a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Проектный метод в детском саду"

Опубликовано: 2015-02-17 13:28:13

Документы для скачивания

Консультация для педагогов ДОУ «Проектный метод в детском саду» «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»- Песталоцци Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации пед. процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых( педагогов и родителей) и детей. В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В каждом возрастном периоде может быть выявлено основное, характерное для этого периода содержание совместной деятельности малыша с взрослым( А. В. Венгер) . Совместная деятельность с взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников( Н. А. Короткова) . Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет завесить от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОУ, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста, Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды совместной деятельности, поведения опыта. В проектной деятельности ребенок чувствует субъектом, поскольку чувствует возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. П. Д. ( проектная деятельность) стимулирует на ситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий( умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Метод проектов( П. Д. ) от других методов организации пед агогического процесса в ДОУ отличает следующее: * практическое применение детьми имеющихся у них знаний; * нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; * интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем. Проектная деятельность включает в себя: * задание для детей, сформулированное в виде проблемы; * целенаправленную детскую деятельность; * формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; * результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно- исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными( от недели до месяца, среднесрочными( 2- 6месяцев) и долгосрочными( от 6 месяцев и более) Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини- проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возра ста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое- то время и снова нарастать по мере активности детей. Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется д проектная деятельность. в детском саду: 1. Погружение в проект; 2. Организация деятельности; 3. Осуществление деятельности; 4. Презентация результатов. Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя: 1. Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. 2. Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, открыть новое знание и п рисвоить его на уровне опыта, в ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников и малышей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. В отличие от школьников, проектная деятельность школьников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Оставить комментарий: