Родительские собрания.
Документы для скачивания
Конспект родительского собрания- диспута по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей» Подготовила: педагог- психолог МБДОУ д/ с «Берёзка» р. п. Самойловка Фо менко Наталия Николаевна Подготовка: Изучение Конвенции о правах ребенка Анкетирование родителей. Цель: выявление социально- педагогических условий воспитания в семье. Наблюдения, беседы, тестирование детей. Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье. Оформление наглядной агитации в группах по Конвенции о правах ребенка. Подбор материалов к толкованию и иллюстрированию статей №№ 13, 14, 18, 19 Конвенции о правах ребенка. Подготовка информационного листка по содержанию собрания. Составление сценария собрания. Организация: Пригласить родителей на собрание. Подготовить карандаши и бумагу для проведения теста. Подготовить зал: стулья, столы, вешалки. Расстановка мебели. Цель: повысить уровень правовой культуры родителей, вести просвещение семьи, через разнообразные формы работы. . Задачи: Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах ребенка; Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; Раскрыть содержание правового воспитания; Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий. Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, какой праздник недавно отметили во многих странах? ( Ответы родителей) Педагог. : Да, 1 июня мы празднуем праздник — День защиты детей! Этот праздник предложила праздновать в 1949 году демократическая федерация женщин, это предложение встретило поддержку ООН и уже 1 июня 1950 года стали отмечать первый праздник — День защиты детей. Педагог. : Помните — дети беззащитны, им требуется наша поддержка, защита и любовь! Этот праздник служит напоминанием нам об этом. Поэтому сегодня мы хотим поговорить с вами на очень важную тему – права ребенка и о самом главном документе, защищающем эти права «Конвенции о правах ребёнка». Поднимите руки те, кто знаком с данным документом? Педагог. : У вас на столах лежит краткая редакция Конвенции о правах ребенка. Просмотрите её бегло. ( 1 мин. ) – К акие статьи вам запомнились? 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. ( Не нужно путать с правовым документом о правах человека) . Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства- члены ООН- ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции. Педагог. : Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте? ( Обязательно нужно. Только тогда ребенок вырастет свободным гражданином) Педагог. : Наша встреча сегодня пройдет в нетрадиционной форме «Деловой игры», которая поможет вам понять насколько вы осведомлены в области правовых вопросов и как понимаете содержание правовых документов и готовы ли реализовать свои знания в работе с детьми. Педагог: Чтобы получше узнать статьи Конвенции о правах ребёнка, я предлагаю вам выполнить несколько заданий. 1 задание. Посмотрите, пожалу йста, о чем говориться в статьях 34, 35, 36. ( Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации) . В соответствии с этой статьей задание. «Найди правильный ответ» Суть его заключается в нахождении из серии сказок сказки, герои которых попали в неволю «Красная шапочка»+ «Каша из топора» «Теремок» Царевна – лягушка»+ «Репка» Сказка о царе Салтане. . + «Колобок» «Маша и медведь»+ «курочка – ряба» «Три поросёнка» Снежная королева+ «Горшочек каши» «Гуси лебеди»+ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка+ Волк и 7 козлят. + Педагог: 2 задание «Связующая нить» На столе у вас, уважаемые участники лежит цветок, на лепестках которых написаны словосочетания из статей конвенции о правах ребенка. Ваша задача расставить эти словосочетания в нужной последовательности и в сердцевине цветка написать статью конвенции и озвучить её. 1. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям. ( 37) 2. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. . ( 5, 18) Педагог: 3. Задание. «Волшебный сундучок». Вносят сундучок. - Я буду доставать предметы из сундучка, а вы должны ответить, какое право символизирует данный предмет и подтвердить это статьёй из конвенции. Из сундучка по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права ребенка. Свидетельство о рождении- Что за документ? О каком праве он напоминает? ( О праве на имя) . Ст. 7- 8 Домик, еда, одежда- Почему здесь оказались эти вещи? О каком праве они напоминают? О праве на хороший уровень жизни( Ст. 27) . Букварь- О каком праве напомнил вам букварь? ( О праве на образование Ст. 28- 29) . Игрушечные зайчиха и зайчик- О чём напоминают эти игрушки? ( О праве ребёнка быть вместе с мамой) . ( ст. 9) Медицинский полис. ( ст. 24. право на получение мед. помощи. ) Педагог: 4 задание- Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка: • У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. ( В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав) . • Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. ( В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими. ) Педагог: 5 задание( на столах карточки с заданиями) - Выберите правильный ответ. Подтвердите где возможно статьей конвенции. Какие различия( расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т. д. ) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав? а) таких различий нет+ ( Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/ , цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения. ) б) национальная принадлежность в) состояние здоровья • Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? а) педагоги б) родители+ ( Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь. ) в) члены правительства • На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? а) на благотворительные организации б) на иностранных спонсоров в) на государство+ ( Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми. ) • ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет б) 18 лет+ ( Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. ) в) 19 лет Приведите примеры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на: образование необходимый уровень жизни, на отдых( сказка А. Н. Толстого" Золотой ключик" ) - ст. 28 и 29. ( Золушка) – ст. 27 и 31. После выполнения зачитывают по одному ответы. Педагог: А сейчас мы хотим предложить вам выбрать любую статью конвенции и нарисовать к ней эмблему. Подписать свой рисунок и ваши рисунки мы выставим в группе, чтобы дети смогли на них посмотреть. ( Рисуют под музыку) Ведущий просит нескольких человек рассказать к какой статье нарисована их эмблема. Педагог: Я хотела бы вас попросить поднять руку тех, кто считает себя очень хорошим родителем. Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Я предлагаю вам самим проверить какой вы родитель. У вас на столах лежит тест. Он дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей. Тест анонимный, сдавать его не надо, вы лично для себя честно отвечаете на вопросы и подсчитываете баллы. Озвучивать ваши баллы не нужно, запомните их, а я просто зачитаю комментарии по баллам. - Вопрос только один: Можете ли Вы? - Ответов 3: А. Могу всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. Ответ «А» оценивается в 3 очка. Ответ «Б»- в 2 очка. Ответ «В»- в 1 очко. 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В 2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В 4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б В 5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? А Б В 6. Поставить себя на место ребенка? А Б В 7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея( прекрасный принц? А Б В 8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б В 10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? Б В А 12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А Б В 13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В- Подсчитайте свои баллы. 30- 39 очков Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок- самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспиания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. 16- 30 очков Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях- излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. Менее 16 очков Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов- педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. Педагог: И в конце нашей встречи я предлагаю всем вместе исполнить песню «Дорогою добра»( раздает листочки со словами) Поют все вместе. Педагог. – Мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча не пройдет бесследно. Педагог. - Помните, уважаемые родители, «Если ребенок смеется- значит, мы все" сделали правильно».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области Семинар для родителей « Урок толерантности». Подготовила: Педагог- психолог Фоменко Н. Н. Р. п. Самойловка Цель: формировать у родителей представление о межнациональном согласии и толерантности. Задачи: познакомить с народными традициями и бытом нар одов проживающих в р. п. Самойловка; познакомить с понятием толерантность; актуализировать взаимопонимание и уважение, взаимовыручку между людьми разных национальностей; дать родителям практические навыки для развития толерантной личности ребенка. Оборудование, наглядность: творческие работы детей, рисунки по теме «Мой детский сад», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фонограммы народной музыки, песен, разноцветные жетоны. Место проведения: групповая комната. Предварительная работа. Первоначально проводится конкурс творческих работ семей воспитанников, выставка рисунков, выставка «Родословное древо моей семьи». Собирается материал о многообразии и разнообразии определений толерантности в языках народов мира, описание народных игр, приветствий друг друга у разных народов, проводится анкетирование, собираются высказывания знаменитых людей о мире, войне, дружбе, пословицы и поговорки. Проведение родительского собрания. П едагог. Добрый день уважаемые родители. Я рада приветствовать всех вас! Желаю вам добра и счастья, успеха, здоровья и мира! Наше мероприятие посвящено одной из важнейших тем воспитания- толерантности. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Данная проблема особенно актуальна для современной России, т. к. участившиеся в последнее время акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди приходят к пониманию того, что необходимо находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Насколько терпимо современные люди относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Что можно ожидать от них в ближайшем будущем в плане этносоциального поведения? Рассмотрением этих и других вопросов по данной теме мы займемся сегодня. При подготовке мероприятия была создана инициативная группа родителей, которые постоянно советовались со мной, вносили предложения в план проведения, предлагали задания участникам мероприятия. Мы подготовили для вас разноцветные жетоны: красные – удовлетворительно, желтые – хорошо, зеленые – отлично, и просим по окончании мероприятия оценить его. Каждый готовил то, что ему было интересно. Сегодня мы постараемся дать точное определение толерантности. Педагог- психолог: Толерантность( лат. Tolerania терпение) – 1) терпимость, снисходительность к кому или чему- либо. 2) биол. , мед. Полное или частичное отсутствие иммунологический реактивности. т. е. потеря( или снижение) организмом животного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение( ср. сенсибилизация 1) ( Словарь иностранных слов. Издание девятое, исправленное. Москва “Русский язык” 1982г) Перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы. В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение. Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”. В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”. В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”. В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В. И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность( терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере. Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов. П едагог: Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния. На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов. Мы проживаем на территории, которую населяют представители множества национальн остей. Это и русские, и татары, и украинцы, и чеченцы, и армяне и др. национальности. Но, несмотря на это, мы все живем в др ужбе мире и согласии. И в нашем саду воспитываются дети разных национальностей. Есть дети из многонациональных семей. Давайте попросим родителей рассказать о себе поподробнее. Родитель 1. Татарин. Татары – самый многочисленный тюркский народ России. В1552 году Казанское ханство было завоевано русскими войсками. С тех пор татарские земли входят в состав России. Татары славятся как прекрасные ремесленники. Праздничным блюдом татар считается копченый гусь. Очень любят представители данной национальности и сладкие блюда из теста. В начале 10 века татары приняли ислам, и с тех пор культура их развивается в рамках исламского мира. У татар сильно развито чувство национального самосознания, гордость за свою историю и культуру. Родитель 2. Русский Начало формирования русской нации ученые относят к концу 16 века. Именно тогда возникли единая материальная и духовная культура, единое управление в созданном государстве, общность территории и хозяйственной жизни. У русских, как и у других народов особенности национальной кухни сохранились и по сей день. Особое место в пище занимает хлеб. Недаром, по старинному русскому обычаю, оброненный хлеб надо не только поднять и обтереть, но, и, поцеловав, попросить у него прощения за небрежность. Гостя тогда и теперь приветствуют словами «хлеб – соль! » означающими радушие и гостеприимство. Особо хочется сказать о русском характере. Для русских не характерна мстительность и ксенофобия( ненависть к чужому, иноземному) . К традиционным чертам русских относят долготерпение и в тоже время бунтарство, героизм и слабохарактерность, покорность. Русские всегда ценили доброе имя, честь, репутацию в глазах друзей и соседей. Родитель 3. Армян ин Рассказывает о своей нации. Родитель 1. Наша родина – Россия. Родитель 2. Мы живем дружно. Родитель 3. Мы терпимы друг к другу. Родитель 4. И желаем вам быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми. Родитель 5. А если все мы будем так ими, то не только в нашей группе, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети и никогда не будет войны. П едагог: Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам. Предлагаем тест, который позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат. Тест: “Самооценка толерантности личности”( для родителей) Вопросы и ответы Редко Иногда Часто Я стараюсь работать, не помогая другим 1 2 3 Я переживаю за качество своей работы, а не других 1 2 3 Я бываю настроен агрессивно 1 2 3 Я не терплю критики в свой адрес 1 2 3 Я бываю раздражителен 1 2 3 Я стараюсь выделиться, где это возможно 1 2 3 Меня считают человеком настойчивым и напористым 1 2 3 Я не терплю конкуренции 1 2 3 Своим недругам я всегда даю отпор 1 2 3 Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности 1 2 3 Стараюсь не вникать в проблемы других 1 2 3 У меня возникают конфликтные ситуации 1 2 3 Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру 1 2 3 При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность 1 2 3 Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы 1 2 3 Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус 1 2 3 Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки 1 2 3 Я думаю, что религия разъединяет людей 1 2 3 Я думаю, что я должен жить на земле своих предков 1 2 3 Я думаю, что смешанные браки нежелательны 1 2 3 Если слышу оскорбления в адрес мужского( женского) пола, как правило, отношу их на свой счет 1 2 3 Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста 1 2 3 Не терплю людей, просящих милостыню 1 2 3 Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях 1 2 3 Более 50 баллов – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 25- 50 баллов – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. До 25 баллов – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Во время проведения теста звучит песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». П едагог: Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Мы считаем, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они: Не стремиться подчинить себе другого, т. е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими. Соц. педагог предлагает сдать жетоны, группа организаторов собирает их, подсчитывает голоса, делает выводы. Благодарю всех за активное участие. Надеюсь, что мероприятие понравилось и оставило глубокий след в душе каждого, помогло нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Семинар с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Безопасность детей в наших руках» Цель семинара: формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка. Задачи семинара: обозначить возможные опасности для ребенка до школьного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей. План проведения: Вступительная часть. Педагогический всеобуч. Работа родителей в группах. Заключительная часть. Ход семинара: Вступительная часть. Сложившаяся на сегодняшний день обстановка в нашем обществе, в нашем городе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких де тей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в кото рых он может просто растеряться. Все мы, педагоги и родители, пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей? » «Как научить правильно действовать в сложных ситуациях? » Таких вопросов у нас не мало. Сегодня мы постараемся найти на них ответы. Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных зна ний, а умение правильно себя в ести в различных ситуациях, при менение знаний на практике. А чтобы практика была более успешной, в этом вам поможет наш островок безопасности. Здесь для вас представлены дид. игры, худ. литература, различные пособия, при помощи которых знакомство с основами безопасности жизнедеятельности будет более успешным. Представлю вам лишь несколько из них, с остальными вы можете ознакомиться после семинара. Задача взрослых состоит в том, чтобы по д готовить ребенка к встрече с различными сложными, а пор ой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвыча йной ситуации. И самым главным примером такого поведения здесь являетесь вы, взрослые. Ответьте себе на вопрос, а вы всегда соблюдаете правила безопасности? Вопрос безопасности в нашей группе мы подняли не случайно. Изучая различные стороны безопасного поведения, мы видим, что теоретически дети хорошо справляются с материалом, но…как они поведут себя в жизни? Для этого мы провели видеоэксперимент, который показал, что, не смотря на подкованность детей в теории, их природное детское любопытство берет верх над безопасностью. видеосюжет Как мы видим не все и не всегда выполняют простейшие правила безопасного поведения. Вывод. Чтобы обучить детей осознанным основам безопасного поведения необходимо: 1) дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения. 2) научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке на практике, а не в теории. 3) развить у дошкольников с амостоятельность и ответственность за свою личную безопасность. 4) Но вначале надо учиться нам, взрослым. Педагогический всеобуч. Предлагаю вашему вниманию( на экране) рассмотреть основные моменты, без которых успешное обучение ребенка не возможно( схема на экране, воспитатель раскрывает смысл каждого момента) «Обучение дошкольников безопасному поведению» Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и непри ятности. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни воз можно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на рав ных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Большую роль играет положительный пример взрослых. Это с ледует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать о т ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если мы не всегда ему следуем сами. 4. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Формирование безопасного поведения неизбежно связа но с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они часто повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман. Например, вместо прямого запрета «Не бросай бумажки на улице, не мусори » лучше сначала показать для сравнения ребенку соседний двор, где часто бросают мусор мимо контейнера, возле детских площадок и двор, где жители не мусорят: «Посмотри и скажи, а в каком дворе хотел бы жить ты? ». И в следующий раз, когда ребенок несет свою бумажку до ближайшей урны, не забудьте похвалить его. Если все же возникают проблемы, загляните в памятку родителя и постарайтесь самому себе ответить на следующие вопросы( раздает памятки родителям) : ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила? Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить правило? Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение? Последовательно ли мое собственное поведение, придер живаюсь ли я сам данных правил? Не слишком ли много правил и запретов, выполнения ко торых я требую от ребенка? Эффективен способ показа последствий неправильного пове дения или обращения с каким- либо предметом( животным, веществом) . Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов. Выводы: Любая общепринятая норма должна быть осознана и при нята маленьким человеком — только тогда она станет дей ственным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать при нятые в обществе правила поведения чаще всего оказыва ется малоэффективным. 3. Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. 4. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на природе, поэтому главной задачей взрослых является сти мулирование развития у них самостоятельности и ответ ственности. Я предлагаю вам разделиться на группы по количеству опасностей. Работа родителей в группах. В начале семинара мы определили ряд опасностей, с которыми ребенок может столкнуться в жизни. Сейчас я предлагаю сузить круг всех опасностей до трех видов: Ребенок на улице, Ребенок на природе, Ребенок дома. Мы разделимся на группы, по количеству групп. Ваша задача: обсудить в своей группе опасн ые на ваш взгляд для ребенка ситуаци и, записать их, выделить те опасности, на которые вы бы хотели обратить внимание воспитателя для более подробного изучения материала с ребенком. Поделиться с нами своим опытом обучения ребенка безопасному поведению. В дальнейшем я проанализирую ваши «опасности», что позволит мне построить свою дальнейшую работу с детьми, опираясь уже на ваши предложения. Работа родителей обсуждение результатов. В подведении итогов нашего семинара я предлагаю вам посмотреть фрагмент занятия по безопасности на природе с вашими детьми. Заключительная часть. Что вам понравилось на нашем семинаре? Что но вого и полезного вы узнали для себя? Подведение итогов. В заключение хочется сказать: не пренеб регайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. П оказывайте детям только положительные примеры!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области Материал для с еминар а с элементами игр «Ум на кончиках пальцев»( развитие мелкой моторики) Подготовила педагог- психолог Ф оменко Наталия Николаевна 2021 г • Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей. • Объект – формирование связной речи у детей. • Гипотеза: предполагается, что развитие мелкой моторики позволяет более эффективному развитию связной речи. • Задачи: • 1. Рассмотреть анатомо- физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи. • 2. Изучить методику работы по развитию мелкой моторики. • 3. Рассмотреть средства развития мелкой моторики • 4. Заключение. Прежде чем начать наш семинар. Я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям. Читаю стихотворение: Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) . В ручку правую возьмём И чуть- чуть её помнём. Мы чуть- чуть её помнём Левой ручке отдаём. ( Берём в левую руку и мнём только левой рукой) . В ручку левую возьмём И чуть- чуть её помнём. Мы чуть- чуть её помнём И на стол быстрей кладём. ( Убираем смятую бумагу на край стола) На бумажку посмотри, На что похоже говори! 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! Вопросы родителям: Для чего мы делали это упражнение? Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения? Тема нашего сегодняшнего семинара практикума: «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики » Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Василий Александрович Сухомлинский писал: " Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика- это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. Как связанна мелкая моторика с речью? В настоящее время нейропсихологическими исследованиями различных учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной. Сенсомоторика( от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Задачи сенсомоторного развития: • Развитие мелкой моторики рук; • Развитие координации движения кистей рук; • Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; • Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания. Как же всё происходит? сначала развиваются тонкие движения пальцев рук: затем появляется артикуляция слогов всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев Таким образом, " есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга" . Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Методика работы по развитию мелкой моторики. Массаж рук В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Делая массаж, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Что такое ЭНТОПЕДАГОГИКА? Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Яркий пример тому — потешка о сороке- вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается. А сейчас, я предлагаю вам попробовать не совсем обычный массаж. Массажные движения мы с вами будем выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов — при помощи карандаша, колючего мячика и прищепок. Все знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы? Научить детей Самомассаж рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Я предлагаю попробовать сыграть в простые игры. Лепка из глины, пластилина и теста В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Бумажная пластика Вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков. Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира- предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка Конструирование В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение. Игры с песком Дети в игре с песком прилагают силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника, балансировка психических процессов. Теневой театр Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым, активным. Рисование, штриховка раскрашивание картинок Способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают глазомер, аккуратность. Нанизывание на леску Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок и т. д. Различная игровая деятельность Игры в мяч, с кубиками, с счетными палочками, мозаикой, приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, не обходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Семинар для детей и родителей «Откроем доброте сердца» Составила педагог- психолог: Фоменко Н. Н. Ход мероприятия: Психолог: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Мы рады видеть вас и приветствовать на этом празднике" ДОБРА" ! Придумано кем – то просто и мудро – При встрече здороваться: « Доброе утро! » « Доброе утро! » — солнцу и птицам « Доброе утро! » — улыбчивым лицам И каждый становится добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера. Н. Красильников. Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о доброте. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые сердечные люди. Психолог: Дети, как вы думаете, что означают слова «доброта», «добрый»? Какие нравственные качества присуще человеку? ( Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, любовь и др. ( Ответы детей и взрослых) Доброта- улыбка, детский смех, это здоровье и успех. Доброта- это всё хорошее, доброе, красивое. Доброта- это отзывчивость, стремление сделать добро другим. Добрый человек- это тот, кто любит людей и животных, который в любую трудную минуту готов прийти на помощь. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце от крывается для искренних людей. Постарайтесь сегодня постичь истину – «добру откроется сердце». Психолог: Как помочь детям стать чуткими, милосердными, щедрыми, как своевременно поставить заслон жестокости, злобе, черствости? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Сегодня наша встреча и посвящена тому, как сделать ребенка добрее, как научить его делать добро другим. В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте. Хочется крикнуть людям: Будьте щедрей на ласку, Путь человека труден, Мало похож на сказку. В мире без ласки – знайте, Слезы, дожди, озноба. Детям и взрослым — знайте, Ласка нужна — не злоба. Корень теряет краски, Если напиться нечем, Так человек без ласки- Он опускает плечи. Как скопидом монеты Ласку не прячьте, люди. Пусть она добрым светом Вечно светить нам будет. Общаясь с ребенком, помните, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Самое дорогое для нас – наши дети. Будьте терпеливее с ним и, читайте им интересные книжки. Радость, которую ваш ребенок испытывает при совместном прочтении книг – это основа добрых, взаимных отношений. В сказках встречаются добро и зло. И добро всегда побеждает. . . Баба Яга: Интересно! У них праздник, а меня не пригласили. Никакого праздника, никакой вежливости и доброты! Психолог: Послушайте, а кто вы? Баба Яга: Неужели непонятно кто я? Приглядитесь- ка получше и сразу узнаете. Узнали? Кто я? Баба Яга: Правильно Баба Яга – самая добрая и вежливая бабушка на свете! Психолог: А это мы сейчас проверим. Расскажи- ка нам бабушка, что значит быть добрым и вежливым человеком. Баба Яга: Да, пожалуйста! Если ты пришёл к знакомым – Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – Пригодится самому. Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Психолог: Ребята, права ли Баба Яга? Психолог: Вижу, бабушка, тебе и вправду надо на наш праздник поучиться вежливости и доброте. Милости просим, будь нашим почётным гостем. ( Баба Яга садится в зал) Психолог: Для того, чтобы быть вежливыми, мы должны знать волшебные слова, от которых становиться теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека, рассеять плохое настроение. ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Ваша задача закончить фразу вежливым словом. Говорить друзьям не лень, Улыбаясь…( Добрый день) * * * До чего ж оно красиво Слово доброе…( Спасибо) * * * Когда виноваты, сказать вы спешите Прошу вас, пожалуйста- ( Извините) * * * В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше …( Не перебивай) * * * Если друг встречает друга, Жмут друзья друг другу руку, На приветствие в ответ Каждый говорит…( Привет) * * * Старшим людям не грубите И не панибратствуйте, Им при встрече говорите Не «привет», а…( Здравствуйте) * * * Дети Даша и Егорка Сыр для пиццы трут на терке. Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте…»( Так добры) * * * Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно- то как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. ( Спасибо) * * * Наш мир от зла устал, Чтоб он добрее стал, Нам говорить не лень При встрече …( Добрый день) Психолог: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. Добрый человек любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие. Народная мудрость гласит: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Психолог: Ребята из группы «Колокольчик» совместно с педагогов Акельевой О. Ю. покажут вам сказку о добре. Психолог: О добрых делах долго помнят люди. К сожалению, рядом с добром уживается зло. Борются между собой добро и зло постоянно. Добро и зло – идут по жизни рядом Известно, что нет худа без добра Как хорошо, когда на смену злобе Приходят к нам улыбка, доброта. Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений и стихов? Современных родителей трудно увидеть с книгой. Они предпочитают телевизор или компьютер. Совместное чтение – прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться. Расскажите, какие книги о доброте и дружбе вы читаете своим детям? Конкурс «Сказки о добре» Конкурс «Злой и добрый персонаж» И все таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье? Все ли мы делаем для того, чтобы помочь взойти в детских душах семенам чуткости и добра? Почему дети озлоблены? – часто удивляемся мы. Никакая методика, опыт не помогут пробудиться теплу детских сердец. Только отзывчивое сердце может услышать боль, принять ее и разделить. Что нужно сделать, чтобы наши дети постигли уроки доброты и поселили их в своей душе на всю жизнь. Со стороны педагогов нашего детского сада проводиться много занятий разного рода направленные на доброту. Со стороны родителей чтение книг на тему доброты, разучивание песен. Насколько вы знакомы с детскими песнями мы узнаем из проведения конкурса «Угадай мелодию» Конкурс песен «Угадай мелодию» о добре, дружбе, любви. Конкурс «Собери пословицу» Психолог предлагает родителям собрать разрезанные на части пословицы и зачитать. Доброму, везде добро. Добрый привет и кошке приятен. Добрый человек в добре живет век. Добро сеять, добро и пожинать. Психолог: У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем стрелы и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. И уж если в вашей жизни случится такое, что вы нечаянно выпустите такую стрелу обиды, хочется верить, что пройдёт немного времени, и вы обязательно вылечите эту рану добрыми словами, делами. ЗВУЧИТ спокойная музыка УПРАЖНЕНИЕ «ВЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Психолог: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. Вытяните руки вперёд, ладони вверх, закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. ( ПОД МУЗЫКУ) В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Представьте, что каждому из вас, раздам по зёрнышку. ( Раздаю) Держите очень бережно, чтобы оно не упало. А теперь осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. ( Дети выполняют) Почувствуйте, как Добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастает в ваших душах и сердцах. ( ДЕТИ ОТКРЫВАЮТ ГЛАЗА) Но не забывайте об одном условии – зёрнышко Добра прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела, и из нашего зёрнышка вырастут красивые цветы. Психолог: И хочется вам подарить этот маленький золотой ключик. Пусть он откроет сердце каждого из вас добрым делам, добрым словам. ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ « Дорогой Добра»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области» Семинар- практикум для родителей" Мир на кончиках пальцев" Нетрадиционные техники рисования. Подготовила: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна 2022 год Нет радиционные техники рисования- «Рисов ание пальчиками». Всем известно, что тактильные ощущения( то есть осязание, ощущения от прикосновения) прямо влияют на развитие нервной системы человека, в частности головного мозга. Тонкие тактильные ощущения, это ни с чем несравнимо! Эта техника удивительна и восхитительна! Она позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности. Не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься интересным делом, тут же переключаются на положительный эмоциональный заряд. Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы пальчиковые лепестки или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц. Такое рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт мамы и ребенка, одновременно развивая внимание, память и мышление художественными методами. Кроме того, в процессе творческой работы происходит развитие сенсорики, мелкой моторики. «В отличие от всех испытанных методик мы не показываем малышу, " как нужно" и" как правильно" , а целиком полагаемся на его интуицию, воображение. Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты, тем самым сближаясь с ним и становясь для него доверительным лицом. Даже грязный палец, который в игровой форме, легко отмоется мылом или влажной салфеткой совместно с мамой, станет продолже нием сближения. . Предлагаю попробовать первые уроки творчества. О. В ысотская Одуванчик Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет. Уважаемые мамы приступаем к работе. Желаю творческого вдохновения! нЕТРАДИЦИОННЫЕ техники РИСОВАНИЯ С МАЛЫШАМИ. ( КАК С ПОМОЩЬЮ МАНКИ РИСОВАТЬ БЫСТРО И КРАСИВО) Сегодня мы вновь вернемся к такому замечательному материалу как манка. Речь пойдет не просто об играх, а о таком интереснейшем занятии как рисунки манкой и на манке. Некоторые пожмут плечами – чего выдумали? Ведь для рисования есть много привычных средств: краски, карандаши, мелки. И будут совершенно неправы. Рисование манкой – процесс увлекательный, творческий и очень полезный для развития малыша, а уж как совместное времяпровождение родителей с детьми просто неоценимо. ЧЕМ ХОРОША МАНКА ДЛЯ РИСОВАНИЯ? В чем прелесть изобразительной деятельности? Ее развитие — показатель нервно- психического развития ребенка оценивается с двух с половиной лет. Но это вовсе не значит, что начинать рисовать нельзя раньше. Любой ребенок с восторгом смотрит на всякий предмет, оставляющий след – фломастер или краска на пальце. Для него это настоящее чудо! Поэтому начать занятия можно в более раннем возрасте, а уж использовать нетрадиционные техники рисования допустимо даже с малышами. Вы спросите – почему манка? Но ведь это самый простой, безопасный и доступный материал. К тому же он приятен на ощупь, легко пересыпается, его можно окрашивать в разные цвета, да и способов рисовать манкой можно придумывать много. Прежде всего, такие занятия развивают мелкую моторику, формируется точная координация движений рук и пальцев в отдельности, приобретается щипковый захват. Малыш учится целенаправленным организованным действиям. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем все высшие психические процессы: внимание, способность к анализу, память, речь. Творческий процесс способствует сообразительности, воображению, учит ребенка выражать себя, испытываемые чувства посредством рисунка и игры. ФАНТАЗИРУЕМ С РЕБЕНКОМ Для маленького человека рисунок – не просто изображение, это его маленький волшебный мир, где он проживает настоящие эмоции, воспроизводит различные ситуации, учится обыгрывать их и находить решение. В этом чудесном мире легко исправить ошибку, изменить неприятное, улучшить то, что не получалось. Поэтому рисование крупой создает положительный эмоциональный настрой, приносит радость, снимает напряжение и агрессию. Это особенно важно для раздражительных, нервозных, тревожных детей. Что потребуется? Для такого приятного и интересного занятия не нужно специального оборудования. Каждая мамочка легко организует подобные упражнения для любимого крохи в домашних условиях. Ведь бумага, клей, краски, бусины, поднос и собственно манка – найдутся у всех. ПО РАССЫПАННОЙ КРУПЕ Простой, подходящий для малышек – рисование с детьми на поверхности манки. Возьмите большой поднос или противень, насыпьте манку и предложите ребенку рисовать вместе с вами. Проводя по шершавой поверхности пальчиками можно изображать что угодно – цветы, солнышко, домики, животных и т. д. В процессе стимулируйте ребенка к речевому общению. рисуем силуэты животных – поговорите о том, где живет это животное, какой звук издает, чем питается, как зовут детеныша изучайте геометрические фигуры – начертите на манке круг, квадрат, треугольник и др. с детками постарше пишите буквы и цифры, произнося вслух выкладывайте на поверхности разные картинки с помощью крупных ярких бусин, фасоли, макарон рассказывая вместе с малышом несложную сказку, обыгрывайте сюжет, рисуя героев развиваем математические способности – даже проводя простые линии, изучаем понятия «влево — вправо», «верх — низ», «один — много». РИСОВАНИЕ СТРУЙКОЙ Используем поднос, но теперь не рассыпаем манку по поверхности, а делаем кулек из пакета или бумаги и вырисовываем фигуры, насыпая тонкой струйкой крупку через дырочку. Такая техника подойдет для деток постарше. РЕКОМЕНДАЦИИ Мы поделились с вами самыми известными приемами рисования с помощью манной крупы. И надеемся, что творчество и фантазия подскажут вам много интересных и полезных идей. Не забывайте хвалить и поощрять маленького художника. Не критикуйте, если что- то не получается, ведь это всего лишь игра. Восхищайтесь своим ребенком и помните, что совместные занятия с родителями в атмосфере взаимного доброжелательного общения позволят малышу развиваться полноценно.
Семинар- практикум для родителей «Круг детского чтения » Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи: 1. Сплочение коллектива родителей. 2 . Создание доверительной атмосферы в группе родителей. 3. Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей. Введение. Наша встреча называется «Сказка глазами родителей и детей», которая позволит нам окунуться в мир сказок. Спустился вечер за окно, Затушевал дневные краски, Окутал город снежным сном, Вновь наступило царство Сказки… И мама, отложив заботы, За сказкой время забывает, И для нее, как в детства годы, Волшебный мир вдруг оживает. Сон убаюкал малыша, Его отважная душа Слилась с героем в славном царстве, Волшебном, чудном государстве. Уснул малыш. Но и во сне Он примеряет на себе Роль Золушки, Кота, Руслана, Жизнь эльфов и царя Салтана. Он в Сказке вырастет мудрей И духом тверже и добрей. Ведь тот, кто с детства Сказку любит, Тот в жизни злым уже не будет! 1. Приветствие. Сегодня наше занятие мы хотим начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого- нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. 2. Информационная справка. 4 – 5 лет – апогей сказочного мышления. В этом возрасте ребенок стремится приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души. 3. Обсуждение «Что такое сказка? » Мы предлагаем вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка? ». А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос. 4. Информационная справка. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа. 5. Игра «Сказочный дождик». «А теперь встаньте все в круг друг за другом. В нашей Сказочной Стране пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине…» Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия. 6. Игра «Сказка по кругу». Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками. Ведущий держит в руках коробку и обращается к родителям: «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил- был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д. Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки. 7. Творческая работа «Создание Сказочной Страны». Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время нашей встречи, и создать общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе. Группе предлагается, используя имеющиеся заготовки, цветную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, создать коллаж «Сказочная Страна». «Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет название нашей Сказочной Страны». Участникам раздаются чистые карточки, на которых они пишут начальную букву своего имени, а затем образуют название Страны. «Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь». 8. Упражнение «Ромашка пожеланий». Сейчас мы с вами составим ромашку пожеланий. Каждому из вас выдано по лепестку, на котором нужно написать пожелания. После выполнения этого задания все лепестки собираются в ромашку.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области» Семинар- практикум для родителей «Книги- наши лучшие друзья» Подготовила: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна- 2021- Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития. Задачи: - расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка; - стимулировать самообразование родителей; - прививать навыки читательской культуры; - воспитывать бережное отношение к книге. I. Вступительная часть Уважаемые родители! Книга- учитель, книга- наставник. Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если выпустишь книгу из рук. Книга – советчик, книга – разведчик, Книга – активный борец и боец. Книга нетленная память и вечность, Спутник планеты земли, наконец. Книга не просто красивая мебель, Не приложенье дубовых шкафов, Книга – волшебник, умеющий небыль, В быль превращать и в основу основ. ( В. Боков) Тема нашей встречи – «Книги- наши лучшие друзья». Сегодня, нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в семейном воспитании ребёнка принадлежит книге? II Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию». Символ обсуждаемой темы – детская книга( кладёт её на куб в центре комнаты) . Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдалённость по отношению к теме встречи. А затем объясните выбранное вами расстояние. ( ответы родителей) III Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании» А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему « Роль книги в семейном воспитании». Существует два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга – средство развлечения и забава; другие – что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребёнка. - Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в семейном воспитании. ( Мнения родителей) - Всегда ли стремление взрослых, купить ребёнку как можно больше книг, приводит к положительным воспитательным результатам? ( Мнение родителей) Игра « Библиотека » Воспитатель: я, предлагаю вам отправиться в библиотеку, но не простую, а библиотеку качеств, которые развивают ребёнка. Ваша задача выбрать одну книгу и охарактеризовать это качество. Родители встают в круг. ( Ответы родителей) . Наши игры показали, что у нас с вами одна цель: научить ребёнка любить книгу, привлечь его к чтению, воспитать в нём всесторонне развитую личность. Воспитатель: А теперь мы с вами рассмотрим 9 самых важных причин, почему" дети должны читать книги" ( слайды) 1. Чтение вслух стимулирует развитие детского мозга. 2. Чтение вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других. 3. Дети быстро учатся на примере- имитируя. 4. Чтение стимулирует развитие речи и улучшает память. 5. Чтение формирует моральную чувствительность ребенка. Таким образом, вы инвестируете в моральное и интеллектуальное развитие ребенка. 6. Книги формируют положительный образ. 7. Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между родителями и детьми. 8. Чтение — это способ проведения времени с ребенком. 9. Чтение вслух с ребенком поможет ему преодолеть многие проблемы Современные дети чаще смотрят мультфильмы или играют в компьютерные игры, чем читают. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Совет воспитателя" Как выбрать книгу" ( презентация) 1. Яркая обложка 2. Яркие картинки. 3. Книга должна соответствовать возрасту. «Как завлечь ребенка к чтению» 1. Интонационно- окрашенное чтение 2. Яркие картинки в книге 3. Таинственный голос 4. Использование персонажа 5. Мотивация( расскажем бабушке, друзьям) 6. Взрослый сам читает! Место для чтения Выбрать постоянное место, где будет удобно и уютно, подальше от телевизора. Где хранить Для книг должно быть отведено специальное место. Это может быть специальная полочка или полка в общем шкафу. Когда читать? 1. Перед сном( традиция" Сказки на ночь" ) 2. В свободное время. Ребенок должен сидеть рядом. Объяснять по ходу чтения непонятные слова. Как известно, все мы родом из детства. Рядом с нами всегда были любимые литературные произведения и их герои. Хотелось бы сейчас узнать – помните ли вы их, уважаемые родители? И как часто вы читаете их своим детям? Дорогие родители! Сегодня мы вместе с нашими детьми посоревнуемся в знании детской литературы. Литературная викторина. 1. Конкурс для родителей. - Как звали маленькую девочку, появившуюся из цветка в сказке Г. Х. Андерсена? ( Дюймовочка) - Когда заканчивалось волшебство в сказке" Золушка" ? ( 12 часов) - Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? ( Дядя Степа) - Как звали сестер в сказке" Хаврошечка" ? ( одноглазка, двухглазка, трехглазка) Как звали старика, который спасал зайцев во время наводнения? ( Дед Мазай) . Как называется сказка К. Чуковского, в которой героиня по полю пошла и денежку нашла? ( «Муха- Цокотуха») . Назовите произведение К. Чуковского: «Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня! »( «Мойдодыр») Кому принадлежат эти, строки и из какого они произведения? «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком»( А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане ») . Теперь в игру вступают дети! 2 Конкурс «Кто здесь был и что забыл? »( слайды) 1. Телефон( «Телефон» К. Чуковского) . 2. Мыло, полотенце( «Мойдодыр» К. Чуковского) . 3. Золотая рыбка ( «Сказка о золотой рыбке» А. Пушкин) 4. Мячик( «Игрушки» А. Барто) . 5. Туфелька( «Золушка» Ш. Перро) . 6. Сапог( «Кот в сапогах» Ш. Перро) . 7. Красная шапочка( «Красная Шапочка» Ш. Перро) . 8. Горошина( «Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсена) . 9 Корзина с подснежниками ( 12 месяцев) 10 Яблоко ( гуси- лебеди) Конкурс № 3( для родителей) «Поэтический» слайды Команды получают по картинке – пейзажной с изображением определенного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года. И прочитать их. Конкурс №4( для родителей) Игра «Сказка по кругу». Воспитатель держит в руках коробку и обращается к родителям: А сейчас нам с вами уважаемые родители предстоит стать творцами. «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил- был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д. В игре количество родителей соответствует количеству слов. Игра – задание для детей: к какому герою сказки обращался Иван –царевич со словами «Встань передо мной –как лист перед травой»( Сивка- бурка) . Задание для детей «Допрыгни до бубна» Дети прыгают с разбега вверх, стараясь ударить в бубен. Воспитатель: и так, дорогие наши родители! Никого сегодня не оставил равнодушным наш вечер! В конкурсе нет победивших, и побеждённых! Потому что всех нас сегодня объединила любовь к чтению! Дайте в руки вашему ребёнку хорошую детскую книгу, и вы увидите, как загорятся глаза вашего мальчика или девочки! Читайте книги вместе с детьми и вас будет ожидать путешествие в таинственный мир творчества писателей! Рефлексия: Упражнение «Ромашка пожеланий». Сейчас мы с вами составим ромашку пожеланий. Каждому из вас выдано по лепестку, на котором нужно написать пожелания. После выполнения этого задания все лепестки собираются в ромашку.