Консультация для педагогов "Методическое объединение «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»
Документы для скачивания
Мелкая моторика - это человеческая способность выполнять мелкие, точные и разнообразные движения пальцами/кистями рук и пальцами/стопами ног, как следствие скоординированных действий абсолютно здоровых нервной, костной и мышечной систем. В народе говорят просто - «ловкость», от захвата игрушки до письма и рисования.
Развитие мелкой моторики и общее нормальное развитие ребенка всегда идут рука об руку.
ВНИМАНИЕ! Первая начинает развиваться уже у новорожденного! Мало кто из родителей знает о том, что первые моторные навыки малыша - это разглядывать свои ручки и управлять ими. Вспомните, как ваш/ваша кроха сначала брал(а) предметы всей ладошкой, а потом только 2-мя пальчиками - большим и указательным? Со временем, ребенок учится держать ложку, чтобы потом с твердой уверенностью владеть карандашом, ручкой и кистью…
Развитие мелкой моторики у детей: 3 ключевых момента
Мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой ребенка, его зрением, восприятием, вниманием, памятью и речью. Ученые доказали, что моторный и другие важнейшие центры головного мозга максимально близко расположены друг к другу. Стимуляция моторных навыков активизирует речевой центр, а также непосредственно влияет на скорость реакции и ловкость рук, подчерк и успеваемость. Если «все пройдет гладко», то ваше чадо будет логически мыслить и здраво рассуждать, иметь хорошую память и связную речь, завидную концентрацию и бурное воображение.
Мелкая моторика - это всегда индивидуальный, постепенный и систематический процесс. Мы все когда-то были неловкими, неумелыми и неуклюжими в детстве. Постепенно взрослея, мы обретаем плавные, четкие и скоординированные движения. Ваша первостепенная задача - сделать все от вас зависящее, чтобы помочь собственному ребенку усовершенствовать его личную мелкую моторику. А комплекс развивающих игр, специальных упражнений и реально эффективных занятий помогут вам!
Мелкая моторика - это и тактильные ощущения, и пальчиковые упражнения, и игры с мелкими предметами, и упражнения по методике Марии Монтессори, и лепка, и рисование, и массаж. Постигайте азы и смело экспериментируйте!
Как стимулировать навыки мелкой моторики?
• Массаж ладошек и пальчиковая гимнастика;
• «Ладушки-ладушки»;
• Разрывание бумаги;
• Перелистывание страниц;
• Нанизывание и перебирание бус разного размера и формы;
• Просыпание круп сквозь пальцы и прощупывание крупинок;
• Закручивание и раскручивание крышек банок;
• Застегивание/расстегивание пуговиц/молний и шнуровка обуви;
• Лепка теста, пластилина, глины;
• Рисование на стене/зеркале/доске/песке;
• Раскрашивание картинок;
• Собирание пазлов и мозаик с крупными/мелкими частями;
• Вырезание детскими ножницами;
• Повторение показанных пальцами фигур/изображений;
• Познание окружающего мира «руками», или методика Марии Монтессори.
Стратегию обучения мелкой моторике с помощью кусочков кожи, ножниц и шнурков можно охарактеризовать так: 100-летняя давность, 100% эффективность. Сегодня ее используют в самых продвинутых детских учебных заведениях, а игры-шнуровки с этой идеей в основе продают в самых продвинутых магазинах детских игрушек по всему миру. Пожалуй, не существует на свете ребенка, который не любил бы Монтессори-игры! Попробуйте и вы, к примеру, игры с водой:
Чтобы интересней было играть можно использовать разные потешки и стихи, например, такое:
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
* * *
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
* * *
Самолёт, самолёт
Отправляется в полёт.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
* * *
Очень наш жучок устал -
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.
Предыдущие материалы
Следующие материалы