a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»

Автор: Вакулина Елена Геннадьевна Опубликовано: 2025-01-29 10:42:13

МБОУ Саввино- Каринская СОШ дошкольное отделение детский сад № 28 Семинар- практикум на тему « Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности »                                                                                           Подготовил:                                                                               музыкальный руководитель Вакулина Е. Г. 2024 г. «Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека.  Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… Людям нужны все виды музыки- от простого напева свирели  до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат»  Д. Шостакович Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и  мире. Нравственно- патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.      Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника. Цель работы: Создание условий для решения задач нравственно- патриотического воспитания детей на  музыкальных занятиях. Задачи: 1. Формирование гражданственно- патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей; 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.     Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности. Работа с детьми; Работа с родителями; Работа с педагогами; Работа с социумом. Это глобальные цели и задачи, и процесс их реализации проходит на протяжении всего образовательного процесса, и в разных образовательных областях. Мне, как музыкальному руководителю, хотелось бы поделиться своими наработками и своими результатами. Работа с детьми. Роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье. Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. Большое нравственно- патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях  и при участии в народных праздниках:  « Осенины »,  «Рождественские огни», «Масленица», «В гостях у Матрешки», «Капустные посиделки». Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мной в слушании и музыкально- ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.     Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка? », «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», « Во кузнице», « Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р. н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».     Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.    На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально- ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок. Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».     В рамках нравственно- патриотического воспитания хочется выделить: 1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества». Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! Особое значение в рамках нравственн о- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически( «Будем в армии служить »Ю. Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В. Шаинского, «Это папочка мой»Е. Александровой) 2. Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»; Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. 3. Праздник ко «Дню Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоиттема Великой Отечественной войны. Мои наблюдения за детьми показывают, что они почти не знают песен военных лет. Поэтому накануне Дня Победы я провожу цикл занятий «Великие песни- Великой войны», посвященных этому празднику. На своих занятиях к праздникам «День народного единства», «День Победы», «День защитников Отечества» я стараюсь воспитывать в детях отзывчивость, готовность защищать свою Родину. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей. Я рко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев- Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А. Филлипенко, « Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.  Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было  выжить. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…       Вместе с педагогами ежегодно участвуем в областной акции «Солдатский треугольник». С большим интересом и чувством гордости, дети  мастерят поздравительные «солдатские треугольники» и с таким же чувством,  вручают их ветеранам труда и труженикам тыла, проживающим вблизи нашего детсада.  4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада «Выше, быстрее, сильнее», «Масленица», День Защиты детей.  Работа с родителями. Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.        Работа по формированию чувства любви к родному краю более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.         Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.     Раз в квартал в каждой группе в раздевалке вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей. Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах. В нашем детском саду родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок на группах. И с недавнего времени мы стали организовывать выставку лучших работ, непосредственно в зале, ( «Осенние мотивы», «Зимние Забавы», «Выставка пасхальных поделок») , что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.  Работа с педагогами. Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими  педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом.   При подготовке к тематическим праздникам, движения танцев разучиваются сначала и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев, и сценарий выдается в печатном виде и также подробно разбирается в каждой группе.   Работа в социуме. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно- нравственной личности. Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от родного поселка, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу. участие в тематических  районных  музыкальных фестивалях.  детская библиотека приходит в гости к дошкольникам; взаимодействие со школой искусств: участие школьников в тематических праздниках, как артистов, действующих героев. каждый год, ко Дню Победы проводим акции «Бессмертный полк» и «Солдатский треугольник». Посещаем местный краеведческий музей. Дети знакомятся с историей жизни героев- земляков ВОВ. Вывод: Таким образом,  решение задач по нравственно –п атриотическому воспитанию дошкольников- процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДОУ. Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми  людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной! » Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно- нравственной культуры, которую стремимся привить детям.   «Вот так, постоянно и постепенно расширяясь,  эта любовь к близкому, родному переходит в любовь  к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству»( академик Д. С. Лихачев)

Оставить комментарий: