ПОСТРОЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Документы для скачивания
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.
Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в которую возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность для всех детей группы.
Предметно-пространственную среду выстраиваю с учётом тематического принципа построения образовательного процесса. При создании развивающей предметно-пространственной среды реализую одну тему, соответствующую комплексному плану или тему, инициированную детьми. Содержание среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей и содержанию образовательной программы МАДОУ.
Пространство группового помещения подразделяю на три зоны: рабочую, активную и спокойную. В рабочей зоне осуществляется непосредственно образовательная деятельность и самостоятельная деятельность детей по интересам. В активной зоне реализуется двигательная активность детей и деятельности, требующие перемещения в пространстве. Спокойная зона предназначена для отдыха и уединения детей, и где во всех зонах прослеживается и реализуется мной нейротехнология. Каждая зона оснащена материалами и оборудованием из нейротехнологии, которую я использую в своей педагогической деятельности.
Все пространство группы наполнено в соответствии с содержанием пятью образовательными областями.
Художественно-эстетическое развитие включает изобразительный, театрально-музыкальный центры, в которых дети в свободное время могут: лепить, рисовать, заниматься аппликацией, слушать музыку, самостоятельно сочинять и проигрывать разные сказки. В центре ИЗО, который наполнен альбомами по декоративно - прикладному искусству, репродукциями картин, материалами для рисования провожу групповые занятия и индивидуальную работу с детьми. В группе есть мобильная зона для размещения детских рисунков и поделок. Так же мною была разработана серия раскрасок «Разноцветные дорожки», для развития межполушарного взаимодействия, требующих от ребенка закрашивания пальцами левой и правой руки одновременно определенными цветами дорожку, практикую в своей работе с детьми «Зеркальное рисование» - это когда ребенок на чистом листе бумаги, берет в обе руки карандаши или фломастеры и старается рисовать одновременно обеими руками. Так же ребята нашей группы любят использовать нейропсихологические прописи и рисунки со специальными заданиями в виде разных узоров для рисования двумя руками.
Физическое развитие представлено физкультурно-оздоровительной зоной.
Игровой островок для девочек, игровой островок для мальчиков, зона транспортных игрушек, центр безопасности (интересен в первую очередь мальчикам) в котором содержится: мини игровая зона с макетами домов и дорожных знаков, дидактические игры, изготовленные своими руками «Отремонтируй машину», «Собери знак», «Собери автомобиль», «Собери правильно светофор» и другие. Совместно с детьми и родителями создали набор схем-рисунков «Правила поведения в природе», изготовили атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дорога», макеты по пожарной безопасности – это социально - коммуникативное развитие. В игровых островках поместила правила работы с бытовыми приборами, а в физкультурно-оздоровительной зоне - правила юного спортсмена. Познавательное развитие: центр экспериментирования, центр логики и математики. Игровой материал в группе периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную и познавательную и исследовательскую активность детей: дидактические, развивающие, логико-математические игры, ориентировка по схеме, познавательные книги, игры на развитие счетной и вычислительной деятельности, мозаики, пазлы, тематические кроссворды, дидактические игры с нейропсихологическим подходом.
Речевое развитие: книжный центр, речевой центр «Звуковичок» (организован совместно с логопедом), в котором собран необходимый материал для фронтальной, индивидуальной, коррекционной работы с детьми: игры, пособия для развития мелкой моторики, тренажеры для развития речевого дыхания, игры и пособия для развития фонематического слуха и звукопроизношения, дидактические игры по лексическим темам. В уголке много нейротренажоров, кинезилогических карточек, межполушарных досок, которые очень хорошо задействуют пальцы ребенка, тем самым влияют на активизацию межполушарных связей, совершенствуют процесс развития и коррекции речи. На индивидуальных занятиях использую массажные шарики Су-джок для выполнения самомассажа пальцев рук в игровой форме с ребенком. Также использую в своей работе пособие «Бизиборд», лабиринты – трафареты, их использую при изучении лексических тем.
Центры в группе оформляю с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Для развития нравственно-патриотических чувств в детском саду создан музей, который помогает знакомить детей с историей и достопримечательностями родного города, родной страны, с государственными символами. Музей пополнен дидактическими пособиями: настольные игры «Путешествуй по городу Минусинску», «Достопримечательности города»; пазлы «Собери герб города, страны»; лэпбуки «Мой город Минусинск», «Моя Родина – Россия». Игры и игрушки, альбомы и макеты размещены на полочках, стендах, каждый ребенок может использовать их в самостоятельной, исследовательской, конструктивной деятельности. Благодаря материалам, представленным в музее, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
При построении развивающей предметно-пространственной среды руководствуюсь принципами, определенными ФГОС ДО:
Содержательная насыщенность. Для развития детского воображения обогащаю РППС предметами–заместителями (неоформленный или природный материал); для развития тонкой моторики, познавательной активности - динамическими игрушками: «балансирующими», «шагающими», «лазающими». Не использую в избытке однотипные игрушки при дефиците других игровых материалов.
Трансформируемость. Специальные предметы (ширмы, модули, легкие скамейки, модульная мебель) передвигаю, по желанию детей, для создания новых зон под конкретную игру. Содержание игровых уголков регулярно обновляю для создания основы выбора и развития сюжетов детских игр.
Полифункциональность материалов. Разрешаю воспитанникам использовать детскую мебель как маркер игрового пространства. Например, стул может быть машиной или поездом, а стол, накрытый тканью – домом или палаткой. Свободно использую детскую мебель, дополняю её полотнищами ткани, дети часто обыгрывают создаваемые постройки в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде. Например, в ходе в работы над краеведческим проектом «Мой любимый детский сад» ребята сконструировали макет своего детского сада, который вошел в большой проект «Мой Минусинск». Использую природные, бросовые материалы (в качестве предметов – заместителей) как нетрадиционные полифункциональные предметы.
Вариативность РППС. Создала и оборудовала мобильный и разборный уголок уединения в пространстве группы. Также предоставляю детям возможность уединяться в смежных комнатах (коридоре) для восстановления необходимых ресурсов. Игрушки для сюжетных игр дополняю новыми игрушками, регулярно их обновляю. Разделяю игровые комплекты на несколько частей и меняю их раз в три месяца, либо по договоренности с детьми.
Доступность. Размещаю игры и игрушки, орудия для рисования, лепки и конструирования свободно, доступно и удобно для использования детьми. Убираю из среды неисправные игрушки и неполноценные комплекты. Дети отслеживают сохранность материала в уголках. Для этого, например, разметила «книжную аптечку», с помощью которой воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.
Безопасность. Стремлюсь приблизить условия группы ДОУ к домашним-создаю зоны для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в раздевалке. Практикую экспонирование фотографий детей и членов их семьи, а также широко экспонирую детские рисунки. По мере необходимости разрабатываю вместе с детьми правила поведения.
Таким образом, предметно-пространственная среда в МАДОУ и группе имеет характер открытой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов.
- ПОСТРОЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
- Профилактика нарушений речи детей младшего дошкольного возраста
- Артикуляционная гимнастика дома с мамой
- Мастер – класс для педагогов. Открытое занятие на тему: «Путешествие в осенний лес»
- Мастер- класс "Су Джок" терапия для детей дошк. возраста
- Конспект НОД на тему «Моя семья» Тема: «Талисман семьи «Божья коровка» Возраст: старшая группа (5-6 лет).
- Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
- ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 18 ноября. Тема недели: «Я и моя семья»
- Тема недели: « Неделя книги» 29.07.2024 — 02.08.2024г.
- Дидактическое пособие «Алфавит»