, она принимает форму сосуда, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода – прозрачная, мутная и грязная – не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже 0 С. 10. Наблюдение за елочкой Цель: закрепление знания о характерных особенностях ели; учить бережно относиться к растениям. Две больших сосны стояли рядом, А меж ними елочка росла, Две сосны подружку укрывали, Чтоб вершинку ветры не сломали, Чтоб красивой елочка была. Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты игол ками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, ко лются, темно- зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плот ной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в раз ные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. Веточки у ели короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет. 11. Наблюдение за собакой Цель: установление связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями холодного сезона; воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях. Загадка: К своим ласкается, На чужих ругается. У своего теремочка С идит на цепочке. ( Собака) Как называется жилище собаки? Какое любимое лакомство собаки? Как выглядит собака? Почему некоторых собак называют «бездомными»? Как живется зимой собаке в квартире и в конуре? Каждая ли собака может жить на улице в конуре? Познакомить с классификацией собак по длине шерсти: длинношерстная и короткошерстная порода. Какие породы собак вы знаете? ( сенбернар, такса, овчарка, чау- чау, пудель, ротвейлер) У кого дома есть собака? Кто хочет иметь дома собаку? Все люди могут содержать дома собаку? 12 Правила поведения на дороге Цель: ознакомление детей с основными правилами поведения на улице; закрепить знания о ПДД; воспитывать у детей внимательность( особенно на дороге) . Делаем ребятам предостережение: Выучите срочно правила движения, Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители! ( С. Михалков) Сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге. Какие правила вы знаете? Почему нельзя устраивать игры на проезжей части? А где можно кататься на велосипедах? 13. Наблюдение за самолетом Цел: закрепление знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота. В синем небе светит солнце, И гуляют облака. А под небом лес высокий, И широкая река. Вдруг по небу черной точкой Пролетает самолёт. Высоко летит и быстро, Самолёт ведет пилот. Он летит и оставляет Белый хвостик за собой. Как выглядит самолет? Кто управляет самолетом? Какие еще виды воздушного транспорта вы знаете? В чем различия между вертолетом и самолетом? ( У самолета скорость больше, чем у вертолета; вертолет может зависать в воздухе, а самолет нет; для взлета самолета нужна взлетная полоса, а вертолет может подняться с места. ) . 14. Наблюдение за погодой Цель: развитие умения устанавливать причинно- следственные связи. Стихотворение Е. Благининой «Две осени» Уходит осень золотая, На смену ей идет другая: Серебряная осень. С грустным шумом сосен, С черными тропинками, С голыми осинками, С первыми снежинками, С ночным холодком Да с хрустящим ледком. Попросить детей охарактеризовать погоду, сравнить с погодой ранней осени. ( Как изменились растения? Насекомые исчезли, температура воздуха снизилась, на почве появились первые заморозки, птицы стараются перелететь поближе к жилью человека. Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. Долгота дня уменьшается – длина ночи увеличивается. ) 15. Наблюдение за изменением цвета неба Цель: развитие внимания и умение охарактеризовать увиденное. Если посмотреть на небо И немного помечтать, Можно многое увидеть И себе напредставлять. В облаках секретов много: В них и книги и диваны, Торты из теста заварного, Даже дети, мамы, папы. Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось; хорошо видно, что вверху оно темно- голубое, а к краям светлее. Его стало как бы больше, из- за того, что деревья стоят без листвы и сквозь их ветви просматривается небо. Отметить, как красива природа в любое время года. Примета: В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. Не диво в ноябре белые мухи( снег) . 16. Нахождение примет наступающей зимы Цель: развитие умения самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; выявлять особенности приспособления растений к зиме; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В прозрачное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири. ( З. Александрова) Попросить детей самостоятельно охарактеризовать погоду, употребляя в речи как можно больше прилагательных, найти приметы поздней осени в ближайшем окружении. Установить связь между изменениями в неживой природе с изменениями в живой( солнце стало меньше светить и греть; растения отцвели, дали семена, сбросили листву; птицы и звери приготовились к холодному периоду года( улетели в теплые края, залегли в спячку, поменяли шерсть на более теплую, появился подпушек у многих зимующих птиц) ) . 17 Наблюдение за синицей Цель: углубление представления о синицах Загадка: На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица: В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется. . . ( Синица) В конце лета семейные стайки больших синиц объединяются с семьями других видов синиц, корольков и некоторых других птиц. В таких стаях в начале зимы обычно насчитывается 30 – 50 птиц, которые кочуют везде, где есть деревья и кустарники. С выпадением снега большая часть синиц отлетает к югу, а остающиеся зимовать птицы перемещаются на окраины населенных пунктов. Синички очень любят зимой лакомиться свежим салом, поэтому его надо класть в кормушки с другим кормом. 18. Наблюдение за транспортом Цель: закрепление знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. - Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части. - На какие группы можно поделить весь транспорт? ( Легко вой, грузовой, общественный, специальный. ) - Почему по- разному называются те или иные группы ав томобилей? Такие машины развозят бензин И рыбу живую везут в магазин. На стройку — бетон, в детский сад — молоко, На пляж, что за городом недалеко, — Холодный и вкусный малиновый квас, Напиток полезный для нас и для вас. ( Цистерна) - Как автомобили влияют на окружающую среду? ( За грязняют выхлопными газами, пятнами бензина на ас фальте. ) - Чем вреден транспорт? ( Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы. ) - Какие машины больше шумят и больше загрязняют ат мосферу? ( Грузовые. ) 19. Наблюдение за последними днями ноября Цель: отметить изменения в природе. На утренней прогулке провести наблюдение за солнцем. Сделать вывод: чем меньше световой день, тем ниже температура воздуха. Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Солнце все реже светит, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – самое темное время года, потому что нет снежного покрова. Стихотворение Г. Ладонщикова «Поздняя осень»: У берега несмело Ложится тонкий лед. Печально туча серая По дну пруда плывет. Суровой дышит осенью Прозрачная вода. Деревья листья сбросили, Встречая холода 20. Наблюдение за снежинками Цель: ознакомление детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне. Загадка: С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много, много звездочек, тонких, как стекло, Звездочки холодные, а земле – тепло. ( Снег) Воспитатель выносит темную бумагу и вместе с детьми рассматривает падающие снежинки. Они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать( воспитатель рисует с детьми снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагая нарисовать их потом на бумаге) . Разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы. - Рассмотрите и посчитайте, сколько у снежинок лучей. - Что можно сказать про снежинки? Опишите их форму. - Что будет, если подуть на снежинку или дотронуться до нее? - Почему снежинки тают?