a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар -практикум "Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ"

Автор: Гайдаржи Елена Николаевна Опубликовано: 2024-12-29 23:52:07

Документы для скачивания

МОУ «Гимназия № 4» ПЕДСОВЕТ Коррекционно- развивающая работа с детьми с ОВЗ выполнила: учитель- логопед Гайдаржи Е. Н. 2023г. Коррекционно- развивающая работа с детьми с ОВЗ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ  – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения такого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социум. КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВУЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ не следует сводить к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Поэтому коррекционно- развивающая работа с детьми с ОВЗ должна включать следующие НАПРАВЛЕНИЯ: нормализацию и обогащение отношений ребенка с ОВЗ с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; разумно возможную компенсацию пробелов и недостатков в его общем развитии и стимулирование деятельности в той области, которую он любит, где может добиться хороших результатов; восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию( девиации) ; накопление социально- ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни. ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИНЦИП КОРРЕКЦИОННО- КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, предлагающий построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ОВЗ.   Организация образовательного процесс должна учитывать психофизиологические особенности ребенка( опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития( восстанавливать и развивать те качества, которые отсутствуют) .   ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО- АДАПТИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ следует рассматривать не как самоцель, а как средство обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости ребенка. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ – преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социо- культурной среде.   ПРИНЦИП ОСОЗНАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предполагает создание условий для формирования у детей с ОВЗ осознания совершаемой ими мыслительной деятельности( развитие элементов рефлексии) . Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить словом или другим символом( графиком, схемой, моделью) не только ее результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Лишь осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок, нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий.   ПРИНЦИП МАКСИМАЛЬНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОГО КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА.  Обучение ребенка только на одном материале мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не проявиться в других областях знаний. Следовательно, для максимального развития интеллектуальных возможностей ребенка с ОВЗ на коррекционно- развивающих занятиях должны быть использованы разные виды учебного материала( понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т. п. ) . Определенное содержание способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.   ПРИНЦИП ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ( БАЗОВЫХ) МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВАЖНЕЙШИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ, составляющих ядро любой познавательной деятельности. Это требует особого внимания при построении процесса обучения ребенка использованию основных мыслительных операций( анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т. п. ) . Базовые мыслительные операции и интеллектуальные действия, являясь универсальными способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляют собой сложные целенаправленные акты мышления. В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимальному результату, необходимо особое внимание обратить на развитие и коррекцию у младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для достижения этой цели необходимы коррекционно- развивающие задания, направленные на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.   ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ в осуществлении коррекционно- развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного.   ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ- это принцип означает, что не каждому ученику требуется проходить всю коррекционную программу- возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, у данного школьника в достаточной степени сформированы. С другой стороны, ученикам с ОВЗ, которым выявленные нарушения позволяют соответствовать возрастной норме психологического развития, коррекционно- развивающие занятия могут принести заметную пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и действий и способствуя большей скорости и легкости их выполнения, а также автоматизации выполнения некоторых из них.   ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ требуют при организации коррекционно- развивающих занятий опираться на предметно- практическую деятельность ребенка с ОВЗ. В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно- практическая деятельность детей под руководством педагога( работа в парах или группах) , которая создает естественные условия( среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями в различных ситуациях общения и социального взаимодействия. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Коррекционно- развивающая деятельность с участием ПМПК включает следующие этапы: Сбор информации о ребенке.  Это первичная диагностика его соматического, психического и социального здоровья. При диагностике используется широкий спектр различных психолого- педагогических методик, в том числе: - тестирование ребенка; - анкетирование родителей и педагогов; - наблюдение; - анализ продуктов учебного труда и т. п.   Анализ полученной информации. На основе анализа определяются группы детей, которым необходима психолого- педагогическая поддержка и коррекционно- развивающее образование. Условно можно выделить следующие группы детей с ОВЗ: - нуждающиеся лишь в психолого- педагогической поддержке ввиду отсутствия у них серьезных проблем в развитии на данный момент и в перспективе; - имеющих предпосылки к возникновению тех или иных проблем в развитии, которым, соответственно, требуется профилактическая коррекционно- развивающая помощь; - имеющих проблемы в развитии на данный момент и требующих системной многоаспектной и длительной коррекционно- развивающей помощи.   Совместная выработка рекомендаций для- ребенка, педагога, родителей и специалистов. Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка в рамках единой комплексной коррекционной программы.   Выполнение коррекционной программы: индивидуально или в группах.   Анализ эффективности коррекционно- развивающей деятельности.  Выработка рекомендаций по ее дальнейшему проведению, привлечению к работе с ребенком специалистов, заверение коррекционно- развивающей работы. Если будет принято решение о необходимости продолжения коррекционно- развивающей с конкретным ребенком, алгоритм, начиная с 3 этапа, повторяется. 5 этап по времени должен приходиться на январь. После внесения необходимых поправок коррекционно- развивающая деятельность осуществляется до окончания учебного года и принятия итогового решения о ее эффективности и возможных вариантах продолжения. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  диагностика соматического, психического и социального здоровья; психолого- социальная помощь; предупреждение нарушений письменной речи. Примерная программа коррекционно- развивающей деятельности направлена на: - обеспечение коррекции недостатков в физическом и( или) психическом развитии детей с ОВЗ; - оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.   Обеспечивать: - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и( или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психофизического развития( в соответствии с рекомендациями ПМПК) ; - освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграцию в образовательное учреждение.   Содержать перечень, содержание и план проведения индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих: - удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; - их интеграцию в образовательное учреждение; - освоение ими основной образовательной программы начального общего образования. Это, в свою очередь, предусматривает: создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, которое включает: психолого- медико- педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования; корректирование проводимых мероприятий; создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента( помощника) , оказывающего детям необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; взаимодействие в разработке и проведении коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ и других организаций, специализирующихся в области семьи, и иных институтов общества, которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. УНИВЕРСАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ РЕБЕНКА С ОВЗ,  которые формируются в процессе реализации программы коррекционной работы, являются умения: Организовать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия( соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего здоровья; Активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена; Воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕБЕНКА С ОВЗ, достигнутыми в ходе осуществления программы коррекционной работы, являются: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми; дисциплинированность и упорство в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укрепления своего здоровья. МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕБЕНКА С ОВЗ,  полученными в ходе осуществления программы коррекционной работы, являются: Осознание личного здоровья как социально- культурного феномена, его объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; Обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям; Планирование и организация самостоятельной деятельности по их достижению; Управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия; Анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей ребенка по их достижению.

Оставить комментарий: