МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Документы для скачивания
Анализ УМК «Планета знаний» «Планета знаний» – это учебно- методический комплект для 4- летней начальной школы. Содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного ма териала реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования, и опираются на" Концепцию содержания непрерывного образования( дошкольное и начальное звено) " и современные педагогические технологии, ориентированные на создание условий для освоения ребенком новой для него учебной деятельности, развитие и формирование учебных умений, которые помогут ему в дальнейшем образовании и самообразовании. УМК для начальной шк олы «Планета знаний» разработан командой заслуженных педагогов России в начале 2000- х годов. Проект курировала глава отдела начального образования Министерства образования РФ Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту( ФГОС) и используется в 40 регионах России. Учебно- методический комплект состоит из завершённых линий учебников для 1–4 классов: Русский язык Букварь. Автор: Андрианова Т. М. Русский язык. Авторы: Андрианова Т. М. , Илюхина В. А. ( 1 класс) ; Желтовская Л. Я. , Калинина О. Б. ( 2- 4 классы) . Литературное чтение. Автор: Кац Э. Э. Математика. Авторы: Башмаков М. И. , Нефёдова М. Г. Окружающий мир. Авторы: Ивченкова Г. Г. , Потапов И. В. , Саплина Е. В. , Саплин А. И. Основы религиозных культур и светской этики( ОРКСЭ) . Авторы: Саплина Е. В. , Саплин А. И. Изобразительное искусство. Авторы: Сокольникова Н. М. Музыка. Автор: Бакланова Т. И. Технология. Авторы: Узорова О. В. , Нефёдова Е. А. Физическая культура. Авторы: Лисицкая Т. С. , Новикова Л. А. Учебники программы «Планета знаний» выпускаются с 2003 года. Сейчас их издаёт корпорация «Российский учебник». Все пособия, кроме «Литературного чтения», включены в Федеральный перечень рекомендуемых учебников приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года. В УМК также входят рабочие тетради, дидактические материалы и методические пособия по каждому предмету. Цель программы: с оздание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр. Задачи программы: практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования( в том числе общеучебных умений, навыков и способов деятельности) ; формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала; интеллектуальное, эмоционально- ценностное, социально- личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка и сохранение его индивидуальности; проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. Главной особенностью программы авторы называют её целостность. По всем предметам разработана единая структура учебников, формат заданий и методы обучения. Все учебники, вне зависимости от предмета, разделены на несколько крупных разделов, каждый из которых предваряет маршрутный лист — разворот, на котором с помощью понятных ребёнку схем и картинок изображено содержание раздела и логика его освоения. По ним удобно прослеживать связь между темами, отмечать прогресс и просто смотреть, сколько уже изучено, а что ещё предстоит узнать. Задачи во всех пособиях разделены на блоки: Информационный поиск. Ребёнок ищет ответ, спросив его у взрослых, воспользовавшись справочной литературой или интернетом. Такой формат заданий учит работать с поисковыми системами и проверять информацию на достоверность. Правильные ответы всегда можно найти в конце учебника. Творческие задания. Направлены на развитие воображения и креативного мышления. Дифференцированные задания с разным уровнем сложности — о них мы поговорим чуть позже. Работа в паре. Чтобы найти решение задачи, двум ученикам предлагается изучить вопрос с разных сторон. В процессе работы ребята должны объяснить друг другу свои варианты решения и выработать общий ответ. Такие задания развивают коммуникативные навыки и умение смотреть на проблему с нескольких точек зрения. Интеллектуальный марафон. Это набор самых сложных, но увлекательных заданий по теме, которые пробуждают исследовательский интерес ребёнка и учат использовать свои знания в нестандартных ситуациях. Для их решения может потребоваться помощь взрослого. Вторая важная особенность программы — принцип выбора. Любая тема включает задания базового уровня( необходимый минимум) и 2–4 вариативных — более сложных, направленных на расширение кругозора и развитие нестандартного мышления. Каждый ученик может выбрать степень погружения в предмет. Также ребёнку предлагаются на выбор задания с разными видами деятельности — поисковой, творческой, интеллектуальной, исследовательской или проектной. Важная роль проектной работы — третья особенность программы «Планета знаний». Во время учёбы школьники ставят спектакли, сочиняют сказки, готовят презентации. При этом ребёнку предоставляется выбор — выполнить индивидуальное задание или принять участие в групповом проекте. Такая деятельность развивает кругозор и творческое мышление, учит работать в команде и выполнять разные социальные роли. Система «Планета знаний» Критерий 1 – цель. Главная цель УМК «Планета знаний» создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности. Критерий 2 – основная идея. Авторы УМК «Планета знаний» старались создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения. Критерий 3 – особенность. Особенность УМК «Планета знаний» это целостность всей системы. Критерий 4 – самостоятельность в работе. УМК «Планета знаний» требует обязательной вовлеченности родителей в учебный процесс. Такая структура учебников и рабочих тетрадей, сам учебный материал УМК, разделение его на инвариантную и вариативную части, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, предоставляют учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальный возможности каждого ученика с учетом общего уровня подготовленности всего класса, использовать разные формы и методы обучения. Для более сильных учеников есть дополнительные задания. Учитель имеет возможность выбрать те задания, которые подходят для класса в зависимости от его уровня подготовленности. Важно, что соблюдается единая структура для учебников по разным предметам. Это касается не только обозначений и порядка разделов, но и подачи материала с помощью участвующих в обучающем сюжете героев. Петя и Маша – герои со страниц учебника по русскому языку встречаются в математике и окружающем мире. Много заданий для работы в паре, что развив ает коммуникативные способности учащихся. Учебники УМК «Планета знаний» постоянно обращаются и к родителям. Во всех книгах есть, в частности, задание «Спросите у взрослых», т. е. родителям предлагается помочь ребенку получить или собрать информацию, включиться в различные виды деятельности совместно с маленьким учеником, в Букварь и учебник по литературному чтению включаются материала для семейного чтения. Он предполагает обсуждение прочитанного, обмен впечатлениями.
Перечень интернет- источн иков по теме «Современные технологии в работе учителя начальных классов» Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. URL: https: / / infourok. ru/ tehnologiya- problemnogo- obucheniya- na- urokah- v- nachalnoy- shkole- 2784490. html Технология инте грированного обучения. URL: https: / / episheva. ru/ article/ tehnologija- integrirovannogo- obuchenija- . html Технология сотрудничества. URL: https: / / videouroki. net/ razrabotki/ ispol- zovaniie- tiekhnologhii- sotrudnichiestva- na- urokakh- v- nachal- noi- shkolie- 1. html Группов ая технология в начальной школе. URL: https: / / scienceforum. ru/ 2019/ article/ 2018013508 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. URL: https: / / school. kontur. ru/ publications/ 2463 Технология коллективного взаимодействия в начальных классах. URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ russkii- yazyk/ 2012/ 01/ 27/ tekhnologiya- kollektivnogo- vzaimodeystviya- v- nachalnykh Кейс- технология. URL: https: / / www. surwiki. admsurgut. ru/ wiki/ images/ Проектная технология. URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ obshchepedagogicheskie- tekhnologii/ 2017/ 01/ 09/ proektnaya- tehnologiya Технология развития критического мышления. URL: https: / / orionschool. ru/ blog/ tpost/ ubkb8ggnm1- tehnologiya- razvitiya- kriticheskogo- mish Технология модульного обучения в начальной школе. URL: https: / / infourok. ru/ tehnologiya- modulnogo- obucheniya- v- nachalnoj- shkole- 6403613. html Использование ИКТ при организации дистанционного обучения. URL: https: / / www. prodlenka. org/ metodicheskie- razrabotki/ 429503- ispolzovanie- ikt- pri- organizacii- distancionno Технология развивающего обучения в начальной школе. URL: https: / / www. prodlenka. org/ metodicheskie- razrabotki/ 519332- tehnologija- razvivajuschego- obuchenija- v- nach Технология разноуровневой дифференциации в начальной школе. URL: https: / / multiurok. ru/ files/ tiekhnologhiia- raznourovnievoi- diffierientsiatsii- . html Технология мастерских. URL: https: / / nsportal. ru/ shkola/ dopolnitelnoe- obrazovanie/ library/ 2023/ 05/ 02/ tehnologiya- masterskih Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС. URL: https: / / solncesvet. ru/ seminars/ igrovye- tehnologii- v- nachalnoy- shkole- v- usloviyah- realizacii- fgos4724799276/
А нализ рабочей программы Название образовательной организации: МБОУ « СШ № 14 » Учебно- методический комплект: «Школа России» Класс: 2 Предмет: литературное чтение Пояснительная записка Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно- нравственного развития обучающихся. Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлено на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Цели и задачи курса Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач: ф ормирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; овладение техникой смыслового чтения вслух, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно- нравственного развития младших школьников. Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно- эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы. Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования. Описание места учебного предмета в учебном плане Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте». Содержание литературного чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На литературное чтение в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель( 40 часов) , для изучения литературного чтения во 2–4 классах отводится по 102 часов( 3 часа в неделю в каждом классе) . Ценностные ориентиры содержания курса Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования. Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе. Учебно- тематический план Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса Литературное чтение( в 2 частях) , 2 класс/ Климанова Л. Ф. , Горецкий В. Г. , Голованова М. В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение». Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет: РЭШ, Учи. ру, ЯндексУчебник. Виды и формы контроля Текущий: Устный опрос Проверочная работа/ практическая работа Тест Итоговый: Контрольная работа Планируемые результаты Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Гражданско- патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; Духовно- нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально- эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред; ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно- художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; Метапредметные результаты В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли( морали) , жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета( композиции) , восстанавливать нарушенную последовательность событий( сюжета) , составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты изучения литературного чтения. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения( изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное) , находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно- этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту( без отметочного оценивания) ; читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения( ритм, рифма) ; понимать содержание, смысл прослушанного( прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; различать отдельные жанры фольклора( считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы( литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни) ; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий тексте произведения, составлять план текста( вопросный, номинативный) .
Проблемы обучения одаренных детей Одной из значительных проблем в обучении одаренных детей начального общего образования является недостаточная адаптация учебного процесса к их высоким способностям и потребностям. Одаренные дети часто испытывают скуку на стандартных уроках, что может привести к снижению их мотивации и интереса к учебе. Актуальность: Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества. В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Т ри группы одаренных обучающихся: Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким- то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением. Школьники, не достигающие по каким- либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству. Н аиболее частые особенности дезадаптации одаренных детей. трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; проблемы конформности, т. е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности; очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе; диссинхромия развития как причина потери мотивации к учебе. Проблемы в работе с одаренными детьми в школе можно сформулировать следующим образом: Неумение диагностировать одаренность. Отсутствие методической литературы. Нехватка времени для работы с такими детьми. Большая загруженность учащихся. Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету. Пути решения проблемы Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы. Дифференцированный подход: Учителя могут адаптировать учебные материалы и задания в зависимости от уровня подготовки и интересов одаренных детей. Это может включать более сложные задачи, проекты и исследования, которые соответствуют их способностям. Углубленное изучение предметов: Предоставление возможности одаренным детям углубленно изучать интересующие их предметы. Это может быть реализовано через специальные курсы, кружки или факультативы, где они смогут развивать свои таланты и интересы. Проектная деятельность: Включение одаренных детей в проектную деятельность, где они могут работать над собственными идеями и проектами. Это способствует развитию креативности и критического мышления, а также позволяет им проявить свои способности. Создание групп одаренных детей: Формирование групп или классов для одаренных учеников, где они смогут учиться вместе, обмениваться идеями и поддерживать друг друга. Это также поможет избежать чувства изоляции, которое может возникнуть у таких детей в обычном классе. Поддержка со стороны родителей и специалистов: Важно вовлекать родителей в образовательный процесс и предоставлять им информацию о том, как поддерживать развитие одаренных детей. Также может быть полезно сотрудничество с психологами и педагогами, которые специализируются на работе с одаренными детьми. Развитие социальных навыков: Одаренные дети могут испытывать трудности в общении со сверстниками. Важно включать в учебный процесс элементы, способствующие развитию социальных навыков, такие как командные проекты и групповые обсуждения. Обратная связь и поощрение: Регулярная обратная связь о достижениях и прогрессе одаренных детей, а также поощрение их усилий, могут помочь поддерживать их мотивацию и интерес к учебе. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Список использ уемых источников Богоявленская Д. Б. , Брушлинский А. В. , Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В. Д. Шадрикова, - М. , 2002. https: / / psychlib. ru/ mgppu/ rko/ rko- 001 Богоявленская, Д. Б. « Психология творческих способностей »- М. , 2002. http: / / old. step- into- the- future. ru Богоявленская, М. Е. « Природа «проблем» одаренных: методическое пособие ». Режим доступа: https: / / www. den- za- dnem. ru/ page. php? article= 86 Одаренные дети в школе( из опыта работы) . Режим доступа: https: / / grktmn. ru/ files/ PedMast_ ST_ EdilyanYuEd_ 07_ 2021. pdf Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально- педагогической деятельности. Режим доступа: http: / / childpsy. ru/ lib/ articles/ id/ 10272. php