a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Гиперактивный ребенок"

Опубликовано: 2015-02-19 14:27:29

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей « Гиперактивный ребёнок» Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: " Ой, что это с ним не так? " Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и" перебором" ? Активный ребенок- это хорошо, это значит, что он, во- первых, здоров( стал бы больной скакать по диванам! ) , а во- вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит- и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: " Какой же ты хороший, когда спишь! " Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью. Тест на гиперактивность Похоже на детскую игру из серии" Найди 5 отличий" . . . Итак, Активный ребенок: Большую часть дня" не сидит на месте" , предпочитает подвижные игры( кричалки- догонялки) пассивным( пазлы, конструкторы) , но если его заинтересовать- может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. Для него нарушение сна и пищеварения( кишечные расстройства) - скорее исключение. Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный- в садике, в гостях у малознакомых людей. Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать" коллеге по песочнице" , но сам редко провоцирует скандал. Гиперактивный ребенок: Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. Ребенок- неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях( дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию- дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни. . . Откуда ноги растут? Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши- искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все" недоразумения" ( беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после. Спокойствие, только спокойствие! Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от" излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня( с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу) . Придется и родителям потрудиться. Если вы сами- очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы" по ходу дела" . Скажите себе: " Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными. А также воспользуйтесь такими советами: Малыш не виноват, что он такой" живчик" , поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного- снижение самооценки у него, чувство вины, что он" неправильный" и не может угодить маме с папой. Научить ребенка управлять собой- ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут" агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: " Хочешь бить- бей, но не по живым существам( людям, растениям, животным) " . Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что- то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать. В воспитании необходимо избегать двух крайностей- проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений( телевизор, компьютер) , избегать мест с повышенным скоплением людей( магазинов, рынков и пр) . В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку. " Движение- это жизнь" , недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. В этом случае нужна консультация специалиста. Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть- не заставляйте его! Подготовьте своему непоседе" поле для маневров" : активные виды спорта для него- просто панацея. Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним( " Тебе интересно это, давай посмотрим. . . " ) , но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца. Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним" рецепт" обретения внутренней гармонии- это йога. Для кого- то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказко терапия или, может, медитация. И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите. И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина- то остается. Гиперактивность- это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

Оставить комментарий: