Урок-проект "Моё любимое число"
Документы для скачивания
Урок- проект по математике на тему «Мое любимое число» Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в древний город Цифроград. Нашей темой сегодняшнего урока будет звучать так: «Моё любимое число». Знаете ли вы как люди научились считать и записывать цифры? Ребята, какие цели мы може м поставить сегодня на урок? Цель: узнать, как люди научились считать и записывать цифры, сделать свое любимое число в виде работы- исследования. Ребята, сейчас я вам расскажу, как люди научились считать и записывать цифры. Давным- давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, так же, как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков- вожака стаи, из стада оленей- одного оленя, из выводка плавающих уток- одну птицу, из колоса с зернами- одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как" один" и" много" . Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов( глаза, уши, рога, крылья, руки) , привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: " Много" . Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д. Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами- - против берлоги, трех- с одной стороны и трех- с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Специальные названия чисел имелись- поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 — это два и один, 4 — это два да два, 5 — это два, еще два и один. На берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое знало только три числа- 1, 2 и 3. Вот как трудно было людям научиться считать! К ак люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по- разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А" десять" обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи- значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч- лягушкой, а миллион- фигуркой с поднятыми руками, десять миллионов- вся Вселенная. Не очень- то удобно было записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить. Гораздо лучше придумали запись чисел в древнем Вавилоне. Они поступали так: записывали все числа от 1 до 59 по десятичной системе, применяя принцип сложения. При этом они пользовались всегда двумя знаками: прямым клином для обозначения 1 и лежачим клином для 10. Число 32, например, писали так: Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а потом таблички обжигали, и они становились твердыми и прочными. При раскопках были найдены целые библиотеки и архивы из таких табличек. Когда возникла письменность, многие народы начали для обозначения чисел использовать алфавит. Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, греков, арабов, евреев, славян и других народов. Алфавитная система была принята и в древней Руси. В древней Руси буква «а» обозначала единицу, «в»- два, «г»- три и т. д. Однако алфавитная нумерация была неудобна: с их помощью нельзя обозначать большие числа. Они были удобны только для записи чисел до 1000. Для того, чтобы отличать числа от слов, над буквами, изображающими числа, ставили специальный значок: греки- просто черточку, а славяне- волну, которая называлась" титло" . А вот система нумерации и вычислений, которая сложилась в Индии, оказалась такой удобной и удачной, что е й сейчас пользуются во всем мире. Все- таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. От арабов к нам пришло и слово “цифра”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, ……. Вот, оказывается, какая длинная история у этих знакомых значков! У каждого человека есть любимое число. И сейчас, ребята, я предлагаю вам творческую работу- исследование. Ваша задача нарисовать, вырезать или сделать из каких- либо предметов свое любимое число и то, как оно обозначалось в древности( два числа – как сейчас и в древности) , и найти что оно означает, как характеризуется. ( Выставка работ) Ребята, какая была цель нашего урока? Мы ее выполнили? Ребята, а как вы думаете, кто лучше всего работал на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Что у нас с вами получилось? ( мб получится числовой ряд) . Всем спасибо за работу, до свидания!