a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный проект: " Самообразование педагога- одна из составляющих его профессиональной компетенции»

Автор: Беркумбаева Асия Ракимбаевна Опубликовано: 2024-12-24 15:07:09

Документы для скачивания

МДОУ «Кизильский детский сад №3» Проект по теме: «Самообразование педагог а- одна из составляющих его профессиональной компетенции» Старший воспитатель: Беркумбаева А. Р. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. «. . Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях! . . Т олько те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». К. И. Чуковский. Совершенствование качества обуче ния и воспитания в детском саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, Если процесс образования: Осуществляется добровольно. Осуществляется сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Необходимо для совершенствования каких- либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.    Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного человека, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что современным дошкольным учреждениям предоставлено право выбора вариативных комплексных( парциальных) программ, выбора методов воспитания и обучения, право внедрения авторских программ и методик. Эти обстоятельства определяют проблему переосмысления содержания и методов работы в свете новых требований педагогической и психологической наук. Это, в свою очередь, хороший стимул для организации работы по самообразованию педагогов в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего, важно создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием работы методиста должна стать система повышения квалификации педагогов. В нашем ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации в том числе: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому методист должен организовать работу так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Однако организованное самообразование продолжает до сих пор оставаться наиболее трудно реализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в МАДОУ ЦРР д/ с №3 « Ивушка », мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на организацию самообразования педагогов через занятия педагогов в творческих группах медико- психолого- педагогической мастерской. Цель: повышение эффективности методического сопровождения индивидуального маршрута самообразования педагогов в дошкольном образовательном учреждении.   Цель организации работы по самообразованию педагогов: - Стимулирование у педагогов развития творческих и деятельностных способностей; - развитие у педагогов «продуктивности мышления»- предложение своих идей по воспитательно- образовательному процессу( предлагать и разрабатывать собственные идеи) ; - развитие способности к прогнозированию, оценке результативности своей деятельности; - решение творческих проблемных задач, ориентированных на альтернативное творческое мышление; - стимулирование педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности; - повышение способности к обучаемости – систематическое обучение на курсах, семинарах; - развитие перфекционализма – стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; - развитие социальной автономности, готовности отстаивать собственную точку зрения, независимости в суждениях.   Часть 1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения   Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно- образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию, общесадовскому мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека» Общественное мнение. Педагогам не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. Материальное стимулирование. Категория педагогов, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелись сам! » Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать? Источники самообразования. Телевидение Газеты, журналы Литература( методическая, научно- популярная, публицистическая, художественная и др. ) Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Платные курсы Семинары и конференции Мастер- классы Мероприятия по обмену опытом Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации Путешествия В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Формы непрерывного повышения квалификации: Обучение на курсах( 1 раз в 5 лет) ; Самообразование; Аттестация; Участие в методической работе на уровне детского сада, муниципалитета, региона. Советы педагогам, занимающимся самообразованием. Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя: Систематический просмотр определенных телепередач. Чтение конкретных педагогических периодических изданий. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий. Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы. Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий у коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов. Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. Организация кружковой деятельности по предмету. Изучение информационно- компьютерных технологий. Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету. Общение с коллегами в детском саду, районе, городе и в Интернете. Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста. На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.     Результат самообразования: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир. » А. Дистервег   Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? ( самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) повышение качества преподавания предмета( указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество) ; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме( теме) .            Продуктивность процесса самообразования. Самообразование педагога будет продуктивным, если: В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога- профессионала( под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов) . При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Часть 2.  Роль методической службы в организации самообразования педагогов   Советы по организации самообразования.   Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.   Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.   Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть: Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; изучение учебной и научно- методической литературы; ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; изучение новых программ и педагогических технологий; изнакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; повышение общекультурного уровня. Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.   Для молодых специалистов: Осознание ценностей личностно- ориентированной модели воспитания, обучения и развития; Формирование основ педагогического мастерства; Развитие умений и конструктивных способностей.   Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: Овладение способами проектирования воспитательно- образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; Формирование умения анализировать научно- методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.   Для опытных, творчески- работающих воспитателей: Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого- педагогической науки и социального заказа общества; Проявление творческого потенциала педагога; Пропаганда своих достижений; Развитие исследовательской деятельности.   Для педагогов без специального образования: Овладение методикой работы с детьми; Адаптация к педагогической деятельности.   Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;   Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая помощь необходима воспитателю: в определении темы, целей и задач; в планировании работы по самообразованию; в ходе реализации плана; в изучении и анализе результативности своей работы. Система работы педагогов по самообразованию: В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию( или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…) . В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме: - Изучают необходимую литературу. - Посещают РМО, для обогащения опытом работы. - Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы. - Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки. В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице. Таблица №1 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Этапы работы по самообразованию Деятельность педагога Деятельность старшего воспитателя 1 Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование 2 Планирование работы по самообразованию Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: • в определении содержания работы по самообразованию; • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога 3 Теоретическое изучение проблемы( знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)        Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно- популярной, методической и художественной литературы; • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей; • видеозаписи; • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; • материалы из опыта работы; • тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др. 4 Практическая деятельность( применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно- образовательного процесса, изучение практических материалов   5 Подведение итогов самообразования Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования: • выступление по итогам работы и обмену опытом; • составление картотеки по проблеме; • игры и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно- образовательной работы; • составление перспективного плана работы с детьми; • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; • оформление передового педагогического опыта    Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. План работы по самообразованию Воспитатель_ _ _ _ _ _ _ _ группы №_ _ _ _ _ МДОУ д\ с №_ _ _ _ Тема: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Цель, задачи: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Литература: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   Раздел плана         Сроки       Форма работы Практические выходы( рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д. )                           Выводы:         Памятка для анализа процесса самообразования: Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д. Практические выводы после проработки конкретной темы( тезисы, доклады и др. ) Творческое сотрудничество( с педагогом, методистом…) Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.   Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации: Работа по теме самообразования не менее 1 года; Изучение научно- методической литературы; Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме; Создание современной предметно- развивающей среды в группе; Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе; Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; Обучение на курсах повышения квалификации; Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях; Активное участие в работе методического объединения района; Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе; Обобщение опыта работы по теме самообразования.                              На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности( курсы, семинары, педсоветы и т. д. ) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект- субъектными отношениями. ( К. Д. Ушинский) Как показывает практика, далеко не все учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами: Что обеспечивает успех моей деятельности? Что влияет на ее результат? Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить? Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие. Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний. Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе. Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого- педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию. Таким образом роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым  в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. ( См. Кухарев  Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества) С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое. Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования( ситуативное, ситуативно- инициативное, инициативное) .     ЛИТЕРАТУРА   Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М. : АСТ, 1999. С. 88- 108. Бабкина, Т. А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых/ Т. А. Бабкина/ / Кіраванне ў адукацыі. - 2006. - №12 Васильева А. И. , Бахтурина Л. А. , Кобитина И. И. Старшийвоспитатель детского сада. М. : Просвещение, 1990. Лапицкая, В. Н. Системный подход в управлении развитием профессиональной компетентности учителя/ В. Н. Кіраванне ў адукацыі №5. - 2005. - С. 44 Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н. Мартина/ / Директор школы. - 2006. - №3. - С. 65 Смоляк, В. С. Управление самроразвитием професситональных компетенций учителей/ В. С. Смоляк/ / Кіраванне ў адукацыі. - 2006. - №6. - С. 42 Селевко, Г. К. Научи себя учиться/ Г. К. Селевко/ / Центр “Педагогический поиск”. - 2006. - С. 20 Сам себе инспектор: самооценка качества/ / Библиотека журнала “Директор школы”. - 2005. - №7 Лизинский, В. М. / / Центр “Педагогический поиск”. - С. 126

Оставить комментарий: