Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Использование игровых технологий в формировании здорового образа жиз ни у детей дошкольного возраста В период дошкольного возраста происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша- это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Считаю, что в оспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситу ациям и прививать правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. И поможет нам в этом игра. Игра- это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, , психическое, интеллектуальное. С этой целью в своей работе я большее внимание уделяю Игровым здоровьесберегающим технологиям . Игровые здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. В нашем детском саду игровые здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: 1. технологии сохранения и стимулирования здоровья; 2. технологии обучения ЗОЖ; 3. коррекционные технологии 1. Технология сохранения и стимулирования здоровья. Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, с этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводим в любом подходящем помещении. - Гимнастика пальчиковая проводим индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любой удобный отрезок времени. - Динамические паузы проводим во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой для профилактики утомления. - Дыхательная гимнастика проводим в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. - Бодрящая гимнастика проводим ежедневно после дневного сна 5- 10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. - Подвижные и спортивные игры проводим ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, и средней степенью подвижности. Игры подбираем в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения. Больше всего детям нравиться заниматься- Ритмопластик ой Д ля этой работы используем спокойную классическую музыку( Чайковский, Рахманинов, звуки природы. - Ритмопластика проводим 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращаем внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка 2. Технологии обучения здоровому образу жизни- это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. - Занятия из серии «Азбука здоровья » - з анятия включаем в сетку занятий в качестве познавательного материала. Внедрение таких занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес детей к получению валеологических знаний, формированию понятий о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. ( 1раз в неделю- 30минут) - Утренняя гимнастика проводим ежедневно 6- 8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. - Физкультурные занятия проводим 3 раза в неделю по 20- 25 мин. в соответствии с программой, по которой работает ДОУ( традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные) . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. Активный отдых( физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья ») . При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. 3. Коррекционные технологии : - Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции( губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед. - Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей, в лияет на состояние нервной системы ( успокаивает, расслабляет) . Широко используем музыку для сопровождении учебной деятельности на занятиях. . - Игры на формирования правильной осанки Основой профилактики нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно- двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы. - Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ. - Игры при плоскостопи и( инд. ) Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно- мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы. С помощью игровой технологии можно сформировать у детей устойчивый интерес к двигательной активности, а также добиться высокого уровня двигательной активности каждого ребенка на физкультурном занятии, дать возможность детям самореализоваться, проявить двигательное творчество. Все это играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольников. Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Результатом оздоровительной работы ЗОЖ является снижение заболеваемости детей. Посещаемость детьми — важнейший критерий при оценке деятельности дошкольного учреждения. Высокая посещаемость свидетельствует о должном уровне работы по охране жизни и здоровья детей. Таким образом, каждая из применяемых нами игровых технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе игровая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Помните, как говорили древние? «Движение- это жизнь». Литература: Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико- ориентированная монография – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 128 с. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. – 2- е изд. , доп. – СПб. : СПб АППО, 2005. – 112 с. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий[ Текст] / Т. М. Михайленко/ / Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. ( г. Челябинск, октябрь 2011 г. ) . Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140- 146. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М. 6 МПУ, Рос. п ед. агентство. 1996. – 269 с. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
- Презентация" Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у дошкольников
- Презентация "Владимир Сутеев – писатель, художник, сценарист …"
- ПрезентацияВариативная форма организации мероприятия с детьми (3-4 лет)Виртуальная экскурсия«Мой родной поселок Анна»
- Занятие "Международный день спасибо"
- Акция "Ленточка Ленинградской Победы"
- Игры на формирования правильной осанки
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста
- Рабочая программа педагога психолога.
- Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Проект для детей 3–7 лет «Здоровый образ жизни»