a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Вовлечение семьи в сохранении родного - мокшанского языка».

Автор: Мелькаева Галина Ивановна Опубликовано: 2025-01-13 19:30:23

Документы для скачивания

« Вовлечение семьи в сохранении родного- мокшанского языка». Сегодня, как никогда, остро стоит проблема сохранения родных языков. Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как его родной язык. Наверное, я никого не удивлю, если скажу, что сегодня людей, образцово владеющих родным( мокшанским) языком, очень мало. И, к сожалению, даже сельские дети плохо говорят на родном языке, потому что в семьях пренебрегают родным языком, родители не разговаривают с детьми на своем родном языке, они с ними разговаривают на русском…почему? потому что, так легче или им так удобно. Многие родители не понимают, что через язык ребенок впитывает в себя культуру, познает ее обычаи и традиции. С самого детства бабушки исполняли нам песни, считалки, учили нас своими пословицами и поговорками, объясняли нам приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но, к сожалению ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории и традициям. Мы должны помнить, что язык- душа народа. Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве, подражая окружающим его взрослым и детям. Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, традиций своего народа. Наша обязанность – знать, беречь мордовский язык. Очень важно выработать у детей и их родителей бережное отношение к родному языку, показать важность его знания. Желание сохранять и развивать родной язык должно быть у каждого, как и для педагога, так и для родителей. Родной язык – это язык матери, это первый язык, который усваивается человеком с детства «язык колыбели». Материнский язык – самый радостный для ребенка, самый понятный, на котором она поет колыбельные песни, играет в считалочки на родном языке, читает стихи и сказки. Именно с раннего возраста, малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и его воспитание, позитивно сказывается на формировании языкового поведения. Следовательно, именно в семье закладываются основы владения родным языком. Родителям с раннего возраста нужно приобщать свое чадо к своей культуре, языку, традициям. Очень важно, чтобы то, чему его учили, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходилась с практикой. Ре бенок должен знать свою историю, разговаривать на родном языке в быту. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств,  дома со своими детьми  нужно не стесняться говорить на родном( мокшанском) языке.  Стесняясь, мы как бы демонстрируем ребенку, что их речь неполноценна, теряя одновременно и свой авторитет, и статус родного языка. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные. Если в семье разговаривают только на мокшанском языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и в будущем воспитывать своих детей. Многие дети понимают мокшанский язык, но сами не умеют на нем разговаривать, дома общение ведется на русском языке.  Связано это с отсутствием доступной среды общения. Язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является средством общения между людьми. Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии родного языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на мокшанском языке; воспитывать уважение к мокшанскому языку, культуре, обычаям и традициям своего народа. Среди молодого поколения немного тех, которые разговаривают на родном мокшанском языке. Это семьи, где родители являются людьми  старшего поколения. Или это семьи, где совместно проживают люди разных поколений: родители и бабушки, дедушки.   В детском саду традиционно проводим фольклорные праздники вместе с родителями:     «Рождество»,   «Масленица»,   «Пасха»   и другие. Я стараюсь вовлекать родителей при проведении досуговых мероприятий по родному языку. Досуговое направление в   работе с родителями   оказалось самым привлекательным, востребовательным, полезным. От каждой новой встречи с   родителями   дети получают радость и удовольствие. Сколько радости было, когда   бабушки   напекли блинов на Масленицу и все вместе на улице играли в игры, водили хороводы, а в группе потом пили чай с блинами. Праздник доставляет большую радость не только бабушкам и дедушкам, но и их внукам. Дети готовят подарки, концертные номера на мордовском и русском языках. Бабушки участвуют в конкурсах «Презентация национальных блюд», «Частушки». Бабушки часто приходят в гости, показывают уроки рукоделия, рассказывают о том, как жили раньше, какие готовили блюда, знакомят детей с устным народным творчеством, рассказывают сказки и легенды, учат детей петь песни. С каким интересом дети слушали бабушку Миланы О. - Людмилу Ивановну, когда она рассказывала и показывала мордовскую национальную рубаху. А бабушка Софии Л. -   Анна Федоровна,   рассказывала об утюге, лаптях. Мама Саши Т. рассказывала об истории праздника Жаворонки. Дети с удовольствие относятся к людям старшего поколения, с интересом перенимают их бесценный опыт. На мой взгляд, трудно постичь родной язык, когда ты изучаешь его, как предмет,  но легко, если ты общаешься на нем каждый день, не задумываясь о том, что ты должен научиться этому предмету. И зучение мокшанского языка в нашем дошкольном учреждении происходит лишь через организацию кружковой работы. Вот уже на протяжении нескольких лет, я веду кружак « Пайгоня » по обучению русскоязычных детей мокшанскоиу разговорному языку. Как воспитатель я    ставлю перед собой такие цели: 1. Привитие интереса детей к изучению мокшанского языка. 2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к мокшанскому языку, сохранение чистоты мокшанского языка как явления культуры. 3. Увеличение словарного запаса детей. Большое значение уделяю краеведческому материалу. Поэтому в своей группе я создала мини уголочек, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В работе с детьми на занятиях и в кружковой работе, и в свободной деятельности широко использую игровой фольклор. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас. Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. В  родном языке   заключены мудрость древнего народа, его богатый жизненный опыт, его история.   Язык- это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!

Оставить комментарий: