a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Самообразование Тема: «Партнерская деятельность педагогов и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»

Автор: Рассадникова Юлия Михайловна Опубликовано: 2025-01-19 23:44:18

Документы для скачивания

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 202 4- 202 5 уч. г Тема: « Партнерская деятельность педагогов и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольн иков » Актуальность: Профессиональная ориентация детей– это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и  многогранная  проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как  профессиональное самоопределени е  взаимосвязано с развитием личности на всех  возрастных этапах, то  дошкольный возраст  можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для  профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в  формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать  предпринимательские навыки в разных  профессиях. Поэтому  ранняя дошкольная профориентация  - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит  информационный характер  ( общее знакомство с миром  профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких- то видах трудовой деятельности( в плане  самообслуживания, при выполнении посильной работы) . О необходимости  профориентации детей дошкольного возраста  отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается  информация. Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают  профессиональный  труд в большем случае как средство и источник получения возможностей ( денег)  для реализации потребительских ценностей и желаний.   Формирование  системных знаний о труде взрослых начинает уже в  дошкольном возрасте  и предполагает знакомство  дошкольников  с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость- удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда ( исходного материала)  в продукт( результат труда, удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для  формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.   Формирование представлений дошкольник ов о мире труда и профессий,   формирование  предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс. Современный педагог- это педагог  профессионально  владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и  воспитывать. Все это имеет решающее значение для  воспитания у дошкольника  ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями. Работа по данной теме представляется мне актуальной, и послужила основанием для выбора данной темы по  самообразованию. Срок реализации- с 202 4 г по 202 5 г. ( один год) Цель: Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраст. » Задачи: • Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. • Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. • Пробуждать любознательность  детей, интерес к деятельности взрослых. • Способствовать  формированию  положительного отношения и уважения к  профессиям взрослых. • Повысить заинтересованность  воспитанников к профессиям и профессиональной ориентации. • Привлечь родителей  воспитанников  к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями. Планируемые результаты. У детей: - формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; - уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; - с пособствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации. - создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; - развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт; - стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. У педагога: - повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т. п. ; - активизируются умения использования форм и методов работы, способствующих привлечению родителей( законных представителей) к сотрудничеству в процессе реализации целей и задач образовательной программы; систематизируется опыт работы по направлению ранней профориентации; У родителей: - повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей; - сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с педагогами ДОУ; - будет развиваться способность определить интересы, способности своего ребенка. Взаимодействие с родителями 1. Консультации: -  «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»; - «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»; - «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»; - «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики! », «Детям о КИНО»; 2. Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»; 3. Беседы дома о профессиях родителей; 4. Памятка для родителей  « Воспитание трудолюбия»; 5. Участие в интернет- конкурсе «Моя мама – профессионал»; 6. Оформление альбома- книги( творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»; 7. Создание( пошив, изготовление атрибутов) к сюжетно- ролевым играм;   Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме 1. Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно- ролевых и дидактических игр; 2. Приобретение, изготовление дидактических настольно- печатных игр, связанных с темой «Профессии»; 3. Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно- ролевых игр. Виды педагогической деятельности 1. НОД; 2. Информационно- познавательная; 3. Наблюдения за трудом взрослых; 4. Коммуникативная деятельность; 5. Целевые прогулки и экскурсии; 6. Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий; 7. Самостоятельная деятельность; 8. Проектная деятельность; 9. Художественно- творческая деятельность; 10. Игровая деятельность; 11. Взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействие с социальными партнерами 1. Школа; 2. Пожарная часть; 3. Библиотека; 4. Встреча с врачом из поликлиники. Взаимодействие со специалистами ДОУ 1. Логопед 2. Психолог 3. Руководитель по физической культуре 4. Музыкальный руководитель  Совместная деятельность с детьми Месяц Профессия Задачи Формы работы/ мероприятия Сентябрь «Профессии в детском саду, в школе» Словарь: учитель  воспитатель, логопед, мед. сестра, прачка, повар, вахтер, завхоз, заведующая, помощник воспитателя и др. 1. Расширять представления детей о профессии работников дошкольного образования, учителя. 2. Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя. 3. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе. 4. Расширять и активизировать словарь детей по теме. 1. Чтение художественной литературы о детском саде, школе. 2. Чтение: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( учитель;  мед. сестра) ; Т. А. Шорыгина « Профессии. Какие они? »( воспитатель; повар) 3. Сюжетно- ролевые игры: «Школа», «Школа. Урок математики». 4. Беседа по картине  «На уроке». 5. Экскурсия в школу. 6. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Произнеси правильно», «Что будет, если…». Октябрь «Работники сельского хозяйства» Словарь:  фермер, конюх, пастух, тракторист, комбайнер,  доярка,  птичница,  хлебороб 1. Углублять знания детей о профессиях. 2. Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека. 3. Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства. 4. Расширять словарь детей по теме. 1. Чтение худ. л ит- ры: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( фермер) ; Т. А. Шорыгина « Профессии. Какие они? »  ( фермер) 2. Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Что выращено колхозниками? » 3. Рассматривание картины из серии «Кем быть? » «Врач» Словарь: педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра; 1. Обогащать знания и представления детей о профессиях врача. 2. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями,  сформировать понимание значимости данной профессии для общества. 1. Беседа. Экскурсия в процедурный кабинет, кабинет педиатра. 2.  Чтение «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( Врач  и др. ) ; Т. А. Шорыгина « Профессии. Какие они? »( Врач) 3. Сюжетно- ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача», «Скорая помощь». Ноябрь «Водитель» Словарь:  шофер, машинист 1. Расширять представления детей о профессии водителя автобуса( троллейбуса) , шофёра такси, машиниста поезда. 2. Показать взаимосвязь людей разных профессий. 3. Воспитывать уважение к людям труда. 1. Сюжетно- ролевые игры: «Мы – шофёры», «Железная дорога». 2. Конструирование( из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк». 3. Чтение пр- ний о правилах дорожного движения. 4. Викторина по правилам дорожного движения. 5. Чт. худ. лит: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( машинист) . 6. Дид. игры: «Подскажи словечко», «Профессии». «Кто чем занимается? » «Мебельщик» «Столяр» 1. Познакомить с профессией мебельщика, столяра и инструментами их труда. 1. Беседа. Рассматривание иллюстраций. 2. Заучивание стихов. 3. Д/ и «Кому что нужно для работы». 4. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( столяр) «Портниха»( швея) «Закройщица» «Модельер» «Кинорежиссер», «помощник режиссера», «оператор», «гример», «костюмер» 1. Познакомить с профессиями людей, работающих в ателье, на фабрике одежды. 2. Дать детям представления о съемочной площадке, о профессиях кинорежиссера, помощника режиссера, оператора, костюмера, гримера. 3. Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни. 1. Сюжетно- ролевая игра «Ателье». 2. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( портниха) Т. А. Шорыгина « Профессии. Какие они? »( портной) 3. Сюжетно- ролевая игра «Снимаем кино». . Декабрь «Музыкант» Словарь: Композитор, певица, певец, музыкант 1. Рассказать детям о профессиях музыканта( скрипача, пианиста, флейтиста) , композитора. 2. Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий. 3. Воспитывать любознательность. 1. Рассматривание иллюстраций с различными инструментами.     2. Слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов. а также произведений известных композиторов. 3. Игра на детских музыкальных инструментах. 4. Встреча с интересными людьми. 5. Дидактические игры «Угадай на чём играю? » Наст- е игры: «До- ре- ми», «Профессии». 6. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( Музыкант) «Повар» «Продавец» «Кассир» 1. Расширять у воспитанников представления о мире взрослых. 2. Пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, 3. Формировать уважение к труду. 1. Беседа. Рассматривание иллюстраций. 2. Заучивание стихов. 3. Чтение художественной литературы. 4. Сюжетно- ролевая игра «Магазин продуктов». 5. Экскурсия на кухню. 6. Дидактические игры: «Кто больше назовет профессий? », «Угадай профессию». 7. Чтение худ. л ит- ры: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева ( повар; кассир; продавец) ; Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они? » ( продавец) Январь «Строители» Словарь: архитектор, дизайнер, строитель, электрик, инженер, плотник, маляр, крановщик, каменщик, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, экскаваторщик 1. Познакомить детей с некоторыми профессиями строителей. 2. Учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий. 1. Беседы: «Стройка. » «Секреты плотника: как построить прочный дом». 2. Сюжетно- ролевые игры: «Строители», «Проектная мастерская»( проектируем разные дома) . 3. Чт. худ. литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева ( строитель, маляр и др. ) ; Т. А. Шорыгина « Профессии. Какие они? »  ( строитель) 4. Дидактические игры: «Кем я хочу быть? », «Кому что нужно для работы? «Спортсмены» 1. Расширение представлений и уточнение знаний о спортсменах- лыжниках, конькобежцах, фигуристах и др. Организация совместной выставки- конкурса рисунков «Зимние виды спорта» Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева ( спортсмены) Февраль «Военные профессии» 1. Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; 2. Расширять представления детей о Российской армии; - воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; 3. Знакомить с разными родами войск( сухопутными, морскими, воздушными) ; 4. Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. 1. Беседы: «Солдаты Отечества», «Профессии смелых и отважных» 2. Сюжетно- ролевые игры: «Лётчики», «Разведчики», «Моряки». 3. Спортивное мероприятие: «Сильный, смелый, ловкий». 4. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева ( военный и др. ) Т. А. Шорыгина « Профессии. Какие они? »  ( военнослужащий) Март «Женские профессии» Словарь: Актриса, Парикмахер, Уборщица, П очтальон 1. Уточнить представления детей о женских профессиях 1. Беседа «Женские профессии». 2. Дидактические игры: «Назови женскую профессию», «Назови, чья? » 3. Сюжетно- ролевые игры: «Парикмахерская», 4. Рисование на тему «Мамина профессия» 5. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева  ( актриса; парикмахер;  почтальон) ; Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они? »( парикмахер) «Библиотекарь» «Писатель» «Художник» 1. Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессиях библиотекаря, писателя, поэта, художника. 2. Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.   1. Экскурсия в библиотеку 2. Сюжетно- ролевые игры: «Библиотека», «В читальном зале». 3. Чтение художественной литературы. 4. Рассматривание иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников- иллюстраторов детских книг. 5. Составление рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь» 6. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева( библиотекарь; писатель; художник) ; Т. А. Шорыгина « Профессии. Какие они? »( библиотекарь) Апрель «Космонавт» 1. Расширять знания детей о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны. 2. Поддерживать интерес к людям редких профессий. 1. Презентация «Первопроходец космоса». 2. Сюжетно- ролевая игра: «Космонавты». 3. Выставка рисунков «Космос». 4. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева ( космонавт; фотограф) «Пожарный» «Полицейский» «Спасатель» 1. Расширять знания детей о профессии пожарного 1. Сюжетно- ролевая игра: «Мы- пожарные» 2. Рисование на тему «Пожарные на пожаре». 3. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий»; Г. П. Шалаева ( пожарный; полицейский) М ай" Все профессии нужны, все профессии важны" 1 Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. 1. Игра- развлечение «Калейдоскоп профессий». Список литературы 1. Борисова Е. М. , Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. - М. : Знание, 1991. 2. Буре Р. С. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду. – М. : «Просвещение», 1987 г. 3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М. : Инноватор, 1997. 4. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? [ Текст] : учебное пособие для преподавателей/ Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994 5. Климов Е. А. Путь в профессионализм. - М. : Флинта, 2003. 6. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г 7. Пасечникова Т. В. , методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд- во ЦПО, 2013. 8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998 9. Энциклопедия «Мир профессий».    – М. : Изд. «Знание», 2005. 10. Энциклопедия «Я познаю мир».   – М. : Изд. Дрофа, 2007. 11. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г. 12. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013.

Оставить комментарий: