a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация

Опубликовано: 2015-03-12 15:50:20

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей Роль пальчиковых игр в раз витии детей дошкольного возраста «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции, н аличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и разв итием активной речи ребенка. В период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей. У ровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой? Ф ормирование речи прои сходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмичес ких движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. 3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. 4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмич ной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. 7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 8. " Пальчиковые игры" - это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях" вправо" , " влево" , " вверх" , " вниз" и т. д. 9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение: 1. Игры- манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. " Пальчик- мальчик, где ты был? " , " Мы делили апельсин" , " Этот пальчик хочет спать" , " Этот пальчик- дедушка" , 2. Сюжетно- пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и дом ашних животных, птиц, насекомых деревья. « Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем( правой, левой руки, двух одновременно) . " Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно" появляются" пальцы. 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б- п; т- д; к- г. 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения( " гимнастика мозга" ) . С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. " Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание( от периферии к центру) . " Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук. " Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. 6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. " Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения( " трепетание пальцев" ) . " Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой- либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка- дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Консультация для родителей: « Сказка в развитии речи детей»" Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых н авыков при рассказывании" - писал К. Д. Ушинский. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка- дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно- речевой деятельности. “Мама, почитай мне “Колобка”… В сотый раз … З а сегодня… Ну кто же не слышал эти просьбы почитать любимую детскую книгу с нова и снова? Я, всегда старалась отговорить от этой затеи и настойчиво предлагала почитать новую книгу, ведь у нас их очень много и все интересные. Я считала, что гораздо полезнее узнавать новую информацию, читать как можно больше и разного, чтобы ребенок рос и развивался, как говорится, не по дням, а по часам. Д етям полезно читать их любимые сказки по многу раз. Поэтому, если вы хотите, чтобы чтение сказок вашему малышу приносило максимальный эффект и способствовало его интеллектуальному и эмоциональному развитию более эффективно, читайте дальше и вы узнаете, что… Если ваш малыш просит прочесть одну и ту же книгу снова и снова – это очень хорошо. Это говорит о том, что именно эта книга нашла отклик где- то в душе крохи и полностью соответствует его нынешнему эмоциональному состоянию, так сказать, вошла в резонанс с малышом. Это также свидетельствует о том, что книга полностью понята и принята малышом, что не осталось невыясненных или недопонятых моментов, пугающих или отталкивающих элементов. Наверняка, у вас есть любимые книги или кинофильмы, которые вы читали или смотрели по сто раз и готовы это повторить еще столько же. Так почему же мы не хотим признавать за свои малышом права на то же самое? Тот факт, что малыш знает наперед чем история закончится, формирует в его сознании уверенность в будущем и в положительном результате, т. е. он будет уверен, что несмотря ни на какие трудности – все будет хорошо. Кто поспорит с тем, что оптимистом быть веселее и продуктивнее, чем пессимистом? Таким образом, проигрывая один и тот же сценарий по несколько раз, в мозгу малыша прочно оседает мысль, что безвыходных ситуаций не бывает, и что даже если тебя съели – у тебя все равно остается два выхода… Когда вы читаете малышу сказку – он находится в мире своих фантазий, сопереживает герою, проигрывает эмоционально все его приключения, т. е. испытывает массу эмоций, каждый раз эти эмоции становятся более совершенными. Не забывайте, что нервная система малыша еще не до конца сформировалась и ему нужно гораздо больше времени, чтобы “оформить” и принять свои чувства, эмоции. Так, по кирпичику складывая свои чувства к героям любимой сказки, малыш получит в свою “жизненную копилочку ” несколько сформированных эмоций. Используйте повторное чтение для развития воображения и творческого мышления малыша. Дочитав до определенного момента, попросите ребенка придумать продолжение. Сочиняйте вместе с малышом свою сказку. Причем, этот способ можно с успехом применять не сколько раз: сначала пусть ребенок придумает другой конец, затем остановите чтение чуть раньше и придумайте немного больше и т. д. Возможно, малышу понравится эта игра и он станет сочинять свою сказку уже после слов “Жили- были…”. Ну и конечно, уже знакомый вам способ работы с книгой – это обсуждение картинок. Пусть малыш расскажет что или кто нарисован, что он делает, к какому эпизоду сказки относится эта иллюстрация. Картинки можно также использовать для сочинения своей сказки. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи. Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка? Умение задавать вопросы. умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе( деду, бабе, курочке или мышке) . Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребе нка: кому и о чем задать вопрос. Конструирование слов, словосочетаний и предложений. Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно: а) придумывать несколько однокоренных слов( лес — лесок, лесник, лесовик) ; б) учить рифмовать два слова( кузнец — удалец) , а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; в) составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д Пословицы и поговорки. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запо минать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения гой или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах. Вам легко увлечь ребенка игрой, состоящей в придумывании таких ситуаций, для которых бы подходила выбранная по словица, ил и сказок, к героям которых ее мо жно применить. Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок». Словотворчество Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: а) найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; б) сочинить длинное и в то же время смешное слово( к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая») ; в) произнести без гласных звуков какое- либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»; г) определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово( только домашних животных или только диких) . Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух( лишнее слово «избушка») . Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление. П овторное чтение Во- первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас малыша, а во- вторых, читая книгу каждый раз по- разному, вы способствуете развитию более качественной речи детки как таковой. Что значит “по- разному”? После того, как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл полностью понят ребенком, читайте эту же сказку немного быстрее, затем еще быстрее и т. д. , доходя до темпа скороговорки – так вы научите малыша воспринимать информацию на слух и в разных вариациях. Еще один способ работы с книгой – это периодически останавливаться и спрашивать малыша о том, что будет дальше. Это не только отличный способ отработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти. «Встречи героев» Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика. «Звукорежиссеры» Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий. «Новые сказки» Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что- то стало по- другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник и ли бабочка и т. д. «Пропущенный кадр» Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По- порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку. «Сказочная цепочка» Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть –в ыкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть. Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую- то ситуацию. Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Оставить комментарий: