a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на ГМО учителей-логопедов. Практикум

Автор: Гайдаржи Елена Николаевна Опубликовано: 2024-12-29 19:57:28

Документы для скачивания

Комитет по образованию Администрации Г. о. Подольск МОУ «Гимназия №4» Практикум для ГМО учителей – логопедов на тему: « Взаимодействие в работе учителя- логопеда и воспитателей по формированию у детей предпосылок к обучению грамоте » составила и провела: учитель – логопед Гайдаржи Е. Н. Г. о. Подольск, 2024г. Актуальность Обучение грамоте- это целенаправленный, систематический процесс по подготовке детей к овладению письмом и чтением. Является одним из ключевых этапов дошкольного развития, который оказывает влияние на формирование речи, мышления, памяти и внимания ребенка. Важным условием является умение ребенком правильно произносить звуки речи, так как именно на материале поставленных звуков и должна строиться работа по обучению детей грамоте. Как известно, у детей в логопедической группе нарушено звукопроизношение, поэтому данное условие не всегда выполняется, в результате дети часть заданий выполнить просто не могут, что затормаживает сам процесс обучения. Проблема Как обеспечить успешное овладение грамотой у всех детей, учитывая индивидуальные особенности развития? Отсутствие тесной взаимосвязи между логопедом и воспитателем может привести к дублированию усилий, несогласованности подходов и снижению эффективности обучения. Взаимодействие воспитателя и логопеда- это ключевой фактор успеха в обучении грамоте. Цель взаимодействия – с о здать единую систему обучения грамоте, направленную на развитие языковых способностей детей, предупреждение и коррекцию речевых нарушений. Повышение результативности коррекционной работы. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня. Подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно- педагогической деятельности логопеда и воспитателей. Совместная коррекционная работа в логопедической группе предусматривает решение следующих задач: – логопед формирует первичные речевые навыки у детей- логопатов; – воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. Основные виды организации совместной деятел ьности логопеда и воспитателя: 1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания и сос тавление совместного плана работы. 2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей. 3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни. 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам( логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) . 5. Разработка об щих рекомендаций для родителей. Для реализации единой системы обучения грамоте воспитатель и логопед используют методические приемы: и гровые методы; д идактические игры; а ртикуляционная гимнастика; р азвитие мелкой моторики; п роведение речев ых игр; и спольз ование дидактических материалов. Как логопед помогает воспитателю планировать работу В начале учебного года логопед знакомит с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. Тематика бесед охватывает все стороны взаимодействия логопеда и воспитателя. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. Л огопед оказывает помощь воспитателю в  подборе  речевого материала для автоматизации и дифференциации определенного звука, предлагает  игры и упражнения.   Очень важно подобрать правильный речевой материал. Необходимо оформлять тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. В ней указывают логопедические приемы, упражнения и пр. С ее помощью гораздо легче планировать коррекционную работу. Каждую неделю логопед готовит список заданий для воспитателя, в который входят: рекомендации по подбору материала для занятий. подготовка и проведение индивидуальных занятий по темам, которые ребенку трудно освоить. Обычно логопеды рекомендуют каждый день работать индивидуально с 2- 3 детьми и следить за тем, чтобы в течение недели каждый ребенок побывал на персональных занятиях с воспитателем хотя бы раз. проведение игр, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Воспитатель должен включить их в режим дня. Важно, чтобы воспитатель выполнял эти задания своевременно и прислушивался к рекомендациям логопеда — тогда работа будет действительно эффективной. В нашей логопедической группе планируется взаимодействие логопеда и воспитателя в соответствии с рекомендациями О. С. Гомзяк. В её разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений, подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т. д. , включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие применения рекомендаций О. С. Гомзяк заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем- логопедом. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителя- логопеда. Результаты выполнения заданий воспитатель фиксирует в данной тетради. Это помогает логопеду на логопедических занятиях корректировать работу с ребенком, у которого возникли трудности. Одним из условий является создание предметно- пространственной организации группового помещения, в группе имеется Центр « Звуковичок », где осуществляется подготовка детей к обучению грамоте. Одной из форм взаимодействия учителей- логопедов и воспитателей мы считаем проведение мероприятий для родителей. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ. Ведется совместная работа по подготовке  информации для родителей( оформ ление буклетов, памяток, по обучению детей грамоте, размещение консультаций на сайте детского сада) Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ Игры- презентации  мы используем в различных формах: индивидуально, с подгруппой детей и  как часть занятия с группой детей. Огромным преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить достаточно большой объем информации( текстовый, графический, звуковой) . Такие игры позволяют внести в занятие новизну, детей привлекает звук, движение, анимация.  С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой стороне слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополнять и активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, развивать связную речь. Метод наглядного моделирования На занятиях по подготовке к обучению грамоте, я использую метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия( звук, слово, предложение, текст) , научиться практическим действиям с ними. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Воспитатель на коррекционном часе закрепляет материал с помощью игр и заданий с применением наглядного моделирования. Игры и игровые задания мы используем не только на занятиях, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах, а также на прогулках. Обучение грамоте с помощью конструктора LEGO Конструктор LEGO — это не только увлекательная игра, но и эффективный инструмент для обучения грамоте. С его помощью можно развивать у детей мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и другие важные навыки, которые необходимы для успешного освоения чтения и письма. Применяем LEGO- символы( для обозначения звуков) : красный – гласный, синий- твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. LEGO- схемы( слоговая схема, звуковая, схема предложения) . С детьми организуем следующие игры: «Посели звуки в домики»- Цель игры: дифференциация гласных и согласных( твердых и мягких) . Домик из красного лего, зеленого и синего. Слова, начинающиеся с гласного звука, помещаем в красный домик, а слова, начинающиеся с согласных – определяем в синий или зеленый домик. «Разноцветные дорожки». Цель игры: дифференциация гласных и согласных( твердых и мягких) звуков. Послушать слова и «выложить» дорожку из разноцветных деталей лего, определяя первый звук в словах. «Определить место звука в слове» «Составь схему предложения из лего конструктора» «Построй букву» Важно помнить, что обучение грамоте должно быть интересным и увлекательным процессом для детей. Конструктор LEGO помогает сделать этот процесс более привлекательным и эффективным. Результаты взаимодействия Благодаря совместной работе воспитателя и учителя – логопеда, работа по обучению детей грамоте становится более эффективной, интересной, удается своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения,  сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности( подготовить их к чтению и письму) . Взаимодействие воспитателя и логопеда- это ключ к успешному обучению грамоте детей. Совместные усилия педагогов позволяют добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Оставить комментарий: