a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД "Наше сердце"

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-21 21:20:59

Документы для скачивания

Программное содержание:

обогащать и уточнять представления старших дошкольников об устройстве и функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами кровообращения;

вызывать желание беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих; формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и негативное отношение к вредным привычкам.

 

Оборудование:

проектор, доска, ноутбук;

презентация — схемы строения органов кровообращения;

слуховые трубки (фонендоскоп);

 

                                                 Ход  занятия.

 

Воспитатель (В.). «Ребята, сегодня у нас будет еще одно интересное занятие о нашем теле. Послушайте стихотворную загадку Х. Расмуссена:

 

У меня в груди,

Вот тут,

Слышишь!

Часики идут.

Звук их

Радостен и тих.

Только кто

Заводит их?

          (Сердце.)

 

- Дети, посмотрите на слайд, вы видели такие слуховые трубки?  Где и что ими делают? (ответы детей).

- Да, эти слуховые трубки, называют – фонендоскоп, с помощью его слушают, как бьются наши сердца. Можно и просто приложить ухо к груди товарища и услышать его сердцебиение. (дети слушают сердце биение друг у друга).

 

-Вы сидите спокойно, сердце бьется ровно. Сейчас попрыгайте на месте 10 раз и вновь послушайте сердцебиение друг друга! Что изменилось? Почему сердца ваши стали биться чаще? Сейчас мы подробнее изучим работу этого очень важного органа нашего тела.

 

-Посмотрите на схему кровообращения человека. Узнаете, где сердце? Вы узнали его по известной форме: узкое внизу и расширенное вверху. Люди используют символ сердца  при изображении добрых чувств.

 

-Говорят, что в сердце живут доброта и любовь! Какие вы знаете поговорки или пословицы о сердце? Поясните некоторые из них!

 

Сердце не камень: чует, где добро, где худо.

Есть сердце, да закрыто дверцей.

Не давай воли языку в  споре, а сердцу в гневе.

Взял со злым сердцем, так и ешь с перцем.

Железо ржа проедает, а сердце  печаль изнуряет.

 

- Что же на самом деле наше сердце? Это мешочек из мускул с трубочками – сосудами. Сердце человека почти соответствует размеру его кулака и располагается в середине груди. Этот важный орган защищает широкая и прочная кость грудной клетки.

 

-Как работает сердце? (Сжимается и разжимается.) Сожмите свои кулачки! Сейчас мы вместе попробуем воспроизвести работу сердца, выдавливая из кулачка воздух. Ритмично будем сжимать кулачки сильнее и чуть отпускать. (10—15 раз). Устали? А сердечко продолжает работать. Даже когда мы спим!

 

-Иногда люди называют сердце мотором, вечным двигателем. А иногда – насосом. Что выталкивает и втягивает в себя наше сердце через эти трубочки? (Кровь.)

 

-Посмотрите  на свои руки: под кожей вы можете разглядеть тонкие синие линии – вены. По ним течет кровь темно-красного цвета – от пальцев к сердцу. Что делала кровь в пальцах? (Она принесла для пальчиков питательные вещества и кислород.)

 

-На схеме хорошо видно, что кровь бывает светло-красная – алая и темно-красная – багровая. Светлая кровь бежит к органам и отдает питательные вещества органам и тканям. Какую основную функцию выполняет кровь в организме? (Переносит питательные вещества по организму.)

-Ребята, вы все сдавали кровь из пальчика? (ответы детей).

 

-Когда врачи берут анализ крови у нас из пальчика, что они проверяют – как мы питаемся? Нет! По составу крови человек научился определять болезни. Наша кровь первая реагирует на любые изменения в теле.

 

-Посмотрите на изображение капли крови под микроскопом. Это совсем не однородная красная жидкость! В крови содержится много разных клеточек, и каждая из них выполняет свою особую работу! Есть клеточки, которые переносят кислород для дыхания органов. Есть такие, которые защищают организм от микробов и вирусов – их называют антителами. Вот врачи и замечают, если в организм попал вирус, то в крови будет много антител.

 

-Если человек нечаянно поранил кожу, что происходит? (Течет кровь.) Опасно ли это для жизни и здоровья?

 

-В крови есть и такие клеточки, которые помогают остановиться кровотечению из раны. Они прикрывают поверхность раны светлой жидкостью, которая на воздухе становится пленкой и засыхает. Что человек должен делать, если поранится? Ждать, пока кровь сама остановится? (Нет, надо обратиться к врачу.)

 

-Да, кровь из большой раны может течь долго. От большой потери крови человек умирает.  Но вы уже знаете некоторые способы первой помощи?

 

-Для чего ранку надо мыть холодной и чистой водой? (Холод замедляет ток крови, а грязная вода может только добавить микробов.) Заражение крови – очень опасное и сложное заболевание. От этого страдает сразу весь организм. Многие болезни людям помогает вылечить переливание здоровой крови. Где врачи берут здоровую кровь? (У здоровых людей — доноров.)

 

-Во всех странах донором быть очень почетно, в нашем  детском саду тоже есть доноры – это Татьяна Александровна, Ольга Михайловна, Ирина Сергеевна, они тоже регулярно сдают кровь, ведь донор спасает жизнь другим людям!

 

-В современном мире человеку грозит очень много опасностей. Особенно опасна дорога и проезжая часть для автотранспорта, где часто случаются аварии и страдают люди.

 

-Поэтому  мы должны учить и знать правила безопасного поведения в разных ситуациях. Какие правила вы уже знаете?(дети перечисляют правила).

 

-Почему с возрастом у людей появляются болезни сердца? Оказывается, сердце реагирует на любые изменения и волнения человека. Когда мы плачем, волнуемся, боимся, нервничаем, бежим или прыгаем – наше сердце бьется сильнее и чаще. На внутренней стороне запястья левой руки мы сейчас прощупаем пальчиками правой руки свой пульс – как часто сокращается ваше сердечко?

- А теперь все вместе под музыку проведем разминку.

- После этого упражнения вновь прощупаем свой пульс: что с ним произошло? (Пульс стал быстрее, сердце бьется чаще.)Кроме этого, очень частое и неровное стало у вас дыхание! Почему? Оказывается, всему телу во время физических упражнений понадобилось больше кислорода, питания. Именно поэтому мы дышим чаще, сердце бьется быстрее.

 

-Как долго человек может так сильно напрягать свое тело? Это зависит от его выносливости. Такое качество надо тренировать в себе с помощью физкультурных занятий. Вы должны научить свое сердце и свои легкие быстро восстанавливать свой спокойный ритм. Это делается с помощью дыхательных упражнений, которые мы с вами уже выучили.

 

-Как мы узнаем об усталости нашего тела? После долгого бега мы чувствуем усталость в ногах – нам хочется сесть. Еще у нас сбивается ритм дыхания и сердцебиения. Поэтому взрослые люди часто просят детей прервать подвижную игру и отдохнуть.

 

-Как же сохранить здоровье сердцу – своему и окружающих?  Мы составим правила для охраны здоровья системы кровообращения человека:

-Тренировать сердечную мышцу, занимаясь физкультурой.

-Правильно питаться, чтобы организму хватало разных питательных веществ.

-Стараться вести себя спокойно, чтобы не волновать себя и окружающих.

-Радовать свое сердце положительными эмоциями – совершать больше хороших поступков.

-Следить за своим здоровьем, не подвергать опасности свой организм.

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: