Воспитание нравственно -патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей
С чего же начинается Родина, и как нам воспитывать будущих патриотов в рамках новой Федеральной Образовательной Программы?
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, о отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очень важным условием нравственно патриотического развития является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Основа патриотизма – это семья. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь. Чувство Родины у ребенка, также начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка. Мы видим, что в соответствии с ФОП ДО одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Цель: разностороннее развитие ребенка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, путем взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания, и национально культурных традиций
Задачи:
-Воспитывать в детях патриотизм, высокие нравственные идеалы на основе взаимодействий в семье.
-Обучать детей созидательному труду, используя пример родителей,
-Развивать в детях гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение,
-Развивать историческую память и преемственность поколений, работая в тесном контакте с родителями
-создать условия для формирования ценностного отношения к окружающему миру
-Обеспечить развитие понятий-здоровый образ жизни, физических, личностных, качеств и основ патриотизма.
-Развивать художественно-творческие способности ребенка, его инициативность и самостоятельность.
Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказываются определяющими в формировании внутреннего мира ребенка.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, нравственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитании является: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками».
Работа по воспитанию патриотической активности у дошкольников, и обогащения воспитательных умений родителей в патриотическом направлении.
Необходимо разработать конкретные формы реализации воспитательного процесса на группе, определить задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы, а также алгоритм действия взрослых.
Такое планирование повысит эффективность выполнения всех запланированных мероприятий, в том числе, совместных с родителями и социумом, так можно активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
Для привлечения родителей к образовательному процессу,
можно применять следующие средства и формы работы:
- информирование посредством родительского уголка;
- публикация консультаций, оформление папок-передвижек;
- оформление памяток, буклетов, листовок;
- привлечение к совместным мероприятиям, конкурсам, выставкам, праздникам,
-созданию выставок семейных газет и плакатов, выставок семейных реликвий;
- привлечение к разучиванию патриотических стихов, песен, созданию поделок к тематическим конкурсам;
- анкетирование, опросы;
-мастер-классы, деловые игры, семинары-практикумы;
В организации работы с родителями наиболее результативными,
интересными, востребованными стали следующие формы работы:
Проектная деятельность- родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии, литературу.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Различные фотовыставки, к организации которых обязательно
привлекаются родители ребят.
Выставки коллажей и поделок.
Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать значимость собственной семьи. Ведь поделка, рисунок, изготовленная совместно с мамой или папой братом, или сестрой, всегда кажется особенно привлекательной.
Развлечения и праздники, театрализованные постановки,
в целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны,
Постепенное и тактичное вовлечение родителей в работу образовательного учреждения обязательно даст, свои результаты. Доверительные отношения, обеспечение родителей информацией по патриотическому воспитанию, совместные мероприятия еще больше сплотят детей, родителей, педагогов для решения важной задачи – воспитание патриота.
«Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»
Благодарю за внимание!
- Дополнительная образовательная программа по обучению основам игры в шахматы «Белая ладья»
- Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада №29«Ёлочка»
- Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
- Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики.
- Конспект занятия в подготовительной группе с использованием робота Bee - bot «День Рождения Умной Пчелки»