Артикуляционная гимнастика дома с мамой
Документы для скачивания
Артикуляционная гимнастика дома с мамой Для разборчивой и четкой речи, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: • выработка определенного положения щек, губ и языка, которые необходимы для четкого произношения конкретного звука( или группы звуков) ; • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса; • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка. Эффект от артикуляционной гимнастики: • усиливает кровообращение; • развивает гибкость органов речевого аппарата тренирует четкость произношения; • дает возможность подготовить речевой аппарат к постановке конкретных звуков. Что нужно для занятий? • Зеркало, ребенок и участие мамы. • Важно, чтобы занятие проходило в игровой форме, и мама на собственном примере показывала, как необходимо выполнять упражнения. • Зеркало — это очень важный и обязательный атрибут при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенок должен видеть, как он выполняет упражнения и какие ошибки допускает. Мама смотрит, подсказывает, корректирует. • Помните! Гимнастика даст свой результат только при систематических занятиях! Желательно ежедневных! Переусердствовать не нужно! Делаем 2- 3 упражнения за один раз в течение 5- 7 минут 2 раза в день. Как можно организовать работу с ребенком дома: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3- 4 раза в день по 3- 5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5- 7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10- 15 секунд( удержание артикуляционной позы в одном положении) . 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух- трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом( примерно 9х12 см) , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Комплекс упражнений для языка Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка. Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой- то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2- 3 динамических и статических упражнения. Используются следующие динамические упражнения для языка: • «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку». • «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка. • «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели. • « Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта. • « Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно. • «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу. Статические упражнения: • « Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении. • « Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен. • «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу. Комплекс упражнений для губ Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях: • « Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы. • « Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы. • «Трубочка ». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу. Для развития мышц щек: • « Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку. • « Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками. • « Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками. Для мышц мягкого нёба и глотки • « Зёвушка ». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух. • « Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла. • Резкое отрывистое произношение звуков «а- а- а», «э- э- э»
- Мастер – класс для педагогов. Открытое занятие на тему: «Путешествие в осенний лес»
- Мастер- класс "Су Джок" терапия для детей дошк. возраста
- (Декабрь 2023г.) Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе.
- (Ноябрь 2023г.) Презентация. Мастер - класс "Степ-аэробика в ДОУ". (Муниципальное МО воспитателей ДОУ).
- (Август 2023г.) Рабочая программа (подготовительная группа).
- Профилактика нарушений речи детей младшего дошкольного возраста
- ПОСТРОЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
- Тематическое планирование в подготовительной группе «Декада дорожной безопасности» (16.10 по 25.10.2023 года)
- Конспект НОД на тему «Моя семья» Тема: «Талисман семьи «Божья коровка» Возраст: старшая группа (5-6 лет).
- Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.