Развивающие формы обучения детей игре на фортепиано
Документы для скачивания
Развивающие формы обучения детей игре на фортепиано Разработке вопросов музыкального воспитания и образования уделяется всё больше внимания. Изучаются и обобщаются накопленный богатый опыт прошлого и современные достижения. Публикуется большое количество разнопрофильных работ, раскрывающих общие принципы, конкретные формы и методы музыкального воспитания детей в процессе их обучения игре на инструментах. Среди этих изданий значительное место принадлежит исследованиям, методическим пособиям, статьям посвящённым проблемам музыкального и исполнительского развития детей, обучающихся игре на фортепиано. В музыкальных школах страны осуществляются интересные экспериментальные работы по внедрению новых музыкально – воспитательных методов в процессе индивидуального обучения дошкольников и младших школьников. Необходимость разработки вопросов об фортепианной детской педагогики продиктована требованиями жизни. Ведь уже на раннем этапе обучения игре на фортепиано дети полнее, чем при занятиях на каком – либо другом инструменте, знакомятся с музыкой, её выразительными возможностями. Занятия по фортепиано прокладывают дорогу к различным областям музыкальной профессиональной деятельности – исполнительской, теоретической, композиторской, дирижёрской. ХХ век оставил нам огромное наследие в области музыкальной педагогики направленное в основном на традиционное исполнительское обучение в классе фортепиано. Но данное направление не может быть использовано в равной степени для всех учащихся. В современную школу приходят дети самого различного уровня музыкальных и интеллектуальных способностей. Большинство детей, обучающихся в музыкальных школах, не ориентированы на профессиональную деятельность, их природные музыкальные данные весьма скромные. Мы живем в век различных компьютерных технологий, нанотехнологий, век скорости. И дети развиваются в соответствии, они хотят все и сразу. Как же приобщить ребенка к музыке, помочь преодолеть трудности, развить его мышление, музыкальность? Сегодня традиционное обучение игре на инструменте не способствует реализации данных задач. Поэтому тема организации развивающего обучения в классе фортепиано очень важна. Для ее реализации необходимо менять формы обучения, включать в содержание образования разделы, направленные на развитие мышления, логики, внимания ученика: чтение с листа, транспонирование, редактирование, игра в ансамбле, аккомпанемент, импровизация. У преподавателя к каждому ученику в каждом конкретном случае должен быть творческий подход. Педагог должен ориентироваться на потенциальные возможности ученика, на уровень владения способами деятельности предыдущего этапа обучения, на психологию этого процесса овладения. Учебная деятельность учащегося проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже минимальное участие в таком процессе позволяет ученику почувствовать свою самостоятельность в решении возникающих проблем, что воспитывает у него веру в свои силы. Одной из центральных задач современной фортепианной педагогики является поиск средств и приёмов интенсификации музыкально – слухового и творческого развития начинающих пианистов и её проникновения в различные процессы обучения. Всё больше подтверждаются важнейшие положения о первостепенной необходимости развития музыкально – слуховых способностей как основы для дальнейшего воспитания исполнительских навыков. Особое место отводится развитию музыкального мышления ученика, достигаемого систематическим совершенствованием навыков музицирования. На видное место выдвигаются вопросы слухо – творческого воспитания пианиста. «Самое серьёзное и ответственное – начинать учить на фортепиано. Я утверждаю, что для педагога нет более значительного испытания, чем то, которое заключается в первом прикосновении пальцев ребёнка к клавиатуре. » А. Корто «Нет на свете более тяжёлого и напряжённого труда, чем обучение в годы детства, отрочества и ранней юности. » В. А. Сухомлинский. Для того чтобы понять как надо обучать, надо ясно понимать, чему надо научить к каким результатам надо прийти, какова цель, к которой надо стремиться. В своей книге профессор Г. Г. Нейгауз говорил: «Я призываю к тому, чтобы по возможности прямолинейно, не сбиваясь с пути и не слишком задерживаясь на его этапах, стремиться к цели, а цель это – художественное исполнение художественной музыкальной литературы, воскрешение к жизни звука немой нотной записи. Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента. С детства надо научить ученика разбираться в форме, тематическом материале, гармонической и мелодической структуре исполняемого произведения». Пение песен, подбор по слуху, игра в ансамбле с преподавателем, упражнения – всё это есть работа над развитием в ученике музыканта, и всё это проводится в специальном классе фортепиано с первых уроков. У преподавателя к каждому ученику в каждом конкретном случае должен быть творческий подход. Начальное обучение должно иметь в себе зародыши всех элементов развития будущего музыканта – пианиста. С первых шагов мы должны: воспитывать внутренний слух; учить его слышать то, что он играет; развивать его вкус и фантазию; учить его мыслить – понятие фразы, ритма, формы, ассоциациям, лада, гармонии и т. д. ; учить его играть Всё это должно проводиться параллельно и одновременно с первых уроков обучения. В классе фортепианной игры происходит синтез всех знаний и умений ученика при формировании навыков инструментального «чтения» нотной записи. Нельзя не учитывать что у начинающих учеников переживание красоты мелодии обычно выражается в стремлении играть по слуху их увлечение подбором песен на инструменте надо всемерно поддерживать, умело направляя внимание на разнообразные задания. Стоит задать ученику н аводящие вопросы, что провоцирует ученика к поиску ответа, застав и т его думать, размышлять. Вопросы могут быть самые разнообразные в зависимости от формы задания: « Как ты думаешь, данную пьесу следует исполнять решительным или мягким звуком? », « Не кажется ли тебе, что…? », «В каком темпе, в последствии будет звучать данное произведение? » Анализ исполненного произведения, очень сложный вопрос для ребенка. Иногда дети не слышат, как они играют. И пересказывают не свою игру, а мои замечания прошлого урока. Поэтому на каждом уроке следует проанализировать исполненное произведение, сказать, что получилось, а над чем еще нужно позаниматься. В процессе обучения ученик сам задает себе вопросы, учится самостоятельно оценивать свои действия: «Как я должен поставить кисть, чтобы мои пальцы стали активными? », « Как я должен исполнить мелодию, чтобы она стала выразительнее? » и так далее. Главное- внимание ученика должно быть направлено на осознание собственных действий. Таком образом домашнее задание, сформулированное самим учеником в процессе урока, лучше запоминается. В процессе воспитывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать ритм, запоминать несложные мелодические попевки, формируются элементарные игровые навыки, простейшие аппликатурные приёмы. Одним из приемов обучения игре на инструменте является работа над ритмом. Очень часто встречаются не ритмичные дети, зная длительности нот, ученик играет не правильно. И дет не соответствие зрительного и слухового восприятия. Музыка проникает в человека через ритм. Когда дети пытаются запомнить мелодию, они запоминают сначала её ритм. Если попросить спеть ребенка любимую песенку, то он сделает это правильно. А вот при разборе музыкального произведения, ученик это делает не верно. Конечно на начальном этапе обучения одновременно увидеть нотный текст и ритм – это довольно сложная задача. Поэтому сначала следует прохлопать ритмический рисунок. А еще раньше зрительно запомнить разные ритмические формулы. Ритм является “представителем” музыкального целого в памяти ребёнка: вспомнив ритм, ученик распознаёт по нему музыкальные фрагменты. Ритмический образ музыки запоминается легко, уступая только образным ассоциациям. Переживание ритма по существу своему активно. Маленький ребенок не может просто “слышать ритм”, этому предстоит еще научиться. Освоение метроритма, таким образом, связано с активным использованием двигательных способностей детей в ходе разнообразных музыкальных игр и игровых ситуаций. В основе лежит: двигательная импровизация в различных образах, прохлопывание, вышагивание ритма( с одновременным пением) ; выстукивание и проговаривание ритмослогам; ( например: четверть и две восьмые – РО- ЗОЧКА) . Очень помогает при разборе нового произведения придуманная словесная подтекстовка. Еще один метод – это п одбор мелодий по слуху. В процессе воспитывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать ритм, запоминать несложные мелодические попевки, формируются элементарные игровые навыки, простейшие аппликатурные приёмы. Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребенка. Однако при любой слуховой восприимчивости, особенно при слабо проявляющихся слуховых данных, необходимо систематически отводить этой работе должное время. Обязательным условием подбора является предварительное запоминание мелодии. Началом подготовки слуха ребёнка к подбору на фортепиано является напевание преподавателем мелодии и полное или частичное её воспроизведение учеником. Это может проводится по разному: напевание со словами или на слоги; напевание с одновременным проигрыванием на инструменте. При замедленной или слабой слуховой ориентации ученика как временный приём рекомендуется подбирание «с рук», в этом случае зрительное восприятие постепенно способствует более активному и слуховому формированию. Полезно практиковать напевание мелодий с заменой словесного текста названиями звуков и если ученик хоть мало- мальски умеет читать и писать, пробовать записывать эти названия. Впоследствии игра мелодий по слуху должна сопровождаться их гармонизацией, введением подголосков и голосов, а также разных видов фактуры. Пробуждению активности в занятиях должна помочь и ансамблевая игра, которую можно вводить уже на первых уроках. Каждому преподавателю известна любовь детей к игре в четыре руки. В ансамблевом исполнении осуществляется естественное стремление к полному, богатому звучанию. Игра в ансамбле является прекрасным средством хорошего чувства ритма, умения слушать и контролировать игру. Необходимость всё время соразмерять своё исполнение с использованием партнёра, вслушивание в звуковую картину благотворно сказывается на музыкальном облике ученика, развивает его творческую инициативу. Благодаря ансамблевой игре появляется возможность более длительной шлифовке первоначальных игровых приёмов. Изучение интервалов То, что так привлекает к фортепиано – многоэлементность фактуры, возможность передать всю полноту музыки – оборачивается, особенно на начальной стадии обучения, значительными трудностями, которые приходится преодолевать: нелегко малому ребёнку услышать – понять и выполнить все составные части фортепианного изложения, даже простейшего. Именно фортепианная игра, - писал по этому поводу Г. Кречмер, - предъявляет к слуху значительно более высокие требования, чем любое другое обучение музыки, так как уже на очень ранней технической ступени вводятся аккорды, гармонии. В связи с этим главной задачей на начальном этапе обучения является, по определению Савшинского, воспитание «слышащей руки». В воспитании «слышащих пальцев», способных «предчувствовать» интервально – ладовые соотношения между тонами – одна из основных задач обучения на его начальной ступени. «Прежде всего подчёркиваю, что всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал – одна из первичных форм музыки…. . » А. Асафьев Для того чтобы ученики воспринимали, слышали выразительность каждого интервала, у них должен быть известный слуховой опыт. Они должны помнить ряд инструментальных пьес, знать некоторое количество песен, чувствовать ладо тональность, слышать смену лада. Чтобы воспринималась в первую очередь мелодическая выразительность интервала, теоретическое определение интервала сначала лучше дать как переход одного звука мелодии в другой. Пояснить что интервалы, образовавшиеся в песнях, узнаются по мелодии, которую образуют два звука. Ученикам всегда бывает интересно знать, что названия интервалов представляют собой древний счёт. Стимулирование творческих способностей ученика, нацеливание его на самостоятельные поиски способствуют развитию воображения ребёнка, укрепляет веру в свои силы, улучшают контакт между учеником и преподавателем, создают атмосферу заинтересованности и увлечённости. В заключении хочется сказать, что в музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как обще музыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка. Серьёзные недостатки в начальном обучении детей связана с отставанием и творческо- слухового развития от инструментально – технического. Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально слуховую и техническую сферу в их единстве, начиная с первого года обучения. При отсутствии ещё у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально- слуховых и музыкально- грамматических явлений. Также важна и стадия – закрепления в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков. Одной из важнейших задач музыкальной педагогики является необходимость индивидуализации методов работы с детьми, отличающимися разным уровнем врождённых и развивающихся способностей. Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста. Творческая и методическая подготовка преподавателя к учебным занятиям будет тем полноценнее, чем глубже и доступнее он сможет раскрыть ученику образное содержание произведений, выразительность их музыкального языка, чем быстрее поможет найти целесообразные пути преодоления исполнительских трудностей. Список литературы: 1. Л. Баренбойм «Путь к музицированию» Беседы с учеником. Л. «Советский композитор». 1979 2. Ф. Брянская «Вопросы фортепианной педагогики» 3. С. Мошкаров «Программа для учреждений дополнительного музыкального образования». Учебно – методическое пособие. Пермь. 2007 4. Т. Партанская «Первые месяцы обучения игре на фортепиано». М. 1976 5. Т. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс» «Пособие для преподавателей, детей и родителей». Издательство ЦСДК. М. 1994 6. Э. Тургенева «Пианист – фантазёр: Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию». М. «Советский композитор» 1987 7. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. М. «Советский композитор» 1985 8. Е. Макуренкова «Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования». М. 2003 9. Л. Бархунзон, Л. Волчек «Азбука музыкальной фантазии». «Издательство композитор» С. - П. 1997, 1998 10. А. Барабошкина «Сольфеджио» Методическое пособие. Издательство «Музыка». М. 1974 11. Интернет- ресурсы.