a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Ёлочные игрушки: семейные реликвии"

Автор: Терентьева Наталья Борисовна Опубликовано: 2025-01-20 18:53:18

Документы для скачивания

МБДОУ ПГО «Детский сад №51» Проект «Елочные игрушки: семейные реликвии» Старые игрушки – просто раритет. Облупились где- то, сколько же им лет? Кукуруза, лётчик, часики, луна, Дед мороз, хлопушки, бусы, бахрома. Шишки и фонарик, звёздочка внутри. Вот олень картонный и рога целы! Сказочное царство в доме у меня. Это – детство. Память. Целая страна! Есть, конечно, лучше, но не заменить, То, что было в детстве. А в душе щемит. Ирина Воробьёва. Актуальность темы: Мир из менчив, вокруг нас постоянно бурлит жизнь, появляется много нового. Но есть ценности, которые вне времени. Традиции, культура – дело семейного хранения. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. А как можно воспитать ребёнка добрым, внимательным к другим, духовно богатым? Через добрые семейные традиции. У крашение ёлки к Новому году и изготовление игрушки вместе с семьей – это не просто совместные действия, это залог крепкой дружной семьи, добросовестного отношения к своим обязанностям и воспитание ответственного, честного, открытого, творческого и доброго ребёнка и взрослого! К ёлочным игрушкам в нашей стране особое отношение. Их бережно хранят, чтобы в преддверии Нового года торжественно распаковать хрупкие реликвии и окунуться в теплые воспоминания, связанные с историей рода, города и страны. Многие из них много лет назад вешали на ёлку наши родители, когда были маленькими, они также доставали из коробок старые, потёртые временем, но такие красивые и дорогие сердцу игрушки, доставшиеся от бабушек. Такие игрушки в семье тщательно оберега ются и хран ятся, и каждый Новый год старинный ритуал совместного украшения праздничной ёлки любимыми игрушками не переста ёт радовать всех членов семьи. Хотя с тарые игрушки могут выглядеть не так идеально, как новые, можно быть уверенным: их хранят с любовью и передают через них свою душу, свои воспоминания. Взять в руки, рассмотреть каждую из игрушек — словно пролистать семейный альбом. «…Вот и сейчас я снова невольно улыбнулась лукавому взгляду мальчишки на санках, что старше меня чуть ли не вдвое. Помню, пап, твои рассказы…» Нет ничего сложного в создании новой традиции, которая только поможет укрепить духовное воспитание ребенка, сплотить семью, повысить престиж семейных ценностей. Например, ежегодная традиция совместного украшения старинными игрушк ами новогодн ей ёлк и и изготовление своими руками новых ёлочных игрушек.   Передача ёлочных украшений из поколения в поколение важна по нескольким причинам: Создание семейной реликвии.   Каждая игрушка хранит тепло рук мастера и радость людей, которые когда- то вешали её на свою ёлку.   Сохранение семейных традиций.   Это позволяет поддерживать традиции и приобщать детей и внуков к истокам. Создание положительных эмоций. Игрушки прошлого дарят положительные эмоции от светлых воспоминаний. Возможность показать подрастающему поколению традиции. Это способ вернуть в дом частичку тепла и уюта того времени, когда каждое украшение несло в себе воспоминания о счастливых мгновениях и детстве.   Кроме того, на многих фабриках мастерство изготовления ёлочных игрушек передавалось из поколения в поколение. Это помогало сохранить уникальные техники и художественные стили, характерные для каждого региона Продолжительность проекта: краткосрочный( 2 недели) Вид проекта: творческий, исследовательский Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Возраст детей: 5- 6 лет. Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, истории появления елочных украшений в семье( подарок, перешли от бабушек, прабабушек, семейная реликвия) Задачи проекта: Образовательные: 1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения, истории возникновения ёлочных украшений. 2. Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории страны, семьи. Развивающие: 1. Развивать коммуникативные навыки детей. 2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память. 3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников. Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны, традициям семьи. 2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года. 3. создать условия для взаимодействия всех участников проекта. Итоговое мероприятие проекта: новогодний утренник, создание мини – музея «Елочные игрушки: семейные реликвии», выставка новогодних игрушек, изготовленных совместно родителями и детьми. Продукт проекта: в результате работы должны быть представлены новогодние игрушки и игрушки- символы нового года как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей. Участие специалистов ДОУ: 1. Музыкальный руководитель: музыкальное сопровождение, разучивание песен к новогоднему празднику. Содержание проекта: Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей. Вопросы родителям: Что Вы знаете о Новогодних праздниках, традициях? Как отмечали  Новый год раньше и сейчас? ( сравнить) Какие новогодние традиции соблюдают в Вашей семье? Делаете ли Вы елочные игрушки своими руками или всегда покупаете в магазине? Есть ли в вашей семье ёлочные украшения, передаваемые из поколения в поколение? Знаете ли, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками? В результате опроса было выявлено, что 36% не знают про новогодние традиции, приметы; 82% не спешат сделать новогодние игрушки, а предпочитают приобрести в магазине, хотя считают, что ребенок будет счастлив от самого процесса совместного изготовления. Только 28% родителей ответили, что в семье есть несколько старинных ёлочных игрушек, передаваемых из поколения в поколение. Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта: 1. История возникновения праздника, игрушки( Как украшали елку наши предки) . 2. Традиции семьи. История появления старых ёлочных украшений в семье. 3. Технология изготовления елочной игрушки. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: Действия педагогов: подбор дидактического материала по теме, познавательной и художественной литературы, информации по темам «История возникновения праздника, елочных украшений », «Как можно весело встретить Новый год? », « Ёлочные игрушки своими руками ». Действия детей: участие в тематических беседах «Как встречают Новый год в твоей семье? », «К ак изготовить ёлочные украшения, из чего? », «Чем можно украсить елку? ». Рассматривание иллюстраций «Новогодние игрушки». Действия родителей: помощь педагогам в подбор е материала, информации, экспонатов для мини- музея. Совместное с детьми изготовление ёлочных украшений. Организационный этап: Игровая деятельность: Д/ и «Зимние слова». Учить детей подбирать слова на заданную лексическую тему. Лото «Елочные игрушки». Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к игровой деятельности. Д/ и «Посчитай! ». Закрепить количественный счет в пределах 10, умение соотносить цифру с числом предметов. Развивать внимание, мышление. Воспитывать усидчивость. Д/ и «Какие елочки? » Учить детей подбирать относительные прилагательные, составлять описание ели, сосны. Н – п/ и «Узоры». Учить детей объединяться в игре, соблюдать правила игры. Игра в парах «Снеговики». Формировать умение вести игровой диалог, оказывать друг другу помощь. Сюжетно – ролевая игра: «Магазин новогодних игрушек», «Готовимся к встрече Нового года», «Мастерская по изготовлению ёлочных украшений». Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, показать детям способы ролевого поведения в обучающей игре, учить выполнять несколько игровых действий, соблюдать нормы и правила социальных контактов.  Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.  Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желания товарищей. Познавательно – исследовательская деятельность « Российский Дед Мороз- новогодние традиции» Формирование целостных представлений о праздновании Нового года в России. Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности. Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов, выращивать кристаллы в бытовых условиях на примере поваренной соли, солевого раствора, развивая наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытия, полученного из опыта. «Что такое Новый год? » Создание условий для расширения обобщенного представления о новогоднем празднике. Формировать понятие о традициях и обычаях празднования нового года на Руси, истории их возникновения. Побуждать детей рассказывать о традициях своей семьи Создание условий для обогащения представлений о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника; Создание условий для формирования умений у детей давать полные и развернутые ответы; Коммуникативная деятельность: Просмотр мультфильма «Елочка для всех». Доставить детям радость от совместного просмотра мультфильма. Работа в уголке книги: рассматривание книг с выставки по теме «Новый год». Продолжать знакомить детей с новогодним праздником используя иллюстрации из книг. Формировать умение внимательно рассматривать книги, отвечать на вопросы воспитателя. Беседа «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт». Познакомить детей с разновидностью елочных украшений. Учить детей определять опасные и безопасные игрушки.   «Как встречают Новый год в разных семьях, странах? » Закрепить знания детей о традициях празднования Нового года в России. Познакомить дошкольников с различными традициями встречи нового года в разных странах мира, в разных семьях. Обобщить знания детей о правилах этикета в общественных местах. Творческое рассказывание. «Сочиняем сказку про Деда Мороза». Упражнять детей в совместном со взрослым придумывании небольших рассказов. Учить детей использовать в речи различные синтаксические конструкции, согласовывать существительные с глаголами. Обогащать словарный запас детей. Развивать детское воображение, диалогическое общение, слуховое внимание. Воспитывать интерес к традициям празднования Нового года. Приобщение к истокам РНК. Рассказ о традициях празднования Нового года «С Новым годом со всем родом! ». Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами. Двигательная деятельность: П/ игра" Снежная Баба" , " Два Мороза" . П редложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать в различных игровых ситуациях, выбрать водящих с помощью считалок П/ и «Замри! », «Снег – метель – вьюга». Р азвивать внимание, умение выполнять движения в соответствии с командой. П/ и «Снежинки и ветер». Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, совершенствование умения действовать по сигналу. П/ и «Елочки бывают…» Формировать у детей правильную осанку, укреплять мышцы туловища и конечностей; тренировать внимание, развивать операцию сравнения. Изобразительная деятельность: « Мастерская Деда Мороза »( изготовление гирлянд на уличную елку) . Формировать умение создавать своими руками украшение для елки; учить работать дружно, сообща. Л епк а: «Новогодние игрушки» Р азвивать у детей умение создавать из разноцветного пластилина предметную композицию-  новогоднюю игрушку, используя разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее: налеп, размазывание небольших кусочков пластилина, совершенствовать умение украшать изображение с помощью стеки. Лепка «Новогодние ёлочки» формирование навыков лепки в нетрадиционной художественной технике « Пластилинография » Расширить знания детей о способах лепки в нетрадиционной технике- пластилинографии. Продолжать закреплять умение пользоваться пластилином и инструментами( стеками) . Продолжать формировать технические навыки лепки( раскатывание, скатывание, примазывание, вытягивание) . Развивать речь через художественное слово, обогащать словарный запас, творческое воображение. Коллективная аппликация «Украшаем елочку». Закрепить знание детьми признаков зимы. Обогащать словарный запас существительными, обозначающими название предметов и прилагательными: мягкий, пушистый, нарядная. Продолжать закреплять знания о сенсорных эталонах( цвет, форма, величина) . Развивать чувство цвета, умение составлять общую композицию. Воспитывать интерес к традициям Новогоднего праздника. Р аскраски на тему «Елочные игрушки». Обогащать представления детей об елочных игрушках.  Формировать у детей практические умения и навыки. Воспитывать интерес к Новогоднему празднику и его традициям. Рисование: «Узоры на ёлочных шарах» Р азвивать зрительное и слуховое восприятие, закреплять умения расписывать объемные елочные игрушки, декорировать их, развивать эстетическое восприятие цвета; вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, художественному творчеству,  создавать положительный эмоциональный фон ожидания праздника. Рисование «Любимое ёлочное украшение» П ознакомить детей с елочными украшениями, учить передавать в рисунке характерные признаки предметов, закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творческие способности детей, формирова ть у детей чувства прекрасного, воображение, фантазию, эстетический вкус. Рисование «Наша нарядная елка» Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Конструирование, ручной труд: Игры детей со строительным материалом. Учить детей играть дружно, договариваться, уступать, распределять фронт работы, передавать в речи замысел постройки. « Тико- конструирование » игрушек на ёлку. Развивать мышление, воображение, закреплять умение делать простые конструкции. Музыкальная деятельность: Заучивание песен к новогоднему празднику П. И. Чайковский   «Времена года, декабрь», Ангел беби   «Ноты», муз и сл. М. Лагутиной   «На пороге новый год»,   «Марш»   Парлов Восприятие художественной литературы: Чтение: «Новогодний сон котенка по имени Тигра», Л. Воронков а «Таня выбирает елку », Ирис Ревю «Кто помог Деду Морозу». С. Маршак «Двенадцать месяцев», Круглый год( декабрь) , Р. н. с. «Снегурочка», Е. Трутнева «С Новым годом! », Н. Носов «Фантазёры», Ф. Губин «Горка», В. Одоевский «Мороз Иванович». Продолжать приучать детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию. Формирующий этап: Действия педагогов: проведение занятий с детьми( по всем образовательным областям) . Организация мини – музея, выставки. Действия детей: совместная работа по изготовлению новогодних игрушек и сувениров. Разучивание стихов, песен и танцев на праздник. Рассказ о памятных, для своей семьи, ёлочных игрушках. Действия родителей: совместная работа по созданию елочных игрушек своими руками, беседы с детьми о новогодних традициях семьи. Совместные действия: поиск, подбор экспонатов для мини – музея, проведение экскурсий. Итоговый этап: Действия педагогов: совместное с детьми проведение экскурсий в мини – музее, проведение новогоднего праздника; проведение мастер- класса «Новогодняя игрушка»( для детей и родителей) . Награждение активных участников проекта. Обобщение опыта. Изготовление сувенира «Символ года»( с детьми) в подарок родителям. Действия детей: расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях. Действия родителей: у частие в новогоднем празднике, мастер- классе. В итоге можно сказать, что р абота проведена не зря. В ходе проекта было доказано, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, даже не только часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка может стать историей каждой семьи. Передаваться от поколения к поколению. Она меняется в связи с изменениями, происходящими в обществе, в ней отражаются достижения человечества того времени, когда она была создана. Все участники проекта узнали много нового и интересного о новогодних игрушках и теперь могут поделиться своими знаниями с другими. Приложение 1 История елочной игрушки в России В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из  лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек. Первый елочный декор на  Руси   был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель( тонкие металлические нити) , блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной. С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика. «Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками» Сергей Потресов. «Рождественский рассказ» Стеклянные игрушки Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России. «Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину» Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера- стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды. В конце 1930- х на елках появились герои детской литературы —  Иван- царевич , Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с  Тотошей и  Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма  « Цирк»  стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор. В военные годы на елки вешали фигурки самолетов, танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов. Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили  сказочные герои , лесные звери, фрукты и овощи. После выхода на экраны  фильма «Карнавальная ночь»  в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80- е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики. Кроме того, в СССР елку украшали  игрушками , отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены. Папье- маш е Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из  папье- маше   ( плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом) . В СССР производство игрушек из папье- маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки( деды- морозы и снегурочки) . Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным. В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье- маше наиболее ценны. Картонаж В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки- картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.

Оставить комментарий: