a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе 2023-2024гг.

Автор: Почтакова Ирина Викторовна Опубликовано: 2025-01-14 22:49:41

Месяц Совместная деятельность взрослого и ребенка Сентябрь Наблюдение и опыты: Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды( солнечная, пасмурная, дождливая) . Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие – во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей. Опыты: а) Солнце высушивает предметы. б) Солнце прогревает предметы. Наблюдения за ветром( по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака) . Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками. Наблюдения за облаками. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать. Наблюдения за дождем. Дожди идут часто. Ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее – летний или осенний. Наблюдения в живой природе: за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сгибая стебли. Наблюдение за пауками и насекомыми. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней. Наблюдение за птицами. Экологические игры: «Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение «Раньше – позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Паучок- пилот»; Г. Глушнев «Стихи о насекомых», «Кузней и кузнечики»; А. Майков «Пейзаж»; Э. Машковская «Осень»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Э. Успенский «Как растили капусту». Беседы: «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке». Художественное творчество: Рисование «Золотая осень». Аппликация: «Разноцветная осень»( использование нетрадиционных методов) . Изготовление поделок из природного материала. Проектная деятельность( с привлечением родителей) «Живая книга леса». Октябрь Наблюдения и опыты: Сравнение комнатных растений( сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять детей в обследовательских действиях) . Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче. Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий( О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014г. , стр. 77) . Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное наблюдение за гроздьями рябины( как постепенно меняется окраска) . Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за отлетом птиц. Экологические игры: «К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на дереве», «Найди пару», «Кто знает, пусть продолжает», «Третий лишний», «Что изменилось», «Волшебный цветок», дидактическое упражнение «Раньше – позже». Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели…», «Осень»; Э. Машковская «Дело к зиме»; А. Блок «Зайчик»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; К. Ушинский « Бишко »; загадки, скороговорки, песенки- потешки. Беседы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Осень – это хорошо или плохо», «Где рыбке лучше живется»( в реке или в аквариуме) . Художественное творчество: Изобразительная деятельность: Рисование «Приметы золотой осени». / Выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок. Ноябрь Наблюдения и опыты: Наблюдения за небом, ветром. Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»( продувает насквозь) . Наблюдения за первым выпавшим снегом( первый снег выпадает, но быстро тает) . Обсудить с детьми, почему он тает. Наблюдения за льдом. Знакомство со свойствами льда. Провести исследовательские действия: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед. Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега. Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны. Наблюдения за живой природой. Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее. Экологические игры: Дидактические упражнения «Раньше- позже», «Подскажи словечко»; дидактическая игра «Знаешь ли ты? »; подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Все по домам», «Покажи без слов»( с элементами пантомимы) ; словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок». Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад»( проводится в начале и конце месяца в сравнении) , «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Что нам осень принесла»( с помощью моделей сравнить с детьми признаки осени в сентябре, октябре и ноябре) . Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи»; Н. Некрасов «Заунывный ветер гонит…. »; Е. Благинина «Огонек», «Улетают, улетели…», «Стрижи»; А. Пушкин «Унылая пора…»; Л. Толстой «Волк»; В. Зотов «Лесная мозаика»( рассказы о диких зверях) . Художественное творчество: Аппликация( коллективная композиция) «Корзина грибов». Рисование «Мышь и воробей». Декабрь Наблюдения и опыты: Наблюдение за воробьем и вороной. Как живут растения зимой. Наблюдения за снегом( рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы) . Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры. Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить почему снег стал липким. На улице рассмотреть следы птиц, сравнить их. Наблюдать за поведением птиц у кормушки. Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения поместить: одно – в темное место, другое – в светлое. Экологические игры: Дидактические игры «Собери цветок»( на материале зимующих птиц) ; словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю»( на материале комнатных растений) , «В магазине комнатных растений», «Кто знает, пусть продолжает»; подвижные игры «Беги в дом, какой покажу», «Лиса в курятнике». Чтение художественной литературы: Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег», «Елка»; Г. Скребицкий «Четыре художника»( отрывок) , «Воробей», «Ворона»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Калинина «Про снежный колобок». Беседы: «Как помочь птицам зимой», «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель». Художественное творчество: Рисование «Кто в каком домике живет». Лепка «Девочка в зимней одежде». Январь Наблюдения и опыты: Наблюдение за снегом. В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду скрипит снег. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит. Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха. Наблюдение за птицами. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомить детей с народной приметой – если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись – это к морозу. В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету. Подвести к выводу о потребностях растений в свете. Экологические игры: Дидактические игры «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живет? », «Кто кем будет? », «Бывает – не бывает»; подвижные игр ы» Льдинка», «Четвертый лишний»; игровые упражнения «Догадайся, о ком рассказываю», «Кто кричит, а что трещит? ». Чтение художественной литературы: И. Суриков «Белый снег пушистый»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Январь»; М. Садовский «Снегопад»; В. Берестов «Гололедица»; М. Пришвин «Ночевка зайца»; Г. Снегирев «Звери наших лесов»; Гаплина «Как лиса в лесу живет». Беседы: «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка». Художественное творчество: Рисование «Развесистое дерево», «Маленькой елочке холодно зимой». Лепка «Птичка», «Девочка в длинной шубке». Февраль Наблюдения и опыты: Наблюдения в неживой природе. Февраль – месяц частых метелей и сильных ветров. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из- за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли под снегом( замерзла, твердая) , вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды. н о они живые и зимой как бы спят. Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений. Экологические игры: «Зоологическое лото». «Что изменилось», «Найти по названию», «Когда это бывает? »; подвижные игры «Четвертый лишний», «Мышеловка». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли? »; Н. Павлова «Белые шубки»( из книги «Четыре времени года») ; К. Ушинский «Лошадка»; В. Кондратьев «Метель»; В. Степанов стихи «Большая пурга»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным». Беседы: «Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе. Почему? », «Мой домашний любимец». Художественное творчество: Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости»( воробушки на кормушке) . Рисование гуашевыми красками «Мышка и мишка». Март Наблюдения и опыты: Неживая природа. Наблюдение за погодой( солнцем, небом, снегом) . Наблюдения за растениями. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать- и- мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений. Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну. Посадка гороха в уголке природы. Опыты. ! . Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести корневище мать- и- мачехи в группу. п онаблюдать. где скорее зацветет: в группе или на улице( спросить. с чем это связано) . 2. Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут. Экологические игры: Дидактические игры «Помоги малышам», «Магазин цветов». «Четвертый лишний», «Съедобное – несъедобное». «Зоологическое лото»; игра с элементами драматизации «Зайчик в беде»; подвижные игры «Мышеловка», «Хитрая лиса». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Весенняя песенка»; Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Н. Сладков «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Зотов «Заяц- беляк», «Еж», «Бурундук»; В. Бианки «Лесная газета»; заклички. загадки о весне. Беседы: «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей»( поведение диких зверей весной) , «Что ты видел необычного по дороге в детский сад». Художественное творчество: Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше», «Воробьи в лужах». Апрель Наблюдения и опыты: Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца. Солнце все выше, светит ярко, ослепительно. Каким стало небо? Что изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко- синее, на нем белые закругленные облака – кучевые. Почему они так называются? ( Держатся на небе кучками) . Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся. Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек. Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин. . Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками. Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения. Продолжать наблюдения за пробуждением растений( мать- и- мачеха, первая травка) . Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва( у заборов, у стен домов) . Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод. ч то у всех деревьев кустов есть почки и они разные. Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки( обсудить с детьми, зачем они это делают) . По возможности отметить прилет грачей, скворцов. Экологические игры: Дидактические игры «Найди дерево по описанию», «Загадай – мы отгадаем». «Съедобное – несъедобное», «Помоги малышам»; подвижные игры «Все по домам», «Мышеловка», игры с элементами драматизации «Ручейки и озера», «Времена года»( из книги А. Молодовой «Экологические игры») . Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Последняя льдинка»; Н. Павлова «Ранней весной»; И. Беляков «Подснежник проснулся; К. Ушинский «Пчелки на разведках». Беседы: «Кто весной возвращается домой»( беседа о перелетных птицах) , «Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень»( зачем мы пересаживаем комнатные растения) , «Опасный лед»( можно ли выходить на весенний лед) . Художественное творчество: Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки- раскраски. Аппликация обрывная «Живые» облака». Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик». Рисование «Кошка». Май Наблюдения и опыты: Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Отметить цвет неба, какой дует ветер. Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения. Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать- и- мачехой( у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать- и- мачехи – стебель) . На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения. Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке( рассказать о народной примете: когда цветет черемуха – это к холодам) . В течение месяца наблюдать за распусканием почек. появлением и ростом листьев. Наблюдение за насекомыми. По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить. п очему эти птицы прилетают позже всех( насекомоядные) . Продолжать наблюдение за домашними животными: кошками. собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей. Экологические игры: Дидактические игры «Магазин «Цветы», «Четвертый лишний», «Путешествие по времени»; дидактическое упражнение «Отбери и назови цветы, которые знаешь»; подвижные игры «»Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «У медведя во бору»; игры с элементами драматизации «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Козы, кыш от березы». Беседы: «Правила друзей леса»( с использованием моделей) , «Дома появились малыши»( рассказать о рождении котят, щенят. птенцов, использовать картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами») , «Что изменилось в жизни человека с приходом весны», «Что хорошего и что плохого бывает весной». Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Находка»( сказка) , «Под кустом»( сказка) , «Подножная травка»( сказка) ; Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»; В. Степанов «Летающий цветок»; М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Чарушин «Воробей»; В. Бианки «Первая охота». Художественное творчество: Рисование «Радуга- дуга. не давай дождя». Аппликация «У солнышка в гостях». Лепка сюжетная коллективная «Муха- цокотуха».

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы