a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей

Автор: Логвиненко Полина Валентиновна Опубликовано: 2025-01-16 12:12:14

Задачи:

  1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
  2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
  3. Отработать техники: саморегуляции; предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения; введения правил, ограничений на действия детей.

Количество участников: до 30.

Продолжительность: 2–2,5 ч.

Ход занятия

1. Разминка. Упражнение «Сменяющиеся команды»

Ход упражнения. Участники по сигналу ведущего «четверки» должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. После этого ведущий называет любое действие, которое участники должны выполнить. Каждый раз по новому сигналу участники вновь образуют группы и выполняют новые действия, например:

  • «тройки» — возьмитесь за руки, каждый должен рассказать о том, что умеет хорошо делать;
  • «шестерки» — выставите вперед правое плечо и расскажите друг другу, какие запахи вам особенно нравятся;
  • «семерки» — попытавшись пошевелить ушами, расскажите друг другу о звуках, которые вам приятно слышать;
  • «двойки» — хлопните себя по плечу, вспомните и расскажите о своих достижениях за прошлый учебный год;
  • «двадцать пять» (называется общее количество участников занятия) — встаньте в круг, обхватите за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикните: «Доброе утро, коллеги!».

2. Вступительное слово

Ведущий знакомит участников с темой и задачами практического занятия.

Информация для участников. Защита маленького ребенка от всех форм насилия — актуальная, значимая задача ДОО. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.

Доктор психологических наук, академик РАО И.В. Дубровина, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое — по сути имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе — характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.

3. Упражнение «Детская обида»

Материал: бланки по количеству участников — лист бумаги, разделенный на три графы: «Обидные слова», «Эмоции, чувства», «Последствия».

Упражнение выполняется индивидуально каждым участником на отдельном бланке. Ведущий заранее оговаривает, что написанное не будет предано огласке без желания участника. После выполнения упражнения предлагает высказаться всем желающим.

Инструкция ведущего: Детские эмоции отличаются от наших. Они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. В жизни каждого человека бывают обиды. Вспомните свою детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла. (Ведущий раздает бланки.) Перед вами лист бумаги, разделенный на три графы: в первой напишите слова, которые ранили вашу душу, показались вам обидными, во второй — укажите, какие эмоции и чувства вызвали в вас эти слова, в третьей — отметьте, какой отпечаток они наложили на ваше развитие и дальнейшую жизнь.

Информация для участников. К речевому насилию относятся: угрозы в адрес ребенка; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе, публичные унижения); принижение его успехов; постоянная критика в адрес ребенка; подавление инициативы; обвинение в адрес ребенка (брань, крики); наказание за неправильный ответ; некорректное высказывание о внешнем виде; привилегированное отношение к заискивающим детям; отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен; негативная характеристика ребенка; отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем; перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. В результате жестокость в дальнейшем вновь и вновь воспроизводится.

Пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.

У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает в ст. 56 административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

4. Групповое обсуждение «Признаки речевого насилия»

Материал: рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию»; памятка «Признаки речевого и психического насилия над ребенком» на каждого участника.

Инструкция. Участникам предлагается назвать признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергся речевому насилию. Ведущий обращает внимание присутствующих на рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию».

После того как участники высказались, ведущий подводит итог и раздает памятки.

Скачать признаки речевого насилия в pdf

 

Признаки речевого и психического насилия над ребенком:

• постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• беспокойство, тревожность, нарушение сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• нервный тик, энурез; различные соматические заболевания;
• вредные привычки;
• задержки умственного развития, плохая успеваемость;
• проблемы с едой;
• излишняя уступчивость или осторожность;
• низкая самооценка;
• антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

 

5. Упражнение «Словарь отрицательных оценок»

Материал: большое количество нарезанных листочков бумаги прямоугольной формы 4×9 см (до 100 шт.); магнитная доска, магниты; 15 демонстрационных листов А4 «Словарь отрицательных оценок»: «Угрозы в адрес ребенка», «Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе публичные унижения)», «Принижение его успехов», «Постоянная критика в адрес ребенка», «Подавление инициативы», «Обвинение в адрес ребенка (брань, крики)», «Наказание за неправильный ответ», «Некорректное указание по поводу внешнего вида», «Привилегированное отношение к заискивающим детям», «Отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен», «Негативная характеристика ребенка», «Отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем», «Перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи», «Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку»; клей-карандаш.

Инструкция ведущего: В работе М.В. Старикова и А.В. Полищук «Насилие в образовании» отмечается, что элемент речевого насилия глубоко проник в образование, насилие представляется фактом нежелательным, но неизбежным. Следовательно, грамотная организация образовательного процесса предполагает сведение к минимуму, а в перспективе — исключение самого факта насилия в образовании. Сейчас мы с вами попробуем создать один большой словарь отрицательных оценок. Для этого вспомните слова и выражения педагогов, в которых содержится отрицательная оценка деятельности детей, и запишите их на отдельных листочках.

Далее участники с помощью клея-карандаша наклеивают свои листочки в демонстрационную таблицу на листе ватмана «Словарь отрицательных оценок».

