Конспект занятия в старшей группе с использованием игровой технологи «Коврограф «Ларчик»: «Знакомство с пространственными картинками: «Лев, Павлин, Пони, Лань».
Конспект занятия в старшей группе с использованием игровой технологии «Коврограф «Ларчик»: «Знакомство с пространственными картинками:
«Лев, Павлин, Пони, Лань».
Цель: - продолжить знакомство с игровым пособием коврографом «Ларчик».
Задачи:
- формирование умения ориентировки на плоскости у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича.
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие инициативного общения ребёнка взрослым;
- стимулирование к проявлению доброжелательности;
Ход занятия.
Напоминаю детям что поле коврографа разделено сеткой из клеток, которая помогает располагать элементы в ряду, в столбике. Знакомлю с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Затем детям объясняю, что игровое поле помимо клеточек разделено на 4 части малозаметными желтыми линиями. Центр поля обозначен точкой. Чтобы найти центр, нужно из угла в угол натянуть по диагонали веревочку или толстую нитку и место пересечения двух ниток будет находиться прямо в центре. Это им пригодиться и в будущем, если они, например, захотят найти середину листа бумаги. Через середину проходят две линии, которые делят коврограф на 4 части, в углу каждой части находится картинки.
Сказка о том, как лев, павлин, пони и лань делили своё пространство.
В фиолетовом лесу
Любовавшись на красу,
Проживали малыши,
Дружбой крепкой хороши.
Пони, лев, лань и павлин
Друг за друга, как один!
Но забыл про дружбу лев,
Как-то быстро повзрослев,
Стал друзей он обижать:
Голос часто повышать,
Пасть свирепо открывать,
Даже лапы распускать!
Стали звери льва бояться
И от друга отдаляться. (Разводим карточки в разные стороны, отдаляя карточку ЛЕВ от остальных)
Время шло, а лев один,
И никто не дружит с ним…
Вдруг раздался страшный рык,
Звери все сбежались вмиг!
Что такое? Что со львом?
Как к нему мы подойдём?
Самым смелым был павлин.
Он пошёл ко льву один. (Перемещаем карточку с Павлином ближе)
Что случилось, лев, с тобой?
Почему ты сам не свой?
Долго очень лев молчал,
А потом ответ свой дал.
Есть земля у меня, еда,
Хозяин я здесь всегда,
Но хочу я очень пить,
А воды мне не добыть.
Отвечает льву павлин:
Без воды мы не сидим.
Чудо-лань копытцем бьёт,
Из земли ручей течёт,
Пони камни разгребает,
Путь водице открывает!
Без воды мы не сидим,
Воду пьём, когда хотим!
Лев ушёл к себе опять,
Ночь не мог совсем он спать,
А под утро, встав без сил,
Лев раскаяться решил.
Он друзей своих позвал
И такую речь сказал.
Вновь хочу я убедиться,
Что волшебное копытце.
Здесь пусть лань копытцем бьёт,
Поскорей вода течёт!
Лань копытцем ударяет,
И источник возникает.
Слаще я воды не пил,
Снова я набрался сил.
Больше ссориться не нужно,
Будем жить всё время дружно!
Но у каждого, друзья,
Территория своя!
Мы разделим всё пространство
На четыре равных части.
Левый верхний угол
Я заберу себе, друзья. (показать ЛВ область)
Ну, а правый верхний угол
Своему отдам я другу! (показать ПВ область)
Павлин будет правой моей рукой,
Поэтому жить будет рядом со мной.
Лань у нас волшебница,
Она внизу поселится.
Мы в левый нижний угол
Отправим лань – подругу. (показать ЛН область)
Пони труженик у нас,
Он поселится сейчас
В угол правый нижний,
Что бы к Лани быть поближе. (показать ПН область)
Мы мир восстановили,
Всё ровно поделили!
Дети легко запоминают зрительное расположение животных, и это помогает им в дальнейшем ориентироваться в про-странстве. Лев – в левом верхнем углу, Лань – в левом нижнем углу. Пав-лин – в правом верхнем, Пони – в правом нижнем.
Для закрепления пространственных представлений можно предложить такие игровые задания.
- Расположи в центре Полянки озеро. (выложить заранее, показать). Кто придет к водопою сверху, снизу, слева, справа?
-Кто придет с правого верхнего угла?
-Откуда придет к водопою лев?
Предлагаю разместить овощи – в левый верхний, фрукты-в левый нижний, ягоды-в правый верхний, грибы в правый нижний.
Для упражнений в ориентировки в пространстве мы используем игры по нахождению определенной клетки по заданным координатам. (выложить заранее, показать). Для этого мы используем домики, в которых этажи-это ряды коврографа, а подъезды - его столбики. Чем больше этажей и подъездов в домике, тем сложнее в нем ориентироваться. С помощью контактной веревочки построим дом в 4 этажа и 4 подъезда. Из треугольника или трапеции соорудим ему крышу. Теперь в домик нужно заселить жильцов. Заселять их можно по видовому, родовому признаку.
-посели на 1 этаже - домашних животных,
-на втором –диких животных, на третьем – птиц, на четвертом –насекомые
-перечисли, кто живет в первом подъезде?
-кто живет над сорокой?
-назови соседей зайца по подъезду, по этажу?
Для активизации этой игры мы используем самые разнообразные иг-ровые ситуации:
- к дому подъехала скорая помощь и нужно подняться к больному на указанный в адресе этаж и подъезд;
- или привезли пиццу по данному адресату,
- а может быть , принесли телеграмму, посылку ,цветы;
- или сыщики ловят преступника. 10
Наиболее сложным является заселение жильцов в дом-таблицу по двум условиям одновременно (выложить заранее, показать).
-предлагаю детям заселить дом так, чтобы в первом подъезде находились жильцы только синего, во втором – желтого, в третьем-красного, и в четвертом-зеленого цвета, а чтобы вы не запутались, я над каждым подъездом прикреплю на крыше липучку такого же цвета;
-на первом этаже разместите геометрические фигуры, но не забывайте соотносить их цвет с условным символом на крыше;
-на втором этаже поселите, пожалуйста, математические знаки;
-какой знак мы поместили первым? Почему? (потому что он такого цве-та, как символ на крыше);
-на третьем этаже разместите цифры ;
-на четвертом – линии.
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Педагог: Где мы сегодня побывали?
- С кем познакомились?
- Что мы делали сегодня?
- Что вам больше всего понравилось?
- А чему вы научились?
- Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми с кинетическим песком
- Исследовательский проект «Господин Апельсин»
- Презентация исследовательского проекта «ГОСПОДИН АПЕЛЬСИН»
- Программа «Юный изобретатель» для детей старшей и подготовительной группы (5 - 7 лет)
- Рекомендации родителям о ПДД