Проект "Ракушка"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ягодка» п. Сосенки Исследовательский проект" Ракушка" Автор проекта воспитатель высшей категории: Солдатченко Л. В. 2020г. Море шепчет не грусти, Лучше в гости приходи. Подарю тебе ракушку, Ласково шепну на ушко, Искупаю в пене даже, Полежишь со мной на пляже. Улыбнёшься облакам, А потом вернёшься к нам. Г. Польняк Автор проекта: Солдатченко Л. В. Тип проекта: исследовательский, индивидуальный. Продолжительность проекта: краткосрочный ( 3 недели) Период работы: сентябрь – октябрь 2020г. Участники проекта: воспитанник средней группы, воспитатели, родители. Актуальность темы: В последнее время люди стали чаще отдыхать на море, а возвращаясь, домой стараются привезти ракушки, которые будут напоминать о море. Проблема: Однажды папа рассказал мне историю о том, что когда был маленьким, часто ездил с родителями на море и привозил много разных ракушек. Их становилось все больше и больше. Он показал мне эти ракушки. Моя семья очень любит путешествовать. Отдых у моря быстро пролетел, и я не успел заметить, как оказался дома. Воспоминания о нём остались самые приятные, а ещё фотографии, сувениры и, конечно же, ракушки. Гуляя по берегу моря с братом, я нашел ракушки, они были разные по форме, цвету и размеру, и во всех слышался шум моря. Их выбрасывают на берег морские волны. Меня заинтересовал вопрос о разновидностях ракушек и, что можно сделать с использованием их. Тогда я вспомнил рассказ папы, про ракушки. Поэтому я стал собирать коллекцию своих ракушек, проводить опыты, делать поделки, чтобы узнать о них как можно больше. Гипотеза: Я предполагаю, что ракушка – это осколки подводных камней, волны их делают такими гладкими и волнистыми; а море в ракушке слышно потому, что она долго лежала в воде. Цель проекта: Узнать и рассказать детям в своей группе интересные сведения о ракушках, об их форме, о том, как они растут, откуда они в море. Задачи проекта: - познакомиться с разными видами ракушек, местами их обитания; - выяснить, почему мы слышим в раковине шум моря? - познакомить со своей коллекцией ракушек детей группы и всех желающих; - оформить вместе с воспитателем в группе мини- музей «На дне морском»; - дать ракушкам «Вторую жизнь», сделать из них поделки. Ожидаемый результат проекта: - Познакомиться и получить новые знания о моллюсках, их разновидностях, важности их пребывания на морских побережьях; - бережно относится к природным ресурсам. Содержание работы План работы: I этап: Подготовительный ( сбор информации) . - Подбор литературы по теме( энциклопедии, словари, журналы, книги) ; - выставка ракушек, иллюстраций, альбомов с ракушками; - поисковая деятельность – как растет ракушка? Почему слышно море в ракушке? Ракушка – это осколки подводных камней? II этап: Основной, исследовательский. - Рассматривание иллюстраций в книге Р. Бурковского «О чем поют ракушки? » Поиск сведений в энциклопедии «Я познаю мир». - Рассматривание раковин. - Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений «Ракушка», «С утра изучаю большую ракушку». - Дидактические игры: «Веселый осьминог», «Составь узор из ракушек», «Собери ракушку из частей», «Найди пару». - Опытно – экспериментальная деятельность «Шум моря». - Просмотр видеофильмов «Красота подводного мира». - Конструирование: дать ракушкам «Вторую жизнь», сделать из них поделки. III этап: Заключительный. - Презентация для детей «Поведай, ракушка, мне тайну на ушко». - Мини музей ракушек в группе «На дне морском». Продукт проекта: Выставка макета «Морское дно»; Этапы реализации проекта: Чтобы ответить на эти вопросы я решил спросить у взрослых, посмотреть мультфильмы. Вместе с папой мы стали искать информацию на просторах интернета. Оказывается, коллекционирование ракушек имеет удивительно давнюю историю. Интерес человека к ракушкам появился около 120 тыс. лет назад. Коллекционирование и добывание морских и речных ракушек, называется конхиофилия. Своё исследование мы начали со слова ракушка. Что же такое ракушка, что означает это слово? Я узнал, что ракушка – это маленькая раковина, она бывает морская и прудовая. Морские- живут в море. А прудовые- в пруду и реке. В ракушках живут моллюски. У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет- раковина. Моллюск рождается, растёт, и его раковина растёт вместе с ним. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину. Если раковина у моллюска состоит из двух половин, он называется двустворчатым, если раковина цельная( обычно спиральная) – брюхоногим. Из воды они берут и кислород для дыхания, и пищу. Некоторые улитки употребляют животную пищу – хищники. Моллюск передвигается, отталкиваясь от дна просунутой через створки раковины единственной ногой. Некоторые из них проползают 20 см в час. А другие- скороходы среди улиток: перевозят свой дом со скоростью 1 метр в минуту. Когда моллюск умирает, пустая раковина остаётся в море. Моллюски издавна служили человеку не только пищей и украшением, из раковин делали ножи, рыболовные крючки, блесна, свёрла, кухонную утварь, а из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты. При просмотре иллюстраций из книг я увидел много удивительно красивых, разнообразных по форме раковин- овальных, изогнутых, вытянутых, рогатых. Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами. Наиболее ярко окрашена верхняя поверхность раковины. Все это придает раковинам очень красивый вид. Окраска раковин многих моллюсков делает их незаметными в окружающей среде. Из ракушек я делал различные поделки. Однажды мне не хватило ракушек, мы с мамой купили их в магазине. Мы обратили внимание, что купленные ракушки отличаются от ракушек, собранных на море. Решили опытным путем установить различие. Опыт 1: Настоящая или искусственная ракушка- Приготовили для опыта: ракушки, пустую стеклянную емкость, уксусную кислоту. Внимание! Этот опыт проводят только взрослые! - Залили ракушки уксусной кислотой. При контакте раковин с кислотой сразу же началось выделение пузырьков углекислого газа с ракушек, собранных с берега моря, а с ракушками, купленных в магазине, ничего не произошло. - Еще через час раковины с берега моря стали совсем тонкими и хрупкими, а магазинные ракушки остались без изменения. - Через несколько часов от раковин, собранных с берега моря, осталась только тонкая белковая пленка, а магазинные ракушки, остались без изменения, т. е. они искусственные. Опыт 2: В ракушке слышно море потому, что она долго лежала в воде. Чтобы доказать гипотезу, провел опыты. Прикладывая ракушку к уху- слышу шум моря, потом отвожу ракушку немного дальше, и звук исчезает. Далее воспользовался стаканом, прикладывая к уху- слышу шум. Согнул ладонь лодочкой и повторил все еще раз. Также слышу шум. Все эти опыты мы повторили вместе с ребятами из нашей группы. Вывод: Предметы разных форм и разных размеров отражают звуки. Опыт 3: Самодельный телефон из нитки и спичечных коробков. Звук — это колебания воздуха. Наглядно передачу звуковых колебаний можно пронаблюдать, сделав самодельный телефон. Этот опыт мне помогла провести с детьми нашей группы воспитатель. Взяли 2 спичечных коробка и нитку длиной несколько метров. Проткнули иголкой с ниткой донышко коробка и завязали на нитке узелок, чтобы она не выскакивала. Таким образом, оба коробка будут соединены с помощью нитки. В телефонном разговоре участвуют двое: один говорит в коробок, как в микрофон, другой- слушает, приложив коробок к уху. Нить во время разговора должна быть натянута и не должна касаться каких- либо предметов, включая и пальцы, которыми держат коробки. Если прикоснешься пальцем к нитке, разговор тут же прекратится. Вывод: Звуковые колебания передаются по воздуху через разные материалы, например дерево, ткани, картон. Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче. Проделав опыты, мы узнали, что в раковине мы слышим не шум моря, а эхо тех звуков, которые попадают в раковину извне. Гипотеза о том, что ракушка – это осколки подводных камней и в ней слышно море потому, что она долго лежала в воде, не подтвердилась. Выводы моих наблюдений: - Морская ракушка- это часть тела моллюсков. - Ракушки- это не только пища для людей, но ещё предметы украшения, коллекционирование. - Морские существа, так же как и мы люди, строят себе жилища, защищаются от опасностей и также страдают, если окружающая среда загрязнена. - Всё, что создано природой, не случайно, а значит нужно беречь. В следующий раз, когда поедем путешествовать с родителями, я буду гулять по берегу моря, увидев ракушку, обязательно вспомню, что это не просто ракушка, а это был домик живого существа! Итог работы над проектом: Я, рассказал детям, о ракушках; показал опыты, свою коллекцию ракушек. Вместе с воспитателем и детьми, которые с родителями отдыхали на море, приносили в группу ракушки, как сувениры из поездок, создали мини музей «Сокровища морских глубин». С родителями делали различные поделки из ракушек, составляли с братом картины на морскую тему из пазлов. Составляя коллекцию раковин, не стоит забывать о том, что ракушка – домик для живого организма. Поэтому для всех коллекционеров раковин должно стать законом такое правило: всегда оставляйте время для того, чтобы посмотреть экземпляры, переворачивая камни и кораллы, всегда возвращайте их в прежнее положение – под ними обитают не только моллюски, которых вы соберете, но и другие живые организмы. Если разрушите их жилище, они могут погибнуть. Список используемой литературы Наталья Московская «Раковины Мира» − И: «Аквариум- Принт » 2008. Ершов В. Е. « Чарующий мир раковин» − И: «Курсив» Москва 2005. Ершов В. Е. , Кантор Ю. И. Морские раковины. Краткий определитель – И: Москва «Курсив» 2008. Подводный мир. Полная энциклопедия Москва «Просвещение» 2010. rakushki. ru kakProsto. ru muzej- morckix- rakovin. ru Большая энциклопедия «МАХАОН» Море – И: «Азбука- Аттикус»
- Проект "Ракушка"
- проект «Путешествие по экологической тропе . Осень» 2020г.
- Рекомендации для родителей «Поделки к 9 мая дома и в детском саду своими руками»
- Здоровьесберегающие технологии. Картотеки
- Конспект занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет на тему «Поможем Незнайке»
- «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности» 2021-2022уч.год
- «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности среднего возраста» 2020-2021 уч.год
- кружок "Экология вокруг нас" 2023-2024 уч.год
- Мир возможностей начинается здесь
- Путь к новой профессии: профессиональная переподготовка по программе «Инженер ПТО»