a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

(13.11.2022г) Доклад педагога на педсовет:«Современные технологии логико-математического развития и обучения дошкольников»

Автор: Папкова Наталья Сергеевна Опубликовано: 2025-01-02 15:12:40

Документы для скачивания

Доклад на тему: «Современные технологии логико- математического развития и обучения дошкольников» Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни. Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка. Под математическим развитием дошкольников, по мнению А. А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико- математическое развитие»( З. А. Михайлова) , которое является тождественным. Под логико- математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Согласно Федеральным государственным требованиям нам необходимо отказаться от занятий учебного типа в дошкольном образовании понимать термин «занятие» в самом широком его смысле, а именно как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. В связи с этим у педагогов возникает вопрос: «Как обучать детей математике учитывая вышеперечисленные нововведения? ». Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг. Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т. п. В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей. При этом процесс обучения превращается в процесс «усвоения… в других( не учебных) видах деятельности»; присутствует «ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке собственного опыта»; интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, становятся источником познавательных интересов. Отсюда следует, что процесс логико- математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность дошкольника, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах. Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно- дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностн о- кардинально иной трактовки процессов воспитания: Воспитывать- значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей. Дети охотно всегда чем- нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Я. А. Коменский Рекомендуем в детском саду использовать современные технологии логико – математического развития и обучения детей дошкольного возраста. Проблемно- игровая технология – это технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Главный компонент проблемно- игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Данная технология имеет свои характерные черты: - ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений; - исключаются показ и подробное объяснение; - ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его; При этом ребёнок может получить помощь со стороны воспитателя: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д. ; - воспитатель создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность. - воспитатель способствует достижению ребенком цели, результата в игре, и ни в коем случае не снижая его активности. Главной задачей педагога при использовании проблемно- игровой технологии: Обеспечение активности ребенка в деятельности. Активность ребенка достигается прежде всего через: - мотивацию( яркую, доступную, реально- жизненную) ; - участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; - выражение сущности этих действий в речи; - появление соответствующих эмоций, особенно познавательных; - использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.                               Логические и математические игры. Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление, сообразительность, смекалка. В нашем детском саду в своей работе педагоги используют разнообразные виды математических игр: - настольно- печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай». - и гры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», и др. - игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», « Уникуб », «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»- игры- забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.            - электронные дидактические игры: «Веселый счет», «Путешествие с феей Д инь- динь» и др. В результате освоения игр происходит: Во- первы х- развитие у ребенка интереса к познанию( «Хочу все знать! ») Во- вторы х- развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры( «Хочу играть в новую игру! », «Хочу играть по- другому! », «Давайте еще поиграем! », «Жалко, что так мало…») В третьи х- ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы. Следующее направление проблемно- игровой технологии- проблемные ситуации. Это средство овладения поисковыми действиями, умением ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей. Суть проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребенка. В проблемной ситуации всегда складывается обстановка «потребности в познании». П ри этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Роль взрослого и ребенка в проблемной ситуации: Взрослый: - составляет проблемную ситуацию( с учетом возможностей детей) . - создает обстановку, способствующую активизации детей. Ребенок: - разрешает проблемную ситуацию( при помощи взрослого) Структурными компонентами проблемной ситуации являются: 1) Проблемные вопросы. Пример: как разрезать квадрат на треугольники, сколько способов вы можете предложить? 2) Занимательные вопросы Пример: у собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько лап у собаки? ( четыре) 3) Занимательные задачи Барсучиха- бабушка Испекла оладушки Угостила двух внучат, Двух драчливых барсучат, А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну- ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат? Этапы разрешения проблемной ситуации: 1. Представление воспитателем проблемы и осмысление ее детьми. ( н а примере игры «Как помочь повару? » Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой – приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что сломаны весы( причина) . Следствие – затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и форме банки и кружку( мерку) . Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы( представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми) 2. Выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. 3. Практическая проверка гипотез. Это может быть система действий по высыпанию, насыпанию и пересыпанию крупы. 4. Коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения. 5. Обобщение результатов и подведение итогов. Еще одно направление проблемно- игровой технологии – Логико- математические сюжетные игры. Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен Е. А. Носовой на основе блоков Дьенеша, которые вы можете использовать в работе. Характерные особенности: - наличие завязки- сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей- абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных свойств- игровая мотивация, направленность действий, их результативность Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи- возможность повторения логико- математической игры, усложнение содержания интеллектуальных задач, включенных в игру. - общая направленность на развитие инициативы детей. Этапы организации и проведения: 1 этап – педагог сообщает детям основной сюжет( завязка) 2 этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками сценария: - осваивают, преобразуют, изменяют информацию- овладевают системой познавательных действий( способов познания) - обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации 3 этап – подведение итогов: «Чем вы занимались? », «Что было самым интересным? », «Что не понравилось? » Исследовательская деятельность и экспериментирование еще одно важное направление проблемно- игровой технологии, которая используется у нас в детском саду. Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Пробы и ошибки являются важным компонентом детского экспериментирования. Ребёнок пытается применить старые способы действий, комбинируя и перестраивая их. Источником экспериментирования являются детские вопросы: почему идёт дождь? дует ветер? что получится, если кубик склеить по- другому? почему муха не падает с потолка? Этапы руководства педагога: I этап. Совместная с педагогом деятельность: - уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, - мотивирование, - создание проблемной ситуации, - постановка цели, определение этапов исследования, - выдвижение предположений о результатах, их обоснование, - проведение эксперимента, - фиксация результатов, их обсуждение( с помощью педагога, используя готовые схемы и модели что делали? что получили? почему? ) - общий вывод( формулирует педагог на основе высказывания детей) . II этап. Самостоятельное экспериментирование: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования. - педагог с помощью схем показывает проблему, - дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы, - проведение эксперимента, - фиксируют результаты( с помощью готовых моделей, затем самостоятельно) . Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет? », «Какой песок легче: мокрый или сухой? ». Результаты исследовательской деятельности- новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами. - знания о способах исследования и его результатах, - познавательное и личностное развитие. Особое место в проблемно- игровой технологии развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам, ситуациям. О ни являются самым «новым» из перечисленных направлений игровой технологии. Творческие задачи( вопросы, ситуации) имеют много решений( которые будут правильными) , но не имеют четкого алгоритма( последовательности) решения. Они направлены: на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого мышления как важного компонента творческих способностей. Способствуют: переносу имеющихся представлений в иные условия деятельности, а это требует осознания, присвоения самого знания Существует несколько уровней сложности задач: 1. Ребенок может решить задачу самостоятельно 2. Ребенок самостоятельно решить задачу не может, но с помощью наводящих вопросов решает сам. 3. Ребенок решить задачу не может, но может понять ход решения и ответ 4. Ребенок решить задачу не может, не может понять ход решения и не может понять ответ. В процессе решения творческих задач ребенок учится: - устанавливать разнообразные связи; - выявлять причину по следствию; - преодолевать стереотипы; - комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы( предметы, знания, свойства) ; - испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей. Логико- математическое и экономическое развитие дошкольников Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия( счет, измерение, вычисление) ; также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения( количественные, размерные и т. п. ) , анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. А. Смоленцевой и др. В данном аспекте разрабатываются технологии обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико- математическим содержанием( А. А. Смоленцева. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику») . Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств( бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п. ) . В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах- расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически правильном поведении( на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий. Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А. Д. Шатовой, Е. А. Сидякиной и др. В нашем детском саду методам и приемом, используемым в практике детского сада, является: ознакомление детей с денежными единицами( как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для освоения дошкольниками вычислительных действий; организация опыта экспериментирования с различными веществами( переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть- целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т. п. ) в процессе сюжетно- ролевых игр или освоения «кулинарии» замешивание теста, деление торта на определенное число гостей и т. п. ) . Вывод: Формы организации детской деятельности зависят от вида, назначения игр, мотивации, степени овладения познавательными действиями. Преимущественно самостоятельно и инициативно, в виде самодеятельности дети осваивают настольно- печатные игры игры- забавы, логические и математические головоломки, занимаются экспериментированием. Воспитатель мотивирует деятельность детей, создает положительное настроение, стремление находить способы решения, отгадывать и догадываться, включаться в коллективное решение игровых задач. В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы разрешения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения ответа на вопрос.

Оставить комментарий: