a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обогащение словаря и развитие грамматических средств языка у дошкольников.

Опубликовано: 2015-02-25 16:03:28

Документы для скачивания

     Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что и у детей с отставанием в речевом развитии запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова, важна и правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребенка не фигурировали слова типа САНКА. Кроме того, необходимо обращать внимание на правильность звуко-слоговой структуры имеющихся у ребенка слов.

     По этим причинам работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. При этом важно обеспечить для ребенка благоприятное речевое окружение (правильная, неторопливая и отчетливая речь окружающих).

Обогащение словарного запаса.

     Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ребенку. Если малышу читать много книг, беседовать с ним на прогулках в лесу, на даче, учить его быть наблюдательным и пытливым, называть ему все новые предметы, попадающие в поле его внимания, давать возможность выполнять с этими предметами действия, трогать их, то словарный запас его все время пополняется. Таким образом, одним из главных путей пополнения словарного запаса  ребенка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей.

Обогащение словаря именами существительными:

     Включает усвоение детьми обобщающих слов, слов-названий детенышей животных и птиц, названий частей предметов, тела (крышка, ножки стола,; окно, крыша, дверь дома; морда, лапы, глаза, плечо и т.д.), названий профессий, слов, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов; слов – антонимов и синонимов; родственных слов.

Обогащение словаря глаголами:

     Усвоение слов, обозначающих способы передвижения разных животных (птицы, бабочки- летают, змеи, гусеницы – ползают, кузнечики, зайцы – прыгают,…); слов-действий одного и того же лица (собака – стоит, сидит, лежит, лает, бежит, ест, играет,…); звукоподражательных глаголов (корова мычит, лошадь ржет, тигр рычит и т.д.); приставочных глаголов (мальчик в дом входит, из дома выходит, к дому подходит и т.д.); глаголов – антонимов.

Обогащение словаря прилагательными:

     Усвоение качественных (характеристика предметов по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху и т.д.: желтый, длинный, круглый, холодный, гладкий, сочный, кислый, ароматный); относительных (со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями: яблочный, молочный, липовый, фарфоровый); притяжательных прилагательных (мамина, Колина, лисья); слов, обозначающих моральные качества (ласковый, жадный, добрый), слов – антонимов (длинный -короткий).

Обогащение словаря наречиями:

    Важно при каждом удобном случае объяснять ребенку, что предметы могут находиться от нас далеко или близко, располагаться высоко или низко, что ходить можно быстро и медленно, разговаривать громко, тихо и шепотом, на улице может быть тепло, холодно и жарко, в комнате или на улице может быть темно и светло и т.д.

Развитие временных представлений:

     К шести годам ребенок уже должен ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов, когда слова предъявляются по порядку их следования в ряду: январь, февраль, март и т.д. Убедившись в прочности усвоения ряда, следует переходить к осознанному овладению понятиями времени. Закрепление названий времен года, месяцев, дней недели легко поводить в различных словесных играх, не требующих специального оборудования и подготовки. В время прогулки, поездки, в любое свободное время предложите поиграть в игру типа «Называй по очереди», а темами будут являться данные ряды слов. Например, вы называете первый месяц года, ребенок – второй месяц, вы – третий, и так до конца, пока все слова не будут названы. Затем очередность устанавливается по временам года: взрослый называет все зимние месяцы, ребенок – все весенние и т.д. Эти игры можно проводить с перекидыванием мяча. В повседневной речи тоже не надо забывать пользоваться словами, обозначающими время, тогда закрепление будет происходить и на непроизвольном уровне. Существует много загадок, посвященных временным понятиям, и их надо не просто загадывать ребенку, но и обращать внимание на существенные признаки каждого понятия, сформулированные в тексте загадки. Разобрав загадку, вы поможете ребенку действительно ее отгадать, решить.

     Тема «Времена года» широко представлена в детской литературе. Обязательно прочтите детям цикл стихов С.Я.Маршака, в котором есть отдельное стихотворение для каждого месяца. Хорошо бы выучить эти стихи наизусть, тогда ваш малыш запомнит на всю жизнь и месяцы, и порядок их следования, и прекрасные строчки поэта.

Знакомство с окружающим миром природы:

     В дошкольном возрасте дети начинают проявлять большой интерес к природе. Именно в это время их словарный запас пополняется названиями животных, растений, предметов неживой природы. Задача родителей – помочь закрепиться этому интересу, а также расширить сведения детей о природных явлениях, чтобы малыш ориентировался и в окружающем его мире, и знал что-нибудь о далеких странах и жизни в других природных условиях. С этой целью малышу надо читать много познавательных книг, рассматривать с ним иллюстрации и вводить в его речь слова – названия деревьев, цветов, которые растут в данной местности, названия диковинных для нас животных и другие новые слова и понятия. Многие дети в состоянии усвоить некоторые географические понятия, надо только преподносить новые знания доступным для ребенка языком и говорить о том, что ребенок способен понять.

Развитие умения проводить классификацию предметов по родовой принадлежности:

     В словаре старших дошкольников уже есть слова, обозначающие родовые понятия, но всегда ли они употребляются правильно? Дети не совсем точно знают смысл самого понятия и поэтому могут относить к тому или иному понятию ошибочные предметы: например, к фруктам – клубнику. Поэтому, прежде чем давать задания на отнесение единичного предмета к той или иной родовой категории, нужно уточнить, а что же стоит за словом «фрукты». Объяснения даются в доступной для детей форме, но научность определения сохраняется.

     Таким образом, закрепление родовых понятий и соответствующих им слов-обобщений осуществляется на основе четких представлений о значении каждого понятия. Уяснить значение родовых понятий лучше всего через сравнение двух смешиваемых категорий. Если вовремя начать работу по дифференциации сходных понятий, к моменту обучения в школе дети будут уверенноразличать такие понятия, как овощи-фрукты, фрукты-ягоды, птицы-насекомые, кустарники-деревья, головные уборы -одежда, мебель -бытовая техника.

     Поиграйте с малышом в специально организованные игры по данной теме, а также используйте любую возможность для определения предмета по его родовой принадлежности. В быту отличные условия для закрепления понятий одежда, мебель, посуда, электроприборы и др. Называйте конкретную вещь не только ее видовым названием (диван, чайник), но и родовым (мебель, посуда).

 

 

Работа по развитию грамматического строя языка.

     Главное направление в работе по развитию грамматического строя языка старших дошкольников – помочь им начать относиться осознанно к грамматике. До сих пор они овладевали практически грамматической системой, не подозревая, что склоняют, спрягают, изменяют по родам и числам слова различных частей речи, употребляя при этом простые и сложные предложения. Многое пока и останется тайной, но уже в дошкольном возрасте можно познакомить детей с понятием «предложение», «слово»; показать, что речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Вначале данные понятия вводятся с помощью вспомогательных средств: для предложения применяется длинная полоска бумаги, для слов – короткие полоски. Дети слушают предложение и выкладывают сначала длинную полоску, а затем короткие по числу слов в предложении. Первые предложения для анализа не содержат предлогов и союзов, но такие предложения обязательно нужно анализировать, чтобы дети усваивали навык раздельного написания предлогов и союзов еще задолго до того, как начнут овладевать письмом.

     Вторым, не менее значимым направлением в работе по совершенствованию грамматического строя дошкольников считается предупреждение ошибок в употреблении отдельных грамматических форм, в частности, единственного и  множественного числа существительных в именительном и косвенных падежах, в согласовании существительных с числительными и прилагательными, в употреблении предлогов.

Работа над образованием множественного числа имен существительных:

     Здесь нужно обязательно отработать разные типы окончаний имен существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создает трудности. Для лучшего запоминания ребенком правильных грамматических форм слова сгруппированы по сходству окончаний:

СТОЛ-СТОЛЫ                                            ДОМ-ДОМА                                    НОСОК-НОСКИ

ШКАФ-ШКАФЫ                                         ГЛАЗ-ГЛАЗА                                                                                         КУСОК-КУСКИ

СТАКАН-СТАКАНЫ   и т.д.                       ОКНО-ОКНА  и т.д.                                              ЧУЛОК-ЧУЛКИ и т.д.

ГРАЧ-ГРАЧИ                                               СТУЛ-СТУЛЬЯ                             ДЕНЬ-ДНИ

РУКА-РУКИ                                     ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ                                    ПЕНЬ-ПНИ

КНИГА-КНИГИ и т.д.                                 ЛИСТ-ЛИСТЬЯ   и т.д.                                          УХО-УШИ и т.д.

Работа над согласованием существительных с числительными:

      Здесь также важно помочь ребенку овладеть многообразием окончаний имен существительных при их сочетании с числительными. Слова также группируются по сходству окончаний:

ОДИН ДОМ - ПЯТЬ ДОМОВ                      ОДИН ЗАЯЦ – ПЯТЬ ЗАЙЦЕВ

ОДИН СТОЛ – ПЯТЬ СТОЛОВ  …               ОДИН ПАЛЕЦ – ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ…

ОДИН ГУСЬ – ПЯТЬ ГУСЕЙ                         ОДНА ЛОДКА – ПЯТЬ ЛОДОК

ОДНА МЫШЬ – ПЯТЬ МЫШЕЙ…             ОДНА БУЛКА – ПЯТЬ БУЛОК….

ОДНА МАЙКА – ПЯТЬ МАЕК                        ОДНА ПУГОВИЦА – ПЯТЬ ПУГОВИЦ

ОДНА КОШКА – ПЯТЬ КОШЕК…               ОДНА РУКАВИЦА – ПЯТЬ РУКАВИЦ…

ОДИН ЦЫПЛЕНОК – ПЯТЬ ЦЫПЛЯТ        ОДНА ШЛЯПА – ПЯТЬ ШЛЯП

ОДИН КОТЕНОК – ПЯТЬ КОТЯТ…              ОДНА СОБАКА – ПЯТЬ СОБАК…

 

Работа над правильным употреблением предлогов:

Ребенку постепенно объясняют, что НА- это значит на поверхности чего-то (на столе, на диване); В- означает внутри чего-то (в шкафу, в столе); ПОД- внизу под чем-то ; НАД- вверху над чем-то, как бы в воздухе; ОКОЛО- рядом с чем-то; ЗА- как бы спрятано позади чего-то; ПЕРЕД- впереди чего-то. Все это, конечно, объясняется не в один прием. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребенку значение предлога НА, взрослый говорит: «Смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь я кладу ее НА тумбочку (совершает соответствующие действия)». То же самое с другими предлогами. При объяснении значений предлогов можно использовать условные обозначения:

 

 

 

      В                       НА                          НАД                       ПОД                   У, ОКОЛО

 

Взрослый показывает картинку, читает предложение (например, «Белка сидит в дупле»), а ребенок показывает тот квадрат, который соответствует значению употребленного взрослым предлога. Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значение предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в шкаф и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений свидетельствует об усвоении ребенком предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребенком. В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употреблять в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (местоположение книги постоянно меняется). Обращается внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом ( «на столе», «на полу»). В другом варианте упражнений можно взять два предмета (карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладется то НА книгу, то ПОД книгу, то ОКОЛО книги и т.д. Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны также упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребенку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог: «Карандаш кладут на коробку.- Карандаш берут с коробки.»

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: