a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования»

Опубликовано: 2015-08-31 13:28:27

Изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание мы уделяем  работе с родителями.

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Целью деятельностив работе с родителямимы считаем повышение уровня педагогической грамотности родителей путем их педагогического просвещения при использовании различных форм взаимодействия, как традиционных, так и нетрадиционных.

В соответствии с ФГОС ДО наш детский сад:

- консультирует родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информирует родителей (законных представителей, общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность) о целях дошкольного образования;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- обеспечивает вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Администрацией  детского сада и педагогическим коллективом создаются условия для участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса не только как спонсоров, но и как участников творческой деятельности.

При использовании традиционных форм работы с родителями педагогам удается привлечь только малую часть родителей. Поэтому мы предлагаем начинать работу с родителями не с формальных собраний и стендов, а с объединения, сближения людей, сопричастных жизни ребенка.

В рамках приоритетного направления нашего дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей мы представляем вашему вниманию одну из ярких и активных форм взаимодействия педагогов и родителей - это работа коллектива по приобщению родителей к формированию художественно-творческих способностей детей.

Сотрудничество с семьями по вопросам художественно-эстетического развития детей в ДОУ мы  делим  на блоки.

С целью просвещения родителей включаем блок информационный. Данный блок предполагает ознакомление с задачами художественно-эстетического развития, его значением в развитии ребенка, порядком создания необходимых условий в семье для решения задач художественно-эстетического развития. Неотъемлемой частью этой работы является выявление с помощью анкетирования отношения родителей к воспитанию вообще и  художественно-эстетическому в частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также потребностей в получении помощи от специалистов по вопросам организации художественно-эстетического развития в семье.

Педагогами используются разные формы просвещения родителей. В частности, оформление папок-передвижек: «Игры, которые можете использовать дома», «Организация домашнего кукольного уголка», «Наