Методическая разработка «Использование тренажеров в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Огонёк», город Ульяновск Методическая разработка « Использование тренажеров в коррекционной работе учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» Автор методической разработки: Ведьманова Светлана Анатольевна, учитель- логопед Номинация: инновации в образовательном процессе Овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка. Это одна из предпосылок успешного овладения грамотой и успешного обучения в школе. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, нарушена общая и мелкая моторика. Коррекция нарушений речи у таких детей обычными методами и приёмами требует длительного времени. Наряду с традиционными логопедическими методами работы мы внедряем инновационные технологии. Такими методами являются метод межполушарного взаимодействия и метод мозжечковой стимуляции, которые способствуют добиться максимальных успехов в коррекции звукопроизношения. Цель: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий( межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция) . Задачи: Применить современные подходы элементов межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми. Добиться положительного результата у детей с речевыми нарушениями. Головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою функцию. Левое отвечает за логику и анализ, а правое полушарие за образное мышление, креативность, целостность восприятия. Только взаимодействие двух полушарий позволят качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8- 8, 5 лет. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Для налаживания межполушарного взаимодействия существуют тренажёры. В своей работе использую игры с лабиринт ами. Это доска с двумя зеркально расположенными лабиринтами, которые нужно проходить одновременно. Лабиринты состоят из зеркальных узоров для правой и левой руки. У лабиринтов есть бегунки для пальцев. Начинаем с простых тренажёров- это круги. Ставим три пальца на бегунок и ведём. Захват тремя пальцами важен для письма. Сначала ведём одной рукой, проводим по всему лабиринту, затем надо повторить это действие другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Затем, когда ребёнок научился справляться с кругами, предлагаем фигуры с углами. Чем больше углов на рисунке, тем он сложнее. Затем одновременно одна рука ребёнка проходит один рисунок, вторая- другой. Усложняем задание- бежим по лабиринту и одновременно проговариваем звуки, слоги, слова, предложения и короткие стихи. В итоге ребёнок бежит по лабиринту и проговаривает звуки, слоги, слова с закрытыми глазами. И самый сложный уровень- прохождение лабиринта, ориентируясь на отражение в зеркале. Р ебёнок садится перед зеркалом и смотрит в отражение, как он передвигает бегунки. Метод мозжечковой стимуляции- это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка. Эти упражнения активно используются при коррекции речевых нарушений. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание. Почему именно мозжечок надо стимулировать? Довольно долгое время ученые были уверены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, недавние исследования привели их к выводу, что мозжечок – ключ и к интеллектуальному, речевому и даже эмоциональному развитию ребенка. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга, именно поэтому так важно его развивать и стимулировать. Идея о применении данной методики принадлежит доктору Фрэнку Бильгоу. Именно он, во время своей работы в школе, обратил внимание на тот факт, что более успешны в учебной деятельности дети, имеющие высокие показатели по параметрам физического развития, обладающие хорошей координацией в пространстве, более ловкие во время занятий спортом и проведения подвижных игр. Им была разработана программа мозжечковой стимуляции с помощью специального балансировочного комплекса. В своей работе с детьми использую балансировочную доску, сенсорные мешочки, кинезиологические мячи, «умную восьмёрку», напольная мишень, сменные таблицы для мишени. Используем тренажёры как часть основного коррекционно- развивающего занятия. Занятия проводим для детей старшего возраста 2- 3 раза в неделю по 20 минут. Работа с тренажёрами проходит на следующих этапах коррекционной работы: автоматизация звука на уровне слога; автоматизация звука на уровне слова; развитие фонематического слуха; автоматизация звуков в стихах, диалогах, скороговорках; развитие лексико- грамматического строя речи. Применяемое оборудование Балансировочная доска Бильгоу. Работа с доской делится на несколько этапов. На первом этапе ребёнок учится вставать на доску и сходить с неё. Затем ребёнок стоя на доске, и удерживая равновесие, выполняет простые физические упражнения( руки на поясе, руки поднять над головой, опустить, круговые вращения руками, обе руки в стороны) без пересечения срединной линии тела. Затем выполняет упражнения с пересечением срединной линии тела( правая рука на левом ухе, левая рука на правом плече и т. д. ) Сенсорные мешочки. Затем в работу включаются сенсорные мешочки( разноцветные, разные по весу, с различным наполнением) . Все упражнения выполняются на балансировочной доске. На первоначальном этапе упражнения выполняются двумя руками одновременно, затем только правой рукой, затем левой рукой и обеими руками попеременно. Умная восьмерка. Этот тренажёр состоит из лабиринта в виде цифры восемь с желобками и шарика, который катается по траектории восьмёрки. Ребёнок делает захват руками доски, затем начинает прокатывать шарик справа налево. Повышать сложность можно добавляя количество шариков или увеличивая скорость. Если ребёнок легко справляется с этим тренажёром, то на помощь приходит балансир для ног. Далее ребёнок стоя на балансире, удерживая равновесие, берет в руки умную восьмерку, продолжает прокатывать шарик справа налево. Особенности этого тренажёра в следующем: - концентрирует внимание; - улучшает пространственный фактор( понятия право- лево, над- под, впереди- позади) ; - обучает плавнообразным движениям глаз; - снижает эмоциональное напряжение. 4. Кинезиологические мячи. Ребёнок, стоя на балансировочной доске, кидает мяч двумя руками перед собой и ловит с отскока. Затем кидает и ловит мячик то правой, то левой рукой. Правой кинул- левой поймал, левой кинул- правой поймал и т. д. 5. Напольная мишень. С мишенью ребёнок работает, стоя на балансире. Бросает мяч двумя руками в мишень и ловит двумя руками, затем бросает мяч правой рукой и ловит двумя руками, бросает и ловит мяч одной и той же рукой, бросает мяч одной рукой, ловит другой. Напольная мишень размечена девятью секторами. Надо кинуть мяч в определённую фигуру и проговорить форму, цвет. Отбить фигуру по адресу. Например, что находится в левом верхнем углу, в нижнем правом углу и т. д. Напольная мишень имеет магнитные вставки, благодаря которым можно менять листы- вкладыши. Они разработаны по группам звуков. Начинать работу можно только после постановки звука, на этапе автоматизации в словах. Для изменения степени сложности выполнения упражнений возможны: регулировка высоты ножек; изменение расстояния от мишени до ребёнка. За занятие выполняем 1- 2 задания, постепенно усложняя( усложнять можно удалением мишени от балансира) . Ребёнку не должно быть запредельно сложно- эффекта не будет. Ожидаемые результаты Занятия с применением тренажёров способствуют всестороннему развитию детей. Игры с тренажёрами способствуют развитию мышления ребёнка и одновременно показывают хороший результат по исправлению речи у детей. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, в стихах проходит непринуждённо, у ребёнка быстрее включается самоконтроль за неправильно произносимыми звуками. Успешно решаются вопросы развития лексико- грамматического строя речи детей. У детей снижается утомляемость на занятии, повышается интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой. Основным требованием использования тренажеров является использование в начале занятия, чтобы включить внимание ребёнка для активного познания, точное выполнение движений вместе с педагогом, систематическое их выполнение, постепенно увеличивая сложность заданий. Дидактические игры для автоматизации звуков и развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста( тренажёры: балансир, мишень обратной связи с листами- вкладышами) Игра «Один- много». Ребёнок называет множественное число( коза- козы, ваза- вазы и т. д. ) . Ребёнок мешочком или мячиком должен попасть( и назвать) во всех 9 секторах по заданию: - все картинки, начиная с левого верхнего сектора слева – направо; - выборочно все картинки, не повторяясь; - сначала нижний ряд слева- направо, потом верхний и средний; - по координатам: попади и назови картинку во втором ряду слева или нижний правый угол и т. д. Игра «Чего не стало? » Ребёнок проговаривает: «Не стало лодки, не стало метлы» и т. д. Ребёнок мешочком или мячиком должен попасть( и назвать) во всех 9 секторах по заданию: - все картинки, начиная с левого верхнего сектора слева – направо; - выборочно все картинки, не повторяясь; - сначала нижний ряд слева- направо, потом верхний и средний; - по координатам: попади и назови картинку во втором ряду слева или нижний правый угол и т. д. Игра «Жадина». Ребёнок проговаривает: «моя вата, мои весы» и т. д. Ребёнок мешочком или мячиком должен попасть( и назвать) во всех 9 секторах по заданию: - все картинки, начиная с левого верхнего сектора слева – направо; - выборочно все картинки, не повторяясь; - сначала нижний ряд слева- направо, потом верхний и средний; - по координатам: попади и назови картинку во втором ряду слева или нижний правый угол и т. д. Игра «Скажи ласково». Ребёнок проговаривает: «одеяло- одеяльце, мыло- мыльце» и т. д. Ребёнок мешочком или мячиком должен попасть( и назвать) во всех 9 секторах по заданию: - все картинки, начиная с левого верхнего сектора слева – направо; - выборочно все картинки, не повторяясь; - сначала нижний ряд слева- направо, потом верхний и средний; - по координатам: попади и назови картинку во втором ряду слева или нижний правый угол и т. д. Игра «Что купила мама? » Ребёнок проговаривает: «Маму купила стол, лопату» и т. д. Ребёнок мешочком или мячиком должен попасть( и назвать) во всех 9 секторах по заданию: - все картинки, начиная с левого верхнего сектора слева – направо; - выборочно все картинки, не повторяясь; - сначала нижний ряд слева- направо, потом верхний и средний; - по координатам: попади и назови картинку во втором ряду слева или нижний правый угол и т. д. Игра «Чьё это? » Составь предложение по образцу. Пример: «У Маши шампунь. Это Машин шампунь. » Ребёнок попадает мячом в картинки во всех секторах и составляет предложение: «У Даши кошелёк. Это Дашин кошелёк» и т. д. Игра «Отгадай загадки» Взрослый описывает предмет, а ребёнок должен догадаться и попасть в картинку- отгадку, назвать её. Например, под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками( ёжик) . Лежит жужжит, сядет- молчит( жук) . В золотой клубочек спрятан маленький дубочек( жёлудь) . Дождь прошёл, а я осталась, воробьи во мне купались, а до завтрашнего дня солнце высушит меня( лужа) . Под ногами у меня деревянные друзья, я на них лечу стрелой, но не летом, а зимой( лыжи) . Игра «Подбери слова на слоги» Взрослый называет определённый слог, ребёнок называет слово, название которого начинается на этот слог и стучит мячом по соответствующей картинке и т. д. Игра «Найди слово» Взрослый просит ребёнка найти картинку на заданный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова, ребёнок называет и стучит по ней мячом и т. д. Игра «Посчитай» Взрослый просит ребёнка посчитать до пяти и обратно слово, отстукивая мячом по определённой картинке и т. д. Работа над слоговой структурой слова по возрастающей степени сложности( 10 групп слов) , отстукиваем мячиками и мешочками. Дидактические игры для автоматизации звуков и развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста( тренажёры: лабиринты, балансир, сенсорные мешочки, кинезиологические мячи, умная восьмёрка) Игра «Наоборот» Взрослый произносит: «Лук горький, а сахар…» Ребёнок отвечает: «Сладкий» Взрослый произносит: «Куст низкий, а дерево…» Ребёнок отвечает: «Высокое» и т. д. Игра «Какой? Какая? Какие? » Взрослый спрашивает: «Солдатик из олова какой? » Ребёнок отвечает: «Оловянный» и т. д. Игра «Сложи слова» Взрослый говорит: «Если сложить два слова, можно получить новое слово, например, голубые глаза- голубоглазый». Взрослый говорит: «Светлые волосы». Ребёнок: «Светловолосый» и т. д. Игра «Закончи предложение» Взрослый говорит: «Щенок слабый, а котёнок ещё слабее. У Сони волосы светлые, а у Нади ещё. . Ребёнок говорит: «Светлее» и т. д. Игра «Исправь предложение» Взрослый говорит: «В розах растут сады» Ребёнок исправляет: «Розы растут в саду» и т. д. Игра «Доскажи словечко» Взрослый начинает предложение, ребёнок заканчивает словом, подходящим по смыслу( на определённый звук) . Игра «Загадки» Взрослый называет слово- признак, ребёнок называет слово- отгадку, например, ядовитый. . . ( мухомор) и т. д. Игра «Новые слова» Взрослый называет слово, ребёнок меняет первый звук в слове на заданный, чтобы получилось новое слово, например, мак- рак и т. д. Игра «Исправь предложение» Взрослый говорит, что Буратино придумал неправильные предложения, надо их послушать и исправить, например, мусор убирает Рому( Рома убирает мусор) и т. д. Игра «Подружи слова» Взрослый говорит, что Кикимора перепутала слова в предложениях, надо помочь вернуться словам на свои места, произнести предложение правильно, например, папа, дарить, букет, мама( Папа подарил букет маме) и т. д. Список литературы Ахмадуллин Ш. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребёнка 4- 6 лет. Книга- тренажёр. - М. : Нева, 2022- 160 с. Колганова В. , Пивоварова Е. Нейропсихологические занятия с детьми. - М. : АЙРИС –пресс, 2018- 144 с. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003 — 384 с. Праведникова И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М. : АЙРИС –пресс, 2020 Семёнович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М. : Генезис, 2017. - 474 с.
- Методическая разработка «Использование тренажеров в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
- Советы для родителей по приобщению дошкольников к чтению
- Консультация для родителей "Мама и папа в жизни ребенка. Или разница в воспитании"
- Консультация для родителей "Пора самим одеваться и раздеваться!"
- Родительское собрание "Играем пальчиками и развиваем речь"
- Итоговое занятие для детей старшей группы с ФФН "В гостях у хозяйки звукограда"
- Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной к школе группы (звуки к-кь)
- Рекомендации для родителей «Заботливым родителям советы от клуба «Домашний логопед»»
- Буклет для родителей Игры по развитию речи
- Консультация для родителей «Игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»