a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Матрешки"

Автор: Балалаева Светлана Дмитриевна Опубликовано: 2024-12-25 12:26:46

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Теремок» Республика Бурятия, Джидинский район, с. Петропавловка, ул. Свердлова, 51 тел. : 8( 30134) 41- 7- 45, e- mail:   dsteremok_ petropavlovka@ govrb. ru Проект « Матрешка- русская народная игрушка » для детей группы раннего возраста с. Петропавловка 2022 г. Вид проекта: познавательно- творческий, игровой Продолжительность: краткосрочный, Участники проекта: де ти раннего возраста гр. * Карамельки* , воспитатель, родители. Цель проекта: Ознакомление детей раннего возраста с русской народной игрушкой- М атрешкой: Для педагога: Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной русской игрушкой- матрешкой. Для детей: 1. Познакомить детей с русской народной игрушкой- матрешкой. 2. Вызвать у детей интерес к русской матрешке. 3. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой. 4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки. 5. Расширить и активизировать словарный запас детей; Для родителей: 1. Расширить знания родителей о русской народной игрушке– ма трешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми. 2. П ривлечь родителей к приобретению в семью игрушки – матрешки. Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей( Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие) . Материальное обеспечение группы: иллюстрации с изображением народных игрушек; Пособия, необходимое для проведения НОД; Консультация: п апка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»; «Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» Е. Флерина Актуальность проекта: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков, родословной семьи. Воспитание маленького гражданина и патриота, любящего и знающег о свою Родину – актуальная проблема нашего времени. Она не может быть решена без глубокого познания духовного б огатства своего народа, знаний о народной культуре, ознакомления с традициями русского народа.   Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом чело веческих рук, которые красочно расписан ы мастерами и умельцами необъятной нашей страны, издавна дарят людям любовь и доброту.   В настоящее время прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранног о производства, а ТВ, СМИ активно их рекламируют. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. У детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, истории ее возникновения.   Родители пра ктически не покупают своим детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно- исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно- прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно- патриотических чувств.   Сегодня незаслуженно забыты народные игрушки, и традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей.   Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много ценного для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формиру ет первые математические навыки( счет до 5) знакомит с основами сюжетной игры.   Знакомя детей с русской народной игрушкой- матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.   Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.   Исходя из вышесказанного, возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве, через проект.   Этапы работы над проектом: 1 этап- Организационно- подготовительный Подбор методической и художественной литературы по теме «Русская Матрешка»; Изучение литературы; Планирование работы; Сбор информации из разных источников( художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения) ; Составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций для рассматривания. 2 этап- Практический Знакомство с русской народной игрушкой- матрешкой; Рассматривание иллюстраций- матрешек; Чтение русских народных потешек, прибауток Проведение НОД на тему «Матрешка»; Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой; Изготовление папки передвижки для родителей « Р усская народная игрушка- м атрешка ». пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»; привлечение родите лей к приобретению в семью народной игрушки- матрешки. 3 этап- Заключительный Обобщение результатов работы; Завершение проекта: выставка детских работ( рисунков, аппликаций) ; оформление картотеки игр с матрешкой; Папка передвижка « Русская народная игрушка- м атрешка ». Вывод: Дети с интересом и огромным удовольствием играли в народные игрушки. Им было интересно, что же там внутри? открывая одна за другой матрешки. Родители были активными участниками в играх с детьми. Приложение 1 Картотека игр с матрешкой для детей раннего возраста 1.       Дидактическая игра «Мозаика- сложи матрешку» Цель: Научить собирать детей целостное изображение игрушек матрешек из частей. Дидактические задачи: учить собирать матрешку из частей по способу мозаики Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам. Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек; детали небольшого размера с фрагментами картинок. Ход игры В игре участвуют один и более игроков( по количеству картинок) . Везли матрешки на базар, Да рассыпали товар. Все матрешки сломались, Лишь осколки нам остались. Вы, ребятки, не зевайте, А осколки собирайте. Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.   2.       Игра «Собери матрешку» Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Материал: ( расписная матрешка высотой 8- 10 см. , внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная) Игровые действия: Педагог ставит на стол матрешку. Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую,   3.       Дидактическая игра «Найди домик матрешке» Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине. Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.   4.       Настольно- печатная игра «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ» Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. Очень любим мы матрешки, Разноцветные одежки, Сами ткем и прядем, Поиграть мы к вам идем!   Приложение 2 Советы родителям «Как играть с матрешками» Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка –д етская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Первое знакомство с матрешкой. После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка! » Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная. Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что- то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее. Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко! » Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5- 7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.   Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто- нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.   Приложение 3 Конспект НОД по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Украсим наряд Матрешке» Цель: Продолжать учить детей правильно держать кисточку в правой руке, приемом примакивания украсить сарафан матрешки. Задачи: 1. учить рисовать детей кисточкой приемом примакивания. 2. развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги 3. воспитание доброты у детей, желание помочь, воспитание интереса к матрешке. Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Материал: Трехместные матрешки, рисунки матрешек, гуашь, кисточки, непроливайка, салфетки». Ход: Педагог вместе с детьми заходит в группу. Сюрпризный момент Воспитатель: Ой, дорогие ребятишки, кто же в гости к нам пришел? ( достает игрушку – матрешку) . Дети отвечают. Давайте поздороваемся мы с ней. Дети здороваются и рассматривают матрешку. Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная игрушка. Прежде чем начнем рисовать, надо с пальчиками поиграть! Пальчиковая игра. Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружимся. Дружненькие пальчики, Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем рисовать! Воспитатель показывает на мольберте, как надо рисовать, наносить узор. Дети берут кисточки, рисуют. Воспитатель: Вот какие красивые, нарядные матрешки у нас получились. Педагог на мольберте прикрепляет матрешек Воспитатель Вам понравилось играть с матрешкой? А разукрашивать матрешек вам понравилось? Воспитатель: Матрешке пора со своими подружками прощаться и отправляться в страну игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть. Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу   Конспект НОД в группе раннего возраста «Украсим сарафан Матрешке» Цель: Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги. Задачи: О бразовательные: Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры( круги разного цвета) . Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости силуэта, создавая узор из кругов. Учить аккуратно, наклеивать детали аппликации, используя в работе салфетку, клеенку, кисть, клей. Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, внимание, речь, творческую активность, мелкую моторику рук, наблюдательность. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание украшать матрёшку. Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам. Оборудование: Клей, кисточка, емкость для клея, клеенка, салфетки, заготовки матрешек из цветного картона с готовыми личиками, цветные кружки и треугольники.   Приложение 4   Ход: Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня солнечный, хороший денёчек, так и хочется поиграть во что то интересное. А вам хочется поиграть? Вы любите играть? Дети: Любим. Воспитатель: У вас у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть? Ответы детей Воспитатель: У меня тоже есть любимая игрушка. А хотите узнать какая? Воспитатель: Правильно, ребята, это матрешка. ( Показываю детям матрешку. ) Воспитатель: Весёлая игрушка, расписная матрёшка издавна была самой любимой игрушкой ваших дедушек и бабушек, когда они были маленькие. Много кукол деревянных Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Всех Матрёшками зовут! Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка! Воспитатель: Ребята наша матрешка сегодня к нам пришла не одна, а вместе с подружками, только вот никак их не может найти. А вы их не видали, ее подружек хохотушек( ответы детей) Вы слышите, кто- то под скатертью шепчется? ( Дети находят матрешек на отдельном столе, под расписной скатертью. ) ( На мольберт раскладываю силуэты матрешек) . Воспитатель: Но они вовсе не нарядные, грустные, где- же их расписные сарафаны? Воспитатель читает стихотворение и выставляет матрешек на мольберт. Вот они! Убедительно бледны, Нужно взяться нам за дело, Украшать матрешек смело. Выбирать такой узор, Чтобы радовал он взор. Ребята мы можем помочь матрешкам?  - Как же мы им поможем? ( ответы детей) - Конечно, сейчас мы превратимся в мастеров, наденем нарукавники и фартуки. Украсим узором сарафаны. - - - Подойдите к столам, это наша мастерская. - Но прежде чем начать работу – сделаем гимнастику для пальчиков.   Пальчиковая гимнастика Мы красавицы- матрешки Разноцветные одежки Раз Матрена, два – Маланья, Мил а- три, четыре – Маша Маргарита- это пять Нас не трудно сосчитать. ( перед детьми лежат заготовки матрешек из цветного картона с готовыми личиками, цветные кружки и треугольники) Воспитатель: Посмотрите на столы, что лежит перед вами? ( ответы детей) Правильно, заготовки матрешек и кружки и треугольники. Сейчас мы с вами начнем украшать сарафаны нашим матрешкам. Воспитатель объясняет последовательность выполнения работы: выкладываем узор, располагаем кружки и треугольники на сарафане, затем мажем детали клеем и приклеиваем. Воспитатель: А теперь ребята приступаем к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. ( Напоминает детям, что узор снимать не надо. Брать по одной фигуре, намазывать на клеенке с белой стороны клеем от середины к краям, переворачивать намазанную форму придерживая с двух сторон пальцами обеих рук и приклеивать к матрешке. При снятии лишнего клея нужно плотно прижать салфетку. Затем взять следующую фигуру и так далее. Итог Воспитатель: - Ребята посмотрите, какие красивые у нас получились матрешки. Какие они яркие и веселые. Матрешки благодарят вас за работу. Им очень понравился наряд. А кому вы хотите подарить матрешечку? ( ответы детей   Приложение 5   Конспект НОД в группе раннего возраста «Знакомство с народной игрушкой — матрешкой» Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Задачи по образовательным областям: - познакомить детей с народной игрушкой- матрешка; - формировать способность детей воспроизводить танцевальные движения, показываемые взрослым под музыку; - развивать умение играть рядом, помогать друг другу и вместе радоваться красивым игрушкам;  - различать количество предметов( один- много) ; - учить собирать картинку из 2- 4 частей. Словарная работа: матрешка, красочная, яркая, веселая. Методы и приемы: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, худ. с лово, рассказ воспитателя, рассматривание игрушки, беседа, похвала. Материал: большая коробка, колокольчик, конверты, с изображением матрешек разрезанные на 2- 4 части, двухместные матрешки, музыкальное сопровождение.   Приложение 5 Ход: Раздается звон колокольчика. Воспитатель заносит в группу большую коробку. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежало возле двери в нашу группу( показывает детям коробку) . Вы хотели бы узнать, что находится в этой коробке? ( Ответы детей) Тогда давайте откроем ее и посмотрим, что там. Воспитатель вместе с детьми открывают коробку, достают большую матрешку. Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется эта игрушка? ( Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает) . Э то матрешка, народная игрушка. Воспитатель читает стихотворение: Кукла славная – матрешка, Где же ручки, Где же ножки? Ах, какие щечки, Красные, румяные, На фартучке цветочки И на сарафане. Ротик- будто ягодки, Глазки- будто точки! Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красавица к нам пришла. Ее зовут Матрена. Воспитатель вместе с детьми рассматривает матрешку. Воспитатель: Ребята, а во что одета матрешка? ( Ответы детей) Как расписано платье? ( Ответы детей) Что на голове у матрешки? ( Ответы детей) Воспитатель: Ой, а в матрешке то нашей что- то гремит! ( Трясет матрешку) Хотите узнать, что за сюрприз приготовила нам матрешка? ( Ответы детей) Со словами: «Матрешка- матрешка, откройся немножко», воспитатель достает еще одну матрешку, потом следующую и т. д. Воспитатель ставит матрешек в ряд и читает стихотворение: Эти русские матрешки, Разноцветные одежки, На секреты мастерицы, В старшей прячутся сестрицы. Сколько их там не поймешь, Если младшей не найдешь. Воспитатель: Сколько матрешек мы достали из коробки? ( Ответы детей) А сейчас, сколько матрешек? ( Ответы детей) Правильно, молодцы! Была одна матрешка, а теперь много! Вот в чем загадка матрешки!   Воспитатель обращает внимание на величину матрешек: поменьше матрешка Матреша, еще меньше Маша, еще меньше- Машенька, а самая маленькая – Матрешечка. Воспитатель вместе с детьми любуются матрешками: «Вот какие наши матрешки хорошенькие». Матрешки устали стоять они хотят с вами поиграть.   Игра – импровизация: «А где матрешки? »( Дети встают в круг, в руки раздаются цветные платочки) . Как только музыка началась, дети идут по кругу и машут платочками. Музыка закончилась – дети присаживаются на корточки и прячутся за платочки. На слова: А где же матрешки? Дети показывают личики. Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите и наши матрешки тоже веселыми стали. Воспитатель: Посмотрите, а у меня есть еще другие матрешки. ( Показывает конверты. ) Д авайте, ребята, соберем эти части и посмотрим, что у нас получится. ( Дети складывают изображение матрешки из двух—четырех частей. ) Воспитатель: И что же у нас получилось? Дети: Матрешки. Воспитатель: Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми заданиями. Матрешки благодарят вас за помощь и предлагают вам с ними потанцевать. ( Звучит музыка и дети вместе с воспитателем исполняют танец матрешек) . Воспитатель: Понравились вам матрешки? ( Ответы детей) Вы тоже понравились нашим сестричкам и за это он вам приготовили подарки. ( в оспитатель дарит каждому ребенку картинку матрешки) . Матрешка яркая, нарядная, хочется любоваться ею. А еще с матрешкой весело играть. Мы их еще обязательно пригласим к себе в гости, а пока давайте попрощаемся с матрешками. Дети говорят до свидания, воспитатель уносит коробку с матрешками за дверь. Список использованной литературы 1. Берестов В. « Матрешкины потешки », Москва, 1992 г. 2. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2- 3 лет к народному искусству родного края/ Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типо графия Брындиных », 2015. – 92с. : 16 ил. 3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст( 1. 5- 2 года) . Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М- КНИГА», 2017. – 200с. 4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ П од ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 5. Русская матрешка. М. : Мозаика, 2003г 6. Русс кая матрешка. Редактор Н. А. , Фе дорова, 2005 г. 7. https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ proekt- narodnaja- igrushka- mladshaja- grupa. html 8. https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ proekt- narodnaja- igrushka- 75289. html

Оставить комментарий: