Сообщение на педсовете ДОУ "Особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Документы для скачивания
Особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Это возможно путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Цельисследования: формирование интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр. Работу с детьми нужно начинать с построения предметно- развивающей среды. С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи- шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами. 2. Игры путешествия во времени. 3. Игры на ориентировку в пространстве. 4. Игры с геометрическими фигурами. 5. Игры на логическое мышление. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также- игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. 1. К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Такие дидактические игры как, " Какой цифры не стало? " , " Сколько? " , " Путаница? " , " Исправь ошибку" , " Убираем цифры" , " Назови соседей" , дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как" Задумай число" , " Число как тебя зовут? " , " Составь цифру" , " Кто первый назовет, которой игрушки не стало? " , развивают у детей внимание, память, мышление. 2. Вторая группа математических игр( игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. 3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? " ( Поверхность крышки стола, лист бумаги т. д. ) . 5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Я хочу предложить простые, но интересные и познавательные игры, которые родители могут организовать дома. Считаем в дороге Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться, поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят. Накрываем на стол Кухня- это отличный плацдарм для математики. Поручите ребёнку накрыть на стол, пусть достанет необходимое количество столовых предметов, принесёт 2 или 3 яблока, 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит начать. Математика и пластилин Для запоминания цифр и геометрических фигур ребёнок вместе со взрослым лепит их из пластилина. Взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребёнок водит по ним пальчиком. Математические сказки Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например: сказка «Теремок»- поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт( первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д. ) , но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счёта. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя»- это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить( большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) , соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка. Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счётом. Например, «Котята» С. Михалкова или «Веселый счет» С. Маршака. Множество стихов- считалочек есть у А. Усачева. Вот одна из них «Считалка для ворон» Я решил ворон считать: Раз, два, три, четыре, пять. Шесть – ворона на столбе, Семь ворона на трубе, Восемь – села на плакат, Девять – кормит воронят… Ну, а десять – это галка. Вот и кончилась считалка. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему даёт ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В заключение можно сказать, что развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что- то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. С помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным. Литература 1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада/ А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. 2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателей детского сада/ Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с. 3. Веракса, Н. Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 336 с. 4. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников/ Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 1992. – 80 с. 5. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду/ Л. С. Метлина. – М. : Просвещение, 1984. – 17 с. 6. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа/ И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика- Синтез, 2016. – 64 с. 7. Попова, Г. П. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками/ Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2007. – 144 с. 8. Столяр, А. А. Давайте поиграем/ А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1991. – 79 с. 9. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей/ Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 260 с.
- Для чего нужны чешки на музыкальных занятиях.
- Презентация "Отчет по недели психологии в группе старшего дошкольного возраста"
- Буклет для родителей "Обучение детей правилам дорожного движения"
- Консультация для воспитателей "Матрешка в жизни ребенка"
- Конспект занятия по познавательному развитию "Собери пирамидку" для детей раннего возраста