6. Упражнение-разминка «Машина с характером»

Материал: карточки с названиями механизмов («машина», «будильник», «кофемолка», «пылесос», «планер»).

Ход упражнения. Участники разбиваются на группы по 5 человек, каждая из которых изображает реально существующие механизмы, указанные на карточках. Вся группа должна построить воображаемый механизм, детали которого — слаженные повторяющиеся движения и возгласы. При этом каждый участник внимательно следит за действиями других членов команды, чтобы движения были скоординированными и дополняли действия другого игрока. После репетиции группы по очереди демонстрируют механизмы, остальные участники пытаются отгадать их. Ни в процессе репетиций, ни во время презентации разговаривать нельзя.

7. Информация для участников «Воздействие стрессовых факторов на нарушение баланса в системе “мозг — тело”»

Материал: демонстрационные рисунки «Равновесие в системе “тело — разум — душа”», «Нарушение баланса в системе “тело — разум — душа”».

Слово ведущего: Для нормальной жизнедеятельности любого человека важно равновесие в системе «тело — разум — душа». (Участникам показывается демонстрационный рис. 1 «Равновесие в системе “тело — разум — душа”».) Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. Внимание, долговременная память, а следовательно, процесс обучения движимы эмоциями. В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс.

Рис. 1. Равновесие в системе «тело — разум — душа»

При длительном стрессе этот баланс нарушается (демонстрируется рис. 2 «Нарушение баланса в системе “тело — разум — душа”»): подключаются отрицательные эмоции — высвобождается адреналин, призывающий к действиям, — если действий не происходит, то химические вещества накапливаются в мышцах — возникают зажимы, затрудняющие прохождение сигналов от мозга к органам тела и обратно. Кроме того, вырабатывается избыточное количество кортизола, что снижает способность к восприятию информации и запоминанию.

Рис. 2. Нарушение баланса в системе «тело — разум — душа»

Мы с вами наглядно увидели, каким образом речевое насилие как стрессогенный фактор влияет на здоровье и обучение детей.

8. Групповая работа «Техника обратной связи для оценки поведения детей»

Материал: схема «Я-сообщение»; 4 таблицы «Обратная связь педагогов относительно поведения детей».

Слово ведущего: Можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике? Оценка — первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Это обратная связь, помогающая дошкольнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и в собственном «Я». Она — основа для формирования самооценки ребенка. Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя — прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка. Хороший воспитатель старается разобраться, что же произошло с ребенком, а педагог «не на высоте» оценивает его характер и личностные качества. Именно здесь и пролегает граница между профессиональным и непрофессиональным общением, или психологически грамотным и безграмотным взаимодействием.

Рис. 3. Схема «Я-сообщение»

Существует ряд методик и упражнений для освоения элементов психологически грамотного взаимодействия с детьми, обучения предоставления ребенку обратной связи относительно его поведения. Сегодня мы потренируемся правильно моделировать оценочные высказывания. Для этого нам нужно разделиться на 4 группы, рассчитавшись с помощью слов: «утро», «день», «вечер», «ночь».

Обратная связь педагогов относительно поведения детей

Ситуация

Оценка

Чувства

«Я-сообщение»

Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу

«А если бы тебе пытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?»

Сострадание

«Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет дальше продолжаться, то кукол у нас не останется. И мне придется их спрятать»

«Что ты делаешь?! Ей же больно!»

Огорчение

«Меня огорчает, что дети ломают игрушки, потому что потом нам не с чем будет играть»

Двое детей бегают друг за другом по группе и громко кричат

«Что за табун носится?!»

 

 

«Сколько раз вам повторять: в группе нельзя бегать и громко кричать?!»

 

Ход работы. На мольберте вывешивается схема «Я-сообщения» (рис. 3), при необходимости ведущий разъясняет ее структуру, затем раздает каждой группе таблицу «Обратная связь педагогов относительно поведения детей».

Участникам предлагается рассмотреть таблицу и заполнить колонки 3 («Чувства») и 4 («Я-сообщение»).

После выполнения задания группы презентуют результаты работы, проводится обсуждение:

  • Чем отличаются между собой высказывания в колонках «Оценка» и «Я-сообщение»?
  • Какую информацию получает ребенок из оценочного высказывания (колонка 2), а какую — из «Я-сообщения» (колонка 4)?
  • Легко ли было сформулировать «Я-сообщение» в каждой ситуации?

Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.

9. Информация для участников «Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями»

Материалы: памятки на каждого участника.

Слово ведущего: Педагоги знают правила психологически грамотного взаимодействия, но на практике зачастую слышны раздраженный голос воспитателя, дающего негативные оценки поступкам детей, некорректные указания и даже порой угрозы. Почему это происходит? Мы с вами говорили о том, что все события, которые мы переживали когда-то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они словно застыли внутри нас, и мы со временем перестаем их замечать. Но если кто-то наступает на «любимую мозоль» (а дети — большие мастера по этой части), то мы начинаем вести себя неадекватно, злиться, обижаться, раздражаться без особой на то причины. Между «несимпатичной» эмоцией, готовой вас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.

Ведущий раздает памятки.

Оставить комментарий: