a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа "Семья и школа"

Опубликовано: 2015-08-26 12:45:22

 Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                  3
  2. Направления программы                                                               11
  3. Повышение педагогической культуры                                        12
  4. Повышение правовой грамотности родителей                           13
  5. План действий по реализации программы                                  14
  6. Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам        18
  7. Методы работы с семьёй                                                                21
  8. Виды деятельности                                                                         22
  9. Кадровое обеспечение                                                                    23
  10. Средства реализации программы                                                  24
  11. Список литературы                                                                         25

 

 

            

3

Пояснительная записка

 

    В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.   

     Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Вместе с тем формирование современной системы педагогических знаний невозможно без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала носителей знаний: учителей, воспитателей, организаторов образования, которые выступают в качестве пропагандистов, лекторов, консультантов. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в  образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.

 

 Цель программы:

 

Создание условий для оказания помощи родителям в  исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

 

Задачи программы:

 

4

 

Приоритетные  направления работы:

 

 

 Этапы реализации программы:

 

Этап I. Диагностика семей. (сентябрь – октябрь) На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта школы, составление картотеки.

Этап II. 2 – 6 направления работы реализуются ежегодно в соответствии с планом работы.

 

Формы работы:

 

  1. поклассное просвещение родителей.

        Участники программы:

Учащиеся 1–9 классов, администрация школы, родители учащихся 1–9 классов, учителя предметники, классные руководители, воспитатели.

Практическая часть

5

практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:

Основание

Типы семей

 

По стажу

Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара

 

По количеству детей в семье

Однодетные, малодетные, многодетные

 

По составу семьи

Неполная, полная, сложная

 

По типу главенства в семье

Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная

 

По семейному быту, укладу, направленности

Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья

 

По качеству отношений

Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи

 

По крепости связывающих уз

Крепкие, распадающиеся, распавшиеся

 

По ценностным ориентациям

Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки

 

По отношению к норме

Идеальная – реальная, нормальная – аномальная

Характеристика типов семей

I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития  личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи  должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность  в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка,  основные направления повышения семейной  педагогической культуры.

III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат  в семье, повышение ответственности за воспитание детей.  Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.

 

6

IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают  индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное  значение материальным благам.  Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная  перестройка психологии семьи, и,  прежде всего,  её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.

Социально-педагогические ориентиры

обновления психолго-педагогического просвещения родителей:

 Необходим отказ от  недооценки роли семьи в воспитании подрастающего поколения и признание её приоритетной роли в становлении личности ребёнка и в воспитательном воздействии на него в этом процессе: не родители – помощники образования в воспитании детей, а образовательные учреждения – помощники в семейном воспитании.

 Сегодня, в условиях гуманизации и демократизации образования каждый родитель должен быть не только информирован о важнейших международных документах в защиту детства, но и сориентирован на правовую ответственность  за обеспечение прав детей на выживание, развитие, защиту и организацию активного участия детей, в жизни общества, ответственность перед совестью и законом за действия в отношении детей. Содержание психолого-педагогического просвещения родителей должно отвечать требованиям этих международных документов: Всеобщей декларация прав человека (1948г.), Декларации прав ребёнка (1959г.), Всемирной декларации  об обеспечении выживания, защиты и развития детей и плана действий  по  осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы(1990г.), Конвенции ООН о правах ребёнка (1989г.).

 Воспитание каждого представителя подрастающего поколения возрастает значимость становления у него качеств истинного гражданина, формирования его отношения к государственной структуре. Отсюда вытекает проблема пробуждения и укрепления национального самосознания, гражданственности, национальной гордости у родителей учащихся.

 К числу наиболее важных проблем педвсеобуча родителей относится вооружение их новыми специальными знаниями и методиками по подготовке детей к оптимальному функционированию в современном обществе. Имеются в виду методики:

1)             валеологической культуры;

 

 

7

2)     развития и укрепления надёжности подрастающего поколения, его дисциплинированности, умения следовать инструкциям;

3)     формирования и развития у ребёнка созидающей инициативы, способности к конструктивной, направленной на совершенствование критики;

4)     воспитания у ребёнка чувства эмпатии, уважения к позициям, взглядам других людей;

5)     развития уважения к чести семьи, к истории места своего рождения, к прошлому страны;

6)     воспитания лучших гуманистических качеств человека;

7)     формирования уважительного отношения к принятым формам поведения, правопорядку;

8)     формирования у ребёнка способностей действовать в совокупности с другими людьми.

Обновление психолого-педагогического образования предусматривает повышение действенности психологического компонента, преодоление отрыва получаемой родителями информации психологического характера от реальной практики воспитания.

В работе по повышению уровня педагогической грамотности родителей школа должна широко пропагандировать оригинальный опыт народной педагогики.

 

Принципы и содержание   психолого-педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей решает 4 главные задачи:

Основными принципами организации психолого-педагогического просвещения родителей являются:

 8

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей

Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:

I тип семьи

II тип семьи

III тип семьи

9

IV тип семьи

 

 

План действий по реализации программы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственные

 

I этап – организационно- подготовительный

 

 

Создание банка данных осемьях учащихся.

сентябрь

классные руководители

 

Родительское собрание  «Права и обязанности родителей в законодательстве РФ»

Выборы общешкольного родительского комитета.

сентябрь

администрация школы

 

Анкетирование родителей с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов

сентябрь

классные руководители

 

Анкетирование «Школа глазами родителей»

сентябрь

классные руководители

 

II этап – основной –практический

 

 

Психолого – педагогическое направление

 

1

Родительское собрание: «Что я могу сказать о характере моего ребенка»

ноябрь

классные руководители

2

Лекторий по теме «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

март

классные руководители

3

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и работа с ними

в течение года

общественный инспектор, классные руководители

4

Тренинги с родителями и детьми

в течение года

классные руководители

5

Индивидуальные и групповые консультации

в течение года

администрация, классные руководители

6

Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать»

январь

классные руководители, администрация, социальный педагог, психолог

7

Диагностика родителей и детей

в течение года

классные руководители, психолог

 

 

 

 

 «Здоровая семья – здоровая нация»

 

1

Родительское собрание: «Физкультура, спорт и здоровое питание в жизни школьника»

февраль

классные руководители

2

Лекторий по теме «Компьютер в жизни школьника. «за» и «против»»

декабрь

классные руководители,

врач

3

Акция «Всей семьей на лыжню!»

январь, март

классные руководители

4

Спортивные соревнования «Здоровье сибирское, богатырское»

февраль

классные руководители, учитель физкультуры

5

Конкурс рисунков и слоганов «За здоровый образ жизни»

апрель

классные руководители

 

Семья и право

 

1

Профилактические беседы, лекции с родителями с привлечением работников правоохранительных органов

в течение года

зам. директора по УВР, классные руководители

2

Лекторий по теме «Социально-правовая защита детей»

апрель

классные руководители

3

Конкурс плакатов и рисунков, посвященных Дню конституции

декабрь

классные руководители

4

Проведение Совета профилактики

в течение года

зам. директора по УВР, классные руководители

5

Оформление стенда «Права и обязанности родителей»

сентябрь

зам. директора по УВР

6

Книжная выставка «Правовая культура родителей»

сентябрь

библиотекарь

 

Семейный досуг и творчество

 

1

Родительское собрание  «Творчество в жизни ребенка»

май

классные руководители

2

Лекторий по теме «Беседы о занимательных играх по русскому языку»

октябрь

классные руководители, учителя русского языка

3

Семейный праздник «День Матери» с участием родителей

 

ноябрь

зам. директора по УВР, классные руководители

4

КВН по сказкам Пушкина

март

классные руководители, родители

5

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

декабрь

классные руководители, родители

6

Викторина по ПДД

сентябрь

классные руководители, родители

7

Конкурс «Пожарная ярмарка»

февраль

классные руководители, родители

8

Конкурс рисунков и стихов, посвященных 12 апрелю

апрель

классные руководители, родители

9

Походы экологической тропой

сентябрь, май

классные руководители, родители

10

Изготовление подарков к 8 марта и 23 февраля «Своими руками»

март, февраль

классные руководители, родители

11

Классный праздник Новый год

декабрь

классные руководители, родители

12

Классный час «Откуда начинается мой род»

январь

классные руководители, родители

13

Праздник осени

октябрь

классные руководители, родители

 

Духовно-нравственное направление

 

1

Классный час «Как я помогаю бабушке и дедушке»

октябрь

классные руководители

2

Классный час «Военная летопись моей семьи»

май

классные руководители, родители

3

Классный час «Армия в жизни наших отцов»

февраль

классные руководители, родители

4

Классный час «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»

ноябрь

классные руководители

5

Встреча с ветеранами ВОВ «Подвиг наших дедушек»

май, февраль

классные руководители

6

Конкурс рисунков и сочинений «Война глазами детей»

май

учитель ИЗО, учителя русского языка

 

III этап- заключительный ( анализ результатов)

 

 

Педсовет «Анализ деятельности в рамках реализации программы».

май

администрация школы, классные руководители

 

 

 

 

Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:

 

Месяц

Направление работы

Тематика занятий

Форма проведения

 

 

1 класс

 

сентябрь

Учебное

Как помочь школьнику учиться

Лекция-консультация

Ноябрь

Правовое

Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?

Консультация

Январь

Патриотическое

Воспитание любви к «малой родине»

Беседа

Март

Художественно-Эстетическое

Организация досуга в семье и школе

Конференция

Апрель

ЗОЖ

Особенности психофизического  развития учащихся и учёт их в семейном воспитании

Лекция врача

Май

Трудовое

Семейные проблемы трудового воспитания

Беседа-консультация

 

 

2 класс

 

 

Сентябрь

Учебное

Плохие оценки: беда или вина

Семинар-практикум

Ноябрь

Правовое

Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон

Консультация(психолог)

Январь

Патриотическое

Формирование культуры отношения к природе

Лекция (кл.руководитель)

Март

Художественно-эстетическое

Организация коллективной деятельности, развития творчества

Практикум (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Оздоровление детей – основа формирования человека будущего

Лекция-консультация (врач, психолог)

Май

Трудовое

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

Беседа (кл. рук-ль)

 

 

3 класс

 

Сентябрь

Учебное

Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд)

Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог)

Ноябрь

Правовое

Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка(проблема взаимоотношений взрослых и детей)

Беседа-практикум (психолог)

Январь

Патриотическое

Мои добрые дела

Беседа (кл.рук-ль)

Март

 Художественно-эстетическое

Школьник в его многообразных увлечениях

Кл.час (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Гиперактивный ребёнок в школе и дома

Лекция – консультация (психолог)

Май

Трудовое

Семейные проблемы трудового воспитания

Конференция (психолог)

 

 

5 класс

 

Сентябрь

Учебное

Мама, папа, занимайтесь со мною

Семинар (учителя предметники)

Ноябрь

Правовое

Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание  в семье)

Семинар (КДН, психолог)

Январь

Патриотическое

Формирование отношения человека к обществу

Лекция (кл.рук-ль)

Март

Хаудожественно-эстетическое

Что такое духовное богатство человека

Лекция (психолог)

Апрель

ЗОЖ

Причины школьных неврозов

Консультации (психолг)

Май

Трудовое

Формирование культуры труда «Соотношение «»хочу – могу - надо»

Беседа (кл.руководитель)

 

 

6 класс

 

Сентябрь

Учебное

Домашняя учебная работа

Семинар (учителя-предметники)

Ноябрь

Правовое

Особенности младшего школьного подросткового возраста

Лекция (психолог)

Январь

 Патриотическое

Состояние воспитания школьников в семье

Семинар (учителя)

Март

Художественно-эстетическое

Формирование опыта деятельности. Развитие творчества

Беседа (ку.рук - ль)

Апрель

ЗОЖ

Основные принципы обучения ЗОЖ

Лекция (врач-нарколог)

Май

Трудовое

Помогай окружающим людям (общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия)

Семинар (кл. рук-ль)

    

 

7 класс

 

Сентябрь

Учебное

Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома

Конференция (психолог)

Ноябрь

Правовое

Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию

Беседа-практикум (психолог)

Январь

Патриотическое

Нравственное развитие личности школьника

Конференция (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Предупреждение вредных привычек у школьников

Лекция (врач-нарколог)

Май

Трудовое

Долг и обязанности в семье

Конференция (кл.рук-ль)

 

 

8 класс

 

Сентябрь

Учебное

День открытых дверей

Консультации (учителя-предметники)

Ноябрь

Правовое

Неформальные объединения по месту жительства

Лекция (работник правоохранительных органов)

Январь

Патриотическое

Духовное развитие подростка

Беседа-консультация (психолог)

Март

Художественно-эстетическое

Совместная деятельность. Семейные традиции

Практикум (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек)

Лекция (врач-нарколог)

Май

Трудовое

Участие восьмиклассника в домашнем хозяйстве семьи

Беседа-консультация (кл. рук-ль)

 

 

9 класс

 

сентябрь

Учебное

Особенности психофизического развития учащихся и их учёт в семейном воспитании

Беседа (психолог)

Ноябрь

Правовое

Правовая ответственность несовершеннолетних

Лекция-консультация (работник правоохранительных органов)

Январь

Патриотическое

Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России, своего села, школы

Конференция (кл.рук-ль)

Март

Художественно-эстетическое

Творческая активность детей

Лекция (психолог, кл. рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Семья и физическая культура подростка

Практикум (педагоги, врач)

Май

Трудовое

Профессиональная ориентация учащихся 9 классов

Лекция-консультация (педагоги из различных учебных заведений)

 

 

 Список   литературы 

  1. Валькова Л.Н. Семейный клуб – одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная  школа .- 2010.- №6.- С.25-29.
  2. Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание:  школа   и   семья  как партнеры.// Народное образование.-2010.-№10.- С.241-250.
  3. Гуревич А.В. Семейное проектирование в  школе .// Народное образование.-2010.-№10.-С.251-255.
  4. Селиверстова  И .В. Родители  и   школа : знакомые незнакомцы.// Народное образование.-2010.-№2.- С.152-156.
  5. Хуторянская Т.В. Технологические приемы содействия учителей с  семьей  младшего школьника // Начальная  школа .- 2010.-№4.-С.3-5.
  6. Курасова Т.  Семья   и   школа : наше содружество – основа полноценного воспитания детей // Народное образование.-2010.-№1.- С.132., Социальная педагогика.- 2009.- №6.- С.24-30
  7. Пластинина Ю.Л. Педсовет «Взаимодействие  школы   и   семьи  во имя личностного развития //Классный руководитель.- 2009.- №5.-С.3-5.
  8. Неделя  семьи  в  школе : 19 вариантов проведения // Классный руководитель.-2008.-№8.- С.26-40.
  9. Высоцкая Е. И  Родительское собрание «Способы решения конфликтных ситуаций в  семье » // Классный руководитель.-2008.-№8.-С.51-53.
  10. Брюхова В.М.  Школа  Классный руководитель  и   семья : от диалога к партнерству. // Классный руководитель.-2008.- №;.- С.108-124.
  11. Алешина В.О. Клубная форма работы с  семьей  //Начальная  школа .- 2008.- №1.- С.7-9.
  12. Неупокоева Н.С.  Семья   и   школа : открытая диалоговая форма общения //Социальная педагогика.- 2008.- №1.- С.29-40.
  13. Целищева Н. Мужской разговор: в начале – отец //Социальная педагогика.- 2008.-№1.- С.19-29.
  14. Бим- Бад Б.М. Понимают ли родители учителей? Это одно из условий согласия  семьи   и   школы . //  Семья   и   школа .- 2010.-№1.- С.2-3.
  15. Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. Интервью с руководителем проекта «ФГОС второго поколения»//Интернет.
  16. Ильясова Л.А. Сотрудничество  семьи   и   школы  - залог успеха.// Интернет
  17. Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Воспитательный фактор.  Школа   и  родители: cоциальное партнерство.// Интернет.
  18. Жовтонога О. И . Педагогический совет: “ Семья   и   школа  как социальные
  19. партнеры”// Интернет.

 

 

Оставить комментарий: