Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной к школе группы (звуки к-кь)
Документы для скачивания
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей подготовительной группы Тема: Звуки К – Кь. Буква К. Задачи: 1. Коррекционно- образовательные: - закрепить навык произношения звуков К, К ь; - учить дифференцировать звуки К, К ь по твёрдости- мягкости; - учить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам; - упра жнять в употреблении имен существительных родительного падежа с предлогом «без»; - совершенствовать навык составления сложносочинённых предложений с союзом А. 2. Коррекционно- развивающие: - совершенствовать звуковой анализ слов; - продолжать развивать фонематический слух и слуховое восприятие; - активизировать зрительное и слуховое внимание; - способствовать развитию мыслительной деятельности( умение рассуждать, анализировать) ; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; 3. Коррекционно- воспитательные: - развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки; - совершенствовать учебные навыки( усидчивос ть, аккуратность в работе, умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией) . Оборудование: кукла крошечка- Хаврошечка и корова, карточки «дорожки звуков», предметные картинки со звуками К, Кь, картинки с изображением маков, схемы слов, карточки с предметами посуды, буква К, фишки для выкладывания звуковых схем, мяч большой, перф окарты, фломастеры. Ход занятия. 1. Организационный момент. Логопед: Ребята, назовите буквы. О, У, К Логопед: Ребята, назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам. И, М, Ы П, Э, А Логопед: Ребята, давайте вспомним символы гласных звуков и символы согласных звуков. 2. Введение в тему. Логопед: Мы сегодня с вами отправляемся в сказку. Вы хотите? А в какую сказку, узнаете, если отгадаете загадку. Жила на свете сирота С работой управлялась ловко. Во всем прилежная была, А помогала ей коровка. Дети: Крошечка- Хаврошечка. Логопед: Назовите первый звук в слове Крошечка. Дети: Звук К. Логопед: Как зовут младшего братца звука К? Дети: Звук Кь. Логопед: Сегодня мы будем различать и произносить звуки К- Кь. 3. Характеристика звуков К, К ь. Логопед: Как произносится звук К? Дети: Кончик языка опущен вниз и отодвинут от нижних зубов, образуется небольшая горка, воздушная струя разрывает эту преграду, голос не включается. Логопед: Как произносится звук К ь? Дети: Горка из язычка меньше, воздушная струя разрывает эту преграду, голос не включается. Логопед: Чем похожи звуки К- Кь? Дети: Звуки согласные, глухие. Логопед: Чем отличаются К- Кь? Дети: К- твердый, Кь- мягкий. Логопед: - Дайте характеристику звука К. Дети: - Звук К – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком с наушниками. Логопед: - Дайте характеристику звука К ь. Дети: Звук К ь– согласный, мягкий, глухой, обозначаем зелёным кружком с наушниками. 4. Дифференциация звуков К- К ь. а) Воспроизведение слоговых рядов. Приказывает хозяйка к рошечке- Хаврошечке: ступай по дорожке в сад, да собери сочных яблок. А дорога дальняя, чтобы ту дорогу быстрее пройти, нужно правильно слоги произнести: ( символы с логов на доске, дети произносят) . АК- ОК- УК КИ- ОК- АК КА- КО- КУ УК- ИК- КИ ИК- ЭК- КИ ЭК- ОК- УК б) Выделение звуков К, К ь на слух в словах. Логопед: Идёт к рошечка- Хаврошечка торопится. Перед ней встала стеной колючая крапива. Говорит крапива. Замени звук К на Кь, поиграй в игру «Один- много»( с мячом) , пропущу тебя: Рак- раки веник- веники домик- домики Гномик- гномики сок- соки хвостик- хвостики Снежок- снежки лак- лаки кустик- кустики в) Схемы слов с помощью символов. Логопед: Рас с тупилась крапива и пропустила крошечку- Хаврошечку. Идёт крошечка- Хав рошечка торопится, видит- поляна с красными маками растет. Логопед: Какие краси вые мак и! Не сорвать ли мне их, сёстрам подарить? - П одумала крошечка- Хаврошечка. А мак и ей в ответ: «Подбери к нам схемы слов, тогда разрешим нас сорвать ». Дети: Выкладывают на столах схемы слов МАК, МАКИ. г) Дифференциация звуков К- Кь в словах. Логопед: Дошла крошечка- Хаврошечка до яблони, а на ветках яблоки разноцветные, необычные- с картинками со звуками К- Кь. Надо сорвать яблочки, называть картинки, сложить в корзинки, если слышишь в слове К- кладёшь в синюю корзинку, если Кь- в зелёную. б) Определение детьми позиции звуков К, Кь в слове( начало, середина, конец) Игра «Подарки для сестер » Логопед: Набрала к рошечка- Хаврошечка яблок и отправилась в обратный путь. На столе у каждого карточка с тремя ка ртинками, надо определить, какие подарки принесла крошечка- Хаврошечка сестрам. Если услышишь звуки К или Кь в начале слова- Одноглазке, если К- Кь в середине- Двуглазк е, а если К- Кь в конце- Три глазке. Далее взаимопроверка в парах. 5. Формирование лексико- грамматического строя речи. Логопед: Крошечка- Хаврошечка не всю работу по дому выполнила, заглянула в раковину. Что она там увидела? Вся посуда побита. Игра «Что без чего? » Перед каждым ребёнком картинка с предметом посуды с недостающей деталью. Назовите предметы посуды. Какой детали посуды не хватает? Дети: Кастрюля без ручки. Половник без ковша. Вилка без зубчиков. Нож без лезвия. Чайник без крышки. Решето без стенок. Чашка без ручки. Логопед: Дорисуйте недостающую часть посуды. Сравните предметы посуды по весу, цвету, материалу, размеру, подумайте, чем они отличаются. Составьте предложения. Сковорода тяжёлая, а чашка лёгкая. Терка высокая, а решето низкое. Чайник фарфоровый, а нож металлический. Кастрюля зелёная, а сахарница голубая. Половник тяжёлый, а ложка лёгкая. Чашка фарфоровая, а дуршлак алюминиевый. Чайник тяжёлый, а вилка лёгкая. 6. Пальчиковая гимнастика под музыку « Веселые лягушки »( развитие мелкой моторики, активизация работы мозга) . 7. Знакомство с буквой. Логопед: - Звуки К и Кь обозначаются одной буквой К( показываю букву) Дети рассматривают букву К. Логопед: Два столбика стояли рядом, Вдруг один переломился, И к другому прислонился. - Сколько у неё элементов? - Давайте напишем её в воздухе. Работа с перфокартами. Услышите в словах звуки К или Кь, пишите букву К. Проверка: в верхнем левом углу находим букву К, спускаемся вниз, находим середину, поднимаемся по диагонали в правый верхний угол, затем с середины спуска емся по диагонали в нижний правый угол. Получилась буква К, пустые клетки остались на средней линии наверху, в середине, на нижней линии внизу. 8. Итог занятия. Логопед: Устала крошечка- Хаврошечка со злой мачехой жить и её дочками, пошла она счастья искать, встретила доброго молодца. Стали они жить –поживать и лиха не знать. С какими звуками познакомились? Какие игры понравились? Подарки от крошечки- Хаврошечка- раскраски с сюжетами этой сказки.
- Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной к школе группы (звуки к-кь)
- Итоговое занятие для детей старшей группы с ФФН "В гостях у хозяйки звукограда"
- Методическое пособие пособие «Секреты познавательных окон»
- Методическая разработка «Использование тренажеров в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
- Советы для родителей по приобщению дошкольников к чтению