a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Ракушка"

Автор: Солдатченко Лариса Владимировна Опубликовано: 2025-04-07 19:40:28

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ягодка» п. Сосенки Исследовательский проект" Ракушка" Автор проекта воспитатель высшей категории: Солдатченко Л. В. 2020г. Море шепчет не грусти, Лучше в гости приходи. Подарю тебе ракушку, Ласково шепну на ушко, Искупаю в пене даже, Полежишь со мной на пляже. Улыбнёшься облакам, А потом вернёшься к нам.                                                Г. Польняк Автор проекта: Солдатченко Л. В. Тип проекта:   исследовательский, индивидуальный. Продолжительность проекта:   краткосрочный  ( 3 недели) Период работы:   сентябрь – октябрь 2020г. Участники проекта:   воспитанник средней группы, воспитатели, родители. Актуальность темы:   В последнее время люди стали чаще отдыхать на море, а возвращаясь, домой стараются привезти ракушки, которые будут напоминать о море. Проблема:   Однажды папа рассказал мне историю о том, что когда был маленьким, часто ездил с родителями на море и привозил  много разных ракушек. Их становилось все больше и больше.  Он показал мне эти ракушки. Моя семья очень любит путешествовать. Отдых у моря быстро пролетел, и я не успел заметить, как оказался дома. Воспоминания о нём остались самые приятные, а ещё фотографии, сувениры и, конечно же,   ракушки.  Гуляя по берегу моря с братом,  я нашел ракушки, они были разные по форме, цвету и размеру, и во всех слышался шум моря.  Их выбрасывают на берег морские волны. Меня заинтересовал вопрос о разновидностях ракушек и, что можно сделать с использованием их. Тогда я вспомнил рассказ папы, про ракушки.  Поэтому я стал собирать коллекцию своих ракушек, проводить опыты, делать поделки, чтобы узнать о них как можно больше. Гипотеза: Я предполагаю, что ракушка – это осколки подводных камней, волны их делают такими гладкими и волнистыми; а море в ракушке слышно потому, что она долго лежала в воде. Цель проекта:  Узнать и рассказать детям в своей группе интересные сведения о ракушках, об их форме, о том, как они растут, откуда они в море. Задачи проекта: -  познакомиться с разными видами ракушек, местами их обитания; -  выяснить, почему мы слышим в раковине шум моря? - познакомить со своей коллекцией ракушек детей группы и всех    желающих; - оформить вместе с воспитателем в группе мини- музей «На дне морском»; -  дать ракушкам «Вторую жизнь»,  сделать из них поделки. Ожидаемый результат проекта: - Познакомиться и получить новые знания о моллюсках, их  разновидностях, важности их пребывания на морских побережьях; - бережно  относится к природным ресурсам. Содержание работы   План работы:   I этап: Подготовительный  ( сбор информации) . - Подбор литературы по теме( энциклопедии, словари, журналы, книги) ; - выставка ракушек, иллюстраций, альбомов с ракушками; - поисковая деятельность – как растет ракушка? Почему слышно море в ракушке? Ракушка – это осколки подводных камней? II этап: Основной, исследовательский. - Рассматривание иллюстраций в книге Р. Бурковского «О чем поют ракушки? »  Поиск сведений в энциклопедии «Я познаю мир». - Рассматривание раковин. - Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений   «Ракушка», «С утра изучаю большую ракушку». - Дидактические игры: «Веселый осьминог», «Составь узор из ракушек», «Собери ракушку из частей», «Найди пару». - Опытно – экспериментальная деятельность «Шум моря». - Просмотр видеофильмов «Красота подводного мира». - Конструирование: дать ракушкам «Вторую жизнь», сделать из них поделки. III этап: Заключительный. - Презентация  для детей «Поведай,   ракушка, мне тайну на ушко». - Мини музей ракушек в группе «На дне морском». Продукт проекта:   Выставка макета «Морское дно»; Этапы реализации проекта: Чтобы ответить на эти вопросы я решил спросить у взрослых, посмотреть мультфильмы. Вместе с папой мы стали искать информацию на просторах интернета. Оказывается, коллекционирование ракушек имеет удивительно давнюю историю. Интерес человека к ракушкам появился около 120 тыс. лет назад. Коллекционирование и добывание морских и речных ракушек, называется  конхиофилия. Своё исследование мы начали со слова ракушка.    Что же такое ракушка, что означает это слово? Я узнал, что ракушка – это маленькая раковина, она бывает морская и прудовая.  Морские- живут в море. А прудовые- в пруду и реке. В ракушках живут моллюски.  У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет- раковина. Моллюск рождается, растёт,  и его раковина растёт вместе с ним. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину.  Если раковина у моллюска состоит из двух половин, он называется двустворчатым, если раковина цельная( обычно спиральная) – брюхоногим. Из воды они берут и кислород для дыхания, и пищу. Некоторые улитки употребляют животную пищу – хищники. Моллюск передвигается, отталкиваясь от дна просунутой через створки раковины единственной ногой. Некоторые из них проползают 20 см в час. А другие- скороходы среди улиток: перевозят свой дом со скоростью 1 метр в минуту. Когда моллюск умирает, пустая раковина остаётся в море. Моллюски издавна служили человеку не только пищей и украшением, из раковин делали ножи,  рыболовные крючки, блесна, свёрла, кухонную утварь, а из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты. При просмотре иллюстраций из книг я увидел много удивительно красивых, разнообразных по форме раковин- овальных, изогнутых, вытянутых, рогатых. Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами. Наиболее ярко окрашена верхняя поверхность раковины. Все это придает раковинам очень красивый вид. Окраска раковин многих моллюсков делает их незаметными в окружающей среде. Из ракушек я делал различные поделки. Однажды мне не хватило ракушек, мы с мамой купили их в магазине. Мы обратили внимание, что купленные ракушки отличаются от ракушек, собранных на море. Решили опытным путем установить различие. Опыт 1: Настоящая или искусственная ракушка-    Приготовили для опыта: ракушки, пустую стеклянную емкость, уксусную кислоту. Внимание! Этот опыт проводят только взрослые! -    Залили ракушки уксусной кислотой. При контакте раковин с кислотой сразу же началось выделение пузырьков углекислого газа с ракушек, собранных с берега моря, а с ракушками, купленных в магазине, ничего не произошло. -   Еще через час раковины с берега моря стали совсем тонкими и хрупкими, а магазинные ракушки остались без изменения. -    Через несколько часов от раковин, собранных с берега моря, осталась только тонкая белковая пленка, а магазинные ракушки, остались без изменения, т. е. они искусственные. Опыт 2: В ракушке слышно море потому, что она долго лежала в воде. Чтобы доказать гипотезу, провел опыты. Прикладывая ракушку к уху- слышу шум моря,  потом отвожу ракушку немного дальше, и звук исчезает. Далее воспользовался стаканом, прикладывая к уху-  слышу шум. Согнул ладонь лодочкой и повторил все еще раз. Также слышу шум. Все эти опыты мы повторили вместе с ребятами из нашей группы. Вывод:  Предметы разных форм и разных размеров отражают звуки. Опыт 3: Самодельный телефон из нитки и спичечных коробков. Звук — это колебания воздуха. Наглядно передачу звуковых колебаний можно пронаблюдать, сделав самодельный телефон. Этот опыт мне помогла провести с детьми нашей группы воспитатель. Взяли 2 спичечных коробка  и нитку длиной несколько метров. Проткнули иголкой с ниткой донышко коробка и завязали на нитке узелок, чтобы она не выскакивала. Таким образом, оба коробка будут соединены с помощью нитки. В телефонном разговоре участвуют двое: один говорит в коробок, как в микрофон, другой- слушает, приложив коробок к уху. Нить во время разговора должна быть натянута и не должна касаться каких- либо предметов, включая и пальцы, которыми держат коробки. Если прикоснешься пальцем к нитке, разговор тут же прекратится. Вывод:  Звуковые колебания передаются по воздуху через разные материалы, например дерево, ткани, картон. Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче. Проделав опыты, мы узнали, что в раковине мы слышим не шум моря, а эхо тех звуков, которые попадают в раковину извне.   Гипотеза о том, что ракушка – это осколки подводных камней и  в ней слышно море потому, что она долго лежала в воде, не подтвердилась. Выводы моих наблюдений: -   Морская ракушка- это часть тела моллюсков. - Ракушки- это не только пища для людей, но ещё  предметы украшения, коллекционирование. - Морские существа, так же как и мы люди, строят себе жилища, защищаются от опасностей и также страдают, если окружающая среда загрязнена. -  Всё,  что создано природой, не случайно, а значит нужно беречь. В следующий раз, когда поедем путешествовать с родителями, я буду гулять по берегу моря, увидев ракушку,  обязательно вспомню, что это не просто ракушка, а это был домик живого существа! Итог работы над проектом: Я, рассказал детям, о ракушках; показал опыты, свою коллекцию ракушек. Вместе с воспитателем и детьми, которые с родителями отдыхали на море,  приносили в группу ракушки, как сувениры из поездок, создали  мини музей «Сокровища морских глубин». С родителями делали различные поделки из ракушек, составляли с братом картины на морскую тему из пазлов. Составляя коллекцию раковин, не стоит забывать о том, что ракушка – домик для живого организма. Поэтому для всех коллекционеров раковин должно стать законом такое правило: всегда оставляйте время для того, чтобы посмотреть  экземпляры, переворачивая камни и кораллы, всегда возвращайте их в прежнее положение – под ними обитают не только моллюски, которых вы соберете, но и другие живые организмы. Если разрушите их жилище, они могут погибнуть. Список используемой литературы Наталья Московская «Раковины Мира» − И: «Аквариум- Принт » 2008. Ершов В. Е. « Чарующий мир раковин» − И: «Курсив» Москва 2005. Ершов В. Е. , Кантор Ю. И. Морские раковины. Краткий определитель – И: Москва «Курсив» 2008. Подводный мир. Полная энциклопедия Москва «Просвещение» 2010. rakushki. ru kakProsto. ru muzej- morckix- rakovin. ru Большая энциклопедия «МАХАОН» Море – И: «Азбука- Аттикус»

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы