Методическая система по формированию экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста 2022-2024гг.
Документы для скачивания
: Экологическое знание- это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим. Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду. Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы. Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия: создание в группе уголка живой и неживой природы; создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т. п. ; взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием; организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями. Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания являются: формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание чувственно- эмоциональных реакций детей на окружающую среду; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы. В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно- деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого- эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе. В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников: принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе( отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей) ; принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания( идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий( растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др. ) ; принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний; принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах; принцип доступности; краеведческий принцип в отборе материала; экологический подход к отбору знаний о природе; принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте( усложнение материала от группы к группе) . Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого- развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка. При организации эколого- развивающей среды необходимо учитывать: требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями; возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным; возрастными особенностями детей( своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда) ; безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др. При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы: Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому. Использование иллюстративно- наглядного материала в экологическом образовании детей. Использование технических средств обучения( диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др. ) в системе эколого- педагогической работы. Труд как один из основных методов экологического образования детей. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста. Игра как метод экологического образования. Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
- Перспективный план работы по формированию основ ЗОЖ во второй младшей группе 2022-2023гг.
- План работы по ЗОЖ в средней группе 2023-2024
- Методическая система по формированию экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста 2022-2024гг.
- План работы по изодеятельности с творческими детьми средняя группа2023-2024гг.
- Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию младшего дошкольного возраста(вторая младшая группа- средняя группа) 2022-2024
- Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе 2023-2024гг.
- План работы по выявлению творческих способностей детей второй младшей группы 2022-2023гг.
- Программа экологического кружка для детей младшей гурппы (на основе парциальной программы С.Н.Николаевой "Юный Эколог"2023-2024г.
- Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей второй младшей группе 2022-203
- Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе 2023-2024гг.