Итоговое занятие для детей старшей группы с ФФН "В гостях у хозяйки звукограда"
Документы для скачивания
Итоговое занятие для детей с ФФН по обучению грамоте «В гостях у хозяйки звукограда » Цель: продолжать развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год. Задачи: Образовательные: - совершенствовать умение различать гласные и соглас ные, мягкие и твёрдые, глухие и звонкие звуки, звуковой анализ слова; - з акреплять умение делить на слоги одно- двух- трехслоговые слова; - подбирать родственные слова; - составлять предложения по сюжетной картине, схемы предложений. Развивающие: - развивать память, внимание, логическое и ассоциативное мышление; формировать навык со вместной работы в паре, группой; - р азвивать монологические формы речи, стимули ровать речевое творчество детей. Воспитательные: - в оспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу. Демонстрационный материал: письмо от совы Аси, доска магнитная, сюжетная картина «Дерево с лесными жителями», картинка «Домик» с тремя этажами, предметные картинки( солнце, облако, велосипед, апельсин) , ноутбук( звук волшебства, кроссворд) . Раздаточный материал: индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов, схем предложений, магнитные животные леса, пазлы. Организационный момент. Логопед: - Ребята, нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? ( Ответы детей) . Давайте его откроем и всё узнаем: - Тут что- то зашифровано! Если вы в каждом названии предмета выделите первый звук и о бозначите его буквой, то сможете расшифровать ответ. ( На доске картинки: солнце, облако, ваза, апельсин) . На доске стоят 10 карточек с буквами, 4 ребенка по очереди выходят, выделяют первый звук, находят нужную букву и составляют слово СОВА. - Прочитайте, что получилось. - Правильно ребята, это СОВА. ( Логопед открывает конверт и читает письмо) - Ребята, нам пришло письмо от совы Аси. - Здравствуйт е, дорогие ребята! Пишет вам Сова Ася. Звукоград вы весь изучили, буквы запомнили. Я улетела в лесную школу. Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки, и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания. - Хотите побывать в лесной школе? Закрывайте глаза, встаньте, а я скажу волшебные слова. ( Д ети закрывают глаза, логопед произносит слова) - Эники, беники, рикки, факи, п окружитесь, покружитесь в школе Совы Аси окажитесь …( Звук волшебства) . Вот мы и в школе. ( Висит сюжетная картинка «Звери и птицы в лесу») . 2. Выделение звука из состава слова Логопед( звенит колокольчиком) : - Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты». - Начнем урок с разминки: Дидактическая игра «Поймай звук»- Когда услышите звук( С) в словах, хлопайте в ладоши: Сова, дуб, лиса, тополь, белка, сорока, медведь, скворец, клен, лес. - Молодцы! Разминка прошла успешно. - Готовы выполнить задания Совы Аси? Дети: - Да. Логопед: - За каждое правильно в ыполненное задание вы получите кусочек пазла, а в конце урока соберёте в единую картину. 3. Звуковой анализ слова Слушайте внимательно первое задание: «Приглашаю всех ребят В школу маленьких зверят. Слово «Лес» вы разберите И зверяток науч ите! » Первое задание совы – разобрать слово лес на звуки. - П еред тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? Дети: Гласные и согласные. Логопед: - А какие бывают согласные звуки? Дети: Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Логопед: - Илья выходит к доске и разбирает на звуки слово ЛЕС. Дети самостоятельно разбирают слово. Логопед: - Какой первый звук? Второй? Третий? - Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Дети: - Три. Логопед: - Сколько гласных звук ов? Дети: - О дин Э. Логопед: - Сколько согласных звуков? Они чем- то похожи? Чем различаются? Дети: - Два согласных звука, Ль- мягкий и звонкий, С- твёрдый и глухой. Логопед: Ну, а сейчас прочитаем слово. Дети: ЛЕС. 4. Формирование грамматического строя речи Логопед: - Реб ята, ещё одно задание от Совы Аси: - Подберите, пожалуйста, к слову лес родственные слова. - Назовите лес ласково( лесок, лесочек) . Как называется маленький лес? ( Лесок) - Кто ухаживает за лесом? ( лесник) . - Кто рубит лес? ( лесоруб) . - Как называются ягоды, растущие в лесу? ( лесные) . – Как называется сказочный человек, который живет в лесу? ( Лесовик, Лесовичок) - Итак, какие родственные слова мы с вами вместе подобрали к слову лес? ( Дети перечисляют) . ( лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовик, лесной) - А что бывает лесным? ( Зверь, птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща) 5. Физкультминутка Логопед звенит в колокольчик( перемена) Наступает в лесу тишина, ( Руки плавно поднимать вверх, опускать) Заблестела на небе луна. ( Покачивания поднятыми руками) Е жик свернулся клубком, ( Руками обнять себя) Зайчик уснул под кустом. ( Присесть на корточки) Только сове не спится, ( Руки в виде крыльев в стороны, помахивание) В небе ночном кружится. Покричала. Полетала. Пошумела. И на ветку дуба старого села. ( Присесть на стул) 6. Слоговой анализ слов Логопед: ( Дидактическая игра «Расселите лесных зверей и птиц по этажам») - Ребята, перед вами стоит дом. Сколько этажей в этом доме? Как вы думаете, кто живет на первом этаже, кто на втором этаже, а кто на третьем? Н а первом этаже живут лесные звери и птицы, названия которых состоит из одного слога, на втором этаже- из двух слогов, на третьем- слова, состоящие из трех слогов. – Ребята, сова Ася просит вас «расселить» лесных зверей и птиц по этажам. На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Кто изображен на ваших картинках? ( Дети рассматривают картинки) . Разделите ваше слово на слоги и поместите на нужный этаж. - Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? Дети: - Надо слово прохлопать. ( Дети выполняют задание. ) 7. Составление предложений, деление на слова. Логопед: - Ребята, посмотрите на с южетную картинку, сос тавим предложения, выложим схемы предложений. - Что делают животные? Дети: 446722588900040189151143000303847588900020662901143000- Дятел сидит в дупле. right85090004961890952500031337258509000407670010414000- Медведь выглядывает из- за дерева. 47910751047750043618169398000340042510477500247650010287000- Белка катается на качелях. 379095057150002819400476250018954752857500- Ёжик несёт грибы. 425767595250038093651397000289560095250019621501905000- Сова сидит на суку. 44380153111500489585095250035052004762500center4762500- Воробьи летают около дуба. 447675095250040474901016000304800028575002047875952500- Дуб стоит на поляне. 30568908255003847465825500467614082550054286158255005790565825500- Белка качает бельчонка на качелях. 8. Разгадывание кроссворда Логопед: - Вот и закончи лся урок грамоты в школе Совы Аси. Молодцы! Все старались! Давайте, ребята, соберём пазлы в одну большую картину. Внимательно рассмотрим её. - Как эту картину можно назвать? Дети: - Животные нашего леса. Логопед: - Ребята, давайте р азгадаем кроссворд и ещё раз вспомним животных нашего леса. Внимание на экран! Животные леса По горизонтали: 1. Вот так рыжая плутовка! След свой заметает ловко! 2. Большой, коричневый, лохматый. Неуклюжий, косолапый. 3. На пруду о на живёт, Громко песенки поёт, Пучеглазая зверюшка Называется. . . 4. Вместо шубки лишь иголки Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно…. По вертикали: Он длинноногий и рогатый И говорят о нем: сохатый. Она в лесу в дупле живет, Орешки и шишки ловко грызет, Кисточки торчат на ушках, Очень милая зверушка. По лесу серый хищник ходит. На зайцев ужас он наводит. Трусишка этот летом- серый. Ну, а зима придёт- он белый. - Пора возвращаться в детский сад. - Покружились, покружились – в детский сад все возвратились. 9. Итог занятия. - Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилос ь ли вам учиться в школе Совы Аси? Какие задания вам понравились больше? - А вот и сюр приз, о котором говорила Сова Ася. - Сова приготовила для вас сундучок, а в нём медальки за ваши старания и небольшие подарки. Большое вам спасибо. Молодцы! Замечательно занимались!
- Итоговое занятие для детей старшей группы с ФФН "В гостях у хозяйки звукограда"
- Методическое пособие пособие «Секреты познавательных окон»
- Методическая разработка «Использование тренажеров в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
- Советы для родителей по приобщению дошкольников к чтению
- Консультация для родителей "Мама и папа в жизни ребенка. Или разница в воспитании"
- Рекомендации для родителей «Заботливым родителям советы от клуба «Домашний логопед»»
- Буклет для родителей Игры по развитию речи
- Консультация для родителей «Игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
- Консультация для родителей «Играя, развиваем речь детей»
- Памятка для родителей по развитию речи детей