картотека игр по ознакомлению детей с предложением
Документы для скачивания
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ № 1 «Сколько слов? » Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков( с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р) , правильно выделять во фразах нужные слова, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях. Описание: Воспитатель произносит одно слово с каким- нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: " Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет? " После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. ( 5- 6 ответов. ) Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов: " Мишка спит" , и спрашивает: " А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, в котором нет этого звука" . После того как дети ответят, какое первое слово( мишка) , какое- второе( слит) , воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Например, дошкольник назвал фразу" Машина едет" и говорит: " Первое слово машина, второе- едет. В слове машина есть звук ш, в слове едет- звука ш нет" . Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: " Едет зеленая машина" , перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш ( машина) . В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении( фразы даются без предлогов и союзов) . Например, в предложении" Мама купила Тане плюшевого мишку" дети называют сначала слова, в которых есть звук ш ( плюшевого, мишку) , затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность. Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях. № 2 Упражнение на составление предложений. Цель: Составлять предложения по «живой модели» Оборудование: игрушка- кукла Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: « Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукл а( показывает на Лену) и слово красивая ( показывает на Катю) произнести подряд, вместе? ( Кукла красивая) . Я поменяю слова местами( меняет девочек местами) . Что теперь получилось? ( Красивая кукла) . Слово красивая –с ядет, а выйдет слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? ( Кукла любимая или Любимая кукла) . Слово кукла –п опляши. Слово любимая –п охлопай. Слово любима я- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик». № 3 Упражнение - работа с предложением. Цель: Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку Описание: Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом например, ИГРУШКА( любое другое слово) . Опрашивает 5- 6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему. № 4 Упражнение- выкладывание предложений. Цель: Продолжать учить( закреплять умение) выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил. Описание: Например, предложение Сима и Соня играли. Дети определяют количество слов в нем( 4) , называют 1- е, 2- е, 3- е и 4- е слово. Затем выкладывают его буквами и фишками. После того, как предложение будет выложено на доске воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками( «с», «СЬ») , показывает буквы С с, говорит, что они обозначают звуки «с» и « сь ». Дети заменяют фишки буквами и читают предложение с выделением ударных гласных звуков в словах. № 5 Игра «Собери слова в предложение» Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов. Описание: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения. Например: Тема «Космос» Ракета, космос, лететь, в. Яркие, небо, большие, на звезды. Корабль, на, летит, космический, Л уна. Мы, земля, живем, планета, на. Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет. В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят. Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т. д. № 6 Упражнение «Собери предложение» Цель: Из предложенных слов составить предложение. Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть определенный звук. Определить какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения. Например, из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть звук «т»: улитка, тыква, танк, тень, утенок, котенок, туфли, терка, телефон, паутина, утюг, утка, кот, вата. Назвать оставшиеся картинки. Какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения. Картотека игр и упражнений, направленных на ознакомление с предложением детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка: - Актуальность( для чего необходима картотека, на что направлена) Данная картотека направлена на то, чтобы дети знали отличительные особенности предложения, умели составлять предложения по картине, понимали, что слова в предложении должны идти последовательно. - Основания для подбора игр, упражнений( логика составления картотеки: усложнение, упрощение, разбивка на группы) - Краткие рекомендации по применению игр, упражнений Все игры и упражнения не требуют особой подготовки. Описание игр/ упражнений: 1. Название игры/ упражнения: «Какая полоска нужна? »- Цель игры/ упражнения: показывание короткой полоски, когда называют слово; длинной полоски – когда называют предложение. - Количество участников: 5- 20- Возраст детей: 5- 6- Инструкция, правила игры/ упражнения: Воспитатель раздает детям полоски и говорит: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если я назову предложение- длинную полоску. «Карандаш. Медведь рычит. Барабан. Дети играют. Стол. Рыбки плавают. Волчек вертится. Книга интересная. » Тот, кто ни разу не ошибся, считается победившим. - Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: - - Какие атрибуты/ материалы потребуются: короткие и длинные полоски- Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно- Где можно играть( в помещении, на улице) 2. Название игры/ упражнения- Цель игры/ упражнения: составление предложений по сюжетной картинке- Количество участников: - Возраст детей: 5- 6- Инструкция, правила игры/ упражнения: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и ответить на вопросы: Кто нарисован на картине? ( мальчик) . Как мы его назовем? ( Федя) . Составьте предложение про Федю. ( Федя поливает цветы) . Где Федя поливает цветы? ( В саду) . Как теперь можно составить предложения про Федю? ( Федя поливает цветы в саду) . А когда поливает цветы? ( Летом) . Значит, как можно составить предложение? ( Летом Федя в саду поливает цветы) . - Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: - - Какие атрибуты/ материалы потребуются: сюжетные картинки- Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно- Где можно играть( в помещении, на улице) 3. Название игры/ упражнения- Цель игры/ упражнения: подбирание нужных слов для составления предложений- Количество участников: 4- 10- Возраст детей: 5- 6- Инструкция, правила игры/ упражнения: Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? ( Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? ( Медвежонок мёд любит) . Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? ( Мёд любит медвежонок) . Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение( Кувыркаться любит медвежонок) . А теперь? ( Медвежонок любит кувыркаться) . - Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: Составление своих предложения со словом «медвежонок» и, другими словами. - Какие атрибуты/ материалы потребуются: - - Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно- Где можно играть( в помещении, на улице) 4. Название игры/ упражнения «Лесенка»- Цель игры/ упражнения: составление предложений с соответствующим количеством слов. - Количество участников: 5- 10- Возраст детей: 5- 6- Инструкция, правила игры/ упражнения: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньке два деления, на следующей – три деления и т. д. , на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках. - Упрощение условий игры/ усложнение условий игры- Какие атрибуты/ материалы потребуются: панно, сюжетная картинка, доска, маркер- Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно- Где можно играть( в помещении, на улице) 5. Название игры/ упражнения «Объясни, почему»- Цель игры/ упражнения: придумывания конца предложения со словом «потому что». - Количество участников: 5- 20- Возраст детей: 5- 6- Инструкция, правила игры/ упражнения: Воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. Вова заболел…( простыл) Мама взяла зонт…( идёт дождь) Дети легли спать…( поздно) Очень хочется пить…( жарко) Лед на реке растаял…( тепло) Деревья сильно закачались…( дует ветер Стало очень холодно…( пошёл снег) - Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: дети сами придумывают начало предложения- Какие атрибуты/ материалы потребуются: - - Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно - Где можно играть( в помещении, на улице) 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО» № 1 «Что делает? » Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по- разному. Оборудование. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д. Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка. № 2 «Подскажи слово» Цель - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином" слово" ; вызвать интерес к слову. Оборудование: стихи в книгах Описание: " Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - с прашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются" Жил на свете человек" . В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами( если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает) . Жил на свете человек- Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной. . . ( дорожке) . А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные. . . ( мышки) ! И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные. . . ( волки) . И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у. . . ( окошка) . Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению" . № 3 «Скажи, как я» Цель - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином" слово" ; вызвать интерес к слову. Описание: Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он- эхо. Все остальные вспоминают какие- нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок- эхо тотчас же называет услышанное слово( " Чебурашка" , - говорит Валя. " Чебурашка" , - вторит ему эхо) . После 5- 6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или" вернул" говорящему другое слово( например, вместо горы- город) , то на эту роль выбирается другой ребенок. Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно- два слова, еще никем не называемые. Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания. № 4 «Какое слово потерялось? » Цель упражнения- вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин" слово" . Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом. Описание: Воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: " Зайку бросила хозяйка- под дождем остался. . . ( зайка) . Наша Таня громко. . . ( плачет) , уронила в речку. . . ( мячик) . Тише, Танечка, не. . . ( плачь) ! Не утонет в речке. . . ( мяч) . Уронили мишку на пол, оторвали мишке. . . ( лапу) . Все равно его не. . . ( брошу) , потому что он. . . ( хороший) . Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится. . . ( кошки) . Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами" . № 5 «Где вы слышали эти слова? » Цель упражнения- вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин" слово" . Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом. Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения" Наша Таня" ( А. Барто) . Воспитатель еще два- три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель" все перепутал" , и предлагают такой порядок их следования: " Наша Таня громко плачет" . " Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - п одтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ( " Наша" . ) Затем какое слово? ( " Таня" . ) Затем? ( " Громко" . ) И последнее слово? ( " Плачет" . ) Наша Таня громко плачет- слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом" . № 6 «Произносим слова» Цель упражнения- учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходн о- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Оборудование. Игрушка или картинка- лиса. Описание: Воспитатель: " Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное( " Лиса, лисичка, лисонька" . ) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова! " № 7 «Отыщем картинку» Цель - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходн о- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Оборудование. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2- топор, лягушка, коза, теленок; 3- жук, галка, юла, слон; 4- оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок. Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих( 4- 6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию. Вариант 1 Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий- воспитатель говорит: " В этих карточках" спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат" . Показывает свою картинку: " Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит" . Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по- разному. Вариант 2 У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку( например, котенок) , просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто- то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего- слева, ребенка- справа. Далее ведущий предлагает назвать другую картинку( например, овечка) , кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду. Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола. Вариант 3 Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по- разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено( оса- коса, мак- рак) . Вместе с детьми повторяет 2- 3 раза сходно- звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук- лук. При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак- мак( лак, так, как) ; жук- лук( тук, сук) . Вариант 4 Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети( поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму( у него карточка, на которой изображена палка) , громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками. На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию. № 8 «Слово можно прошагать» Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков( слова длинные и короткие) Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг. » Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать. - Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали! . . » Дети называют слова, воспитатель помогает им. Считать шаги не надо, главно е- обратить внимание на длительность звучания слова. № 9 «Молчанка» Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
- Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе
- Картотека коммуникативных игр для детей 6-7 лет
- Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников
- Конспект НОД в подготовительной группе "Спасибо за жизнь"
- Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство с профессией конструктора"