Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.
Документы для скачивания
Проект, проектик, полпроектика … Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. Прежде чем учить этому детей, мы – педагоги- должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся младших классов, однако начинать вовлекать их в проектную деятельность нужно обязательно. Проектная деятельность – одна из форм организации урочной и внеуро чной деятельности школьников. Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ( т. е. продукта, например: рассказ, альмонах, видеофильм, газета, поделка, лэпбук, рисунок, модель, спектакль и т. д. ) . Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т. п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся. Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для учителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача учителя- быть готовым к содействию ребёнку, если он обратится к вам за помощью Проект с точки зрения учащегося- это возможность делать что- то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой дидактическое средство обучения и развития детей, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Нюанс: цель проектной деятельности учеников в школе не создание нового продукта, получение нового, ранее неизвестного результата, а развитие личности школьника. Этим работа над проектом отличается от исследования, хотя исследовательская деятельность входит в рамки почти всех проектов. Проект предполагает действия по решению проблемы с заранее запланированным результатом, а в исследованиях результат заранее неизвестен. Проектная деятельность — неотъемлемая часть современного обучающего процесса. Она позволяет школьнику не только получать академические знания, но пользоваться ими на практике для решения конкретных задач. Работа над проектами развивает у учеников прикладные навыки( Hard soft) и гибкие умения( Still soft) . Дети учатся следующему: планировать свою деятельность, определять последовательность шагов на пути решения проблемы; анализировать поставленную задачу, развивая критическое мышление, углубляя свои знания темы; правильно отбирать нужные сведения из огромного массива данных; проявлять энтузиазм, развивать терпение, усидчивость в работе; креативно мыслить, особенно в творческих проектах; уметь формировать и отстаивать собственное мнение, которое сложилось при работе над проектом, применять объективные аргументы, не задевая других; уважать чужое мнение; уметь грамотно и четко выражать свои мысли в презентации; уметь работать в команде, распределяя обязанности, выполняя разные роли, строить продуктивные отношения с другими участниками проекта; уметь распознавать причинно- следственные связи. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка; благоприятная среда; грамотный доброжелательный преподаватель – консультант. Современная классификация учебных проектов Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей( преобладающей) деятельности учащихся: практико- ориентированный проект( от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны) ; исследовательский проект- исследование какой- либо проблемы по всем правилам научного исследования; информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории( статья в СМИ, информация в сети Интернет) ; творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. По содержанию: экологические; социально- экономические; комплексные; краеведческие; историко- географические. 11 слайд По комплексности проекты могут быть: монопроектами( реализуются в рамках одного учебного пр едмета или одной области знания) ; межп редметными( выполняются во внеурочное время под руководством специал истов из разных областей знания) . По характеру контактов проекты бывают: внутриклассными; внутришкольными; региональными; международными. По продолжительности различают: минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть; краткосрочные — на 4- 6 уроков; недельные, требующие 30- 40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные( годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время. По составу участников: индивидуальный; групповой; коллективный. В трактовке М. В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов: Постановка задачи. Разработка проекта принятого задания. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии. Непосредственно трудовая работа( практическая работа) . Учёт проделанной работы( защита) . Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. Этапы осуществления проектной деятельности: 1 этап: Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем. В результате определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта. 2 этап: На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. 3 этап: Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Учащиеся могут найти информацию по проблеме: в справочниках и энциклопедиях; газетах, журн алах, дополнительной литературе; в Интернете; из личных бесед со взрослыми; из других источников информации. 4 этап: Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как ребят подготовили. 5 этап: Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Возможное представле ние результатов проектной деятельности: альбом; газета; гербарий; журнал; книжка- раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; справочник; фотоальбом; web- сайт; экскурсия. Трудности учащихся в работе над проектом: постановка ведущих и текущих( промежуточных) целей и задач; поиск пути их решения; осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; аргументация выбора; сравнение полученного результата с требуемым; корректировка( при необходимости) результата; объективная оценка самой деятельности и другие позици и. Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности: 1. Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников" строят" и заставляют делать" проект" , который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно- значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта. 2. Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации. 3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей. 4. Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, и самими учениками. Реализация проекта на практике За время работы было организовано и проведено мною ряд проектов: Социальный проект «Сенсорный театр для детей с ОВЗ и РАС». Детям с ограниченными возможностями классический театр недоступен из- за нарушений зрения или слуха. Но если у человека проблемы с одним из органов восприятия, то закономерно, что остальные у него развиты намного лучше, чем у здоровых людей. Этот принцип и послужил основой создания необычных спектаклей для детей. В России сенсорный театр для детей с ограниченными возможностями впервые появился в 2017 году благодаря сотрудничеству фонда поддержки слепоглухих с театральной компанией Великобритании. С появлением сенсорного театра появилась возможность детям с аутизмом прикоснуться( в буквальном смысле) к миру искусства. Театр учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Любимые персонажи становятся образцами для подражания. Мы подготовили спектакль" Снегурочка" с использованием кук о л би- ба- бо для наших первоклассников. Ребята с удовольствием пришли в импровизированный зрительный зал, заняли своими места и внимательно наблюдали за спектаклем, а в конце премьеры аплодировали начинающим актерам стоя. После спектакля первоклассники смогли поиграть этими куклами и попробовать себя в роли актёров. В рамках реализации проекта с концертной программой мы посетили ГБУ ЦСПСД города Сарова для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также мы организовали мини- спектакли на дому для детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья не посещают образовательные учреждения. Также ученики показали кукольный спектакль" Снегурочка" в МБОУ Школе- интернат № 9. Зрители остались очень довольны представлением и благодарили юных артистов дружными аплодисментами. А в завершении мероприятия дети познакомились с перчаточными куклами и артистами. В предверии знаменательной даты в России «Дня театра» в МБОУ «Школа № 16» провели творческий конкурс «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА». В конкурсе приняли участие разновозрастные группы( учащиеся 1- 7 классов, а также педагоги) . Номинации конкурса: рисунок, поделка, аппликация, декоративно- прикладное творчество( выж иг ание по дереву, вязание, вышивание, фетровые поделки и т. д. ) . На к онкурс было представлено более 3 00 работ. Победители и участники конкурса были награждены дипломами и особыми призами. Социальный п роект «Сказка на ладошке». В рамках декады инвалидов для учащихся школы- интерната № 9 подготовили проект" Сказка на ладошке». Воспитанникам интерната был представлен спектакль, поставленный по мотивам сказки" Снегурочка" , с использованием кукол би- ба- бо. Красочные куклы и увлекательная постановка привлекли внимание детей, и они с большим интересом попробовали самостоятельно управлять сказочными персонажами. Среди проектов, вызвавших у учащихся большой познавательный интерес, можно назвать групповой конструкторский проект «Снежный городок». Долго работали над оформлением – моделировали фигуры, придумывали украшения. Это был очень хороший результат. После защиты работа над проектом не закончилась. Возникали новые вопросы и идеи. В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся( рисунки) , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Вариант ы тем: «Моё имя», «Моя семья», «Профессии моих родителей» и т. д. Проект « Дерево счастливой семьи ». Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Задачи: Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие», Родина. Дать понятие о национальных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо- поисковую деятельность. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. Укреплять детско – родительские отношения. Фантазировать нужно было вместе с ребенком. При реализации этого проекта произошло самое настоящее чудо! Все долго вынашивали свои замыслы. Работа началась на уроке окружающего мира, затем вышла за рамки одного школьного предмета и перешла во внеурочную деятельность. Сколько творчества, фантазии проявила каждая семья! Раскрывался внутренний мир каждой семьи. Этот проект помог осмыслить понятия «Я и моя семья». Экологический п роект «Гостевой домик для пернатых»( экологические кормушки) . Ребята познакомились с историей возникновения праздника «Синичкин день», нарисовали плакат «Чем кормить птиц зимой», просмотрели мультфильм по произведению В. Бианки «Синичкин календарь» и, конечно же, смастерили ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ кормушки. Исследовательский проект из цикла проектов «Секреты бабушкиного сундучка», «Куклы – берегини ». На этапе выполнения этого проекта, познакомились с народной куклой, с их историй и значением, а также сами научились их делать, для особенных случаев. Проект «АРТ- елка» и «Маленькая ёлочка». Проект «Безопасный Новый год» Ребята изготовили, а затем раздавали новогодние тематические игрушки на улицах города и напоминали прохожим о правилах дорожного движения. Социальный п роект « Новогодье ». Ребята подготовили открытки с новогодними поздравлениями для участников СВО, проходящих лечение в госпитале. Также посетили военнослужащих, которые вернулись из госпиталя и поздравили их с наступающим праздником. Проект «Чудеса из тыквы». Проект « Новогодье ». Ребята подготовили открытки с новогодними поздравлениями для участников СВО, проходящих лечение в госпитале. Также посетили военнослужащих, которые вернулись из госпиталя и поздравили их с наступающим праздником. Проект «Семена доброты». Творить добрые дела – невероятно просто, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. В праздник- День Доброты вышли на улицы города и подарили прохожим открытки, сделанные своими руками. Важно быть добрым бескорыстно не только в этот День, но и ежедневно, и безгранично! Проект «Мир профессий». В яркой атмосфере класса ребята обсуждали, кем они мечтают стать в будущем. Каждый из них поделился своими мыслями о карьерных целях, искренне и с горящими глазами рассказывая о своих мечтах. Каждый учащийся составил древо профессий своей семьи, что позволило маленьким исследователям ближе познакомиться с различными профессиями. Это стало не только познавательно, но и трогательно. Готовым продуктом данного проекта ребята показали сценки, где представили понравившиеся им профессии. Смех и радость наполнили класс, обостряя желание детей учиться и развиваться. Групповой познавательный проект «Мир профессий глазами первоклассников» помог ребятам самостоятельно организовывать рабочие группы, распределять обязанности. Освоили технику создания « Лепбука ». Проект «Гость в классе. Профессия моих родителей». После осуществления этих проектов стало понятно, куда идти дальше. Заключение Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё- таки это возможно. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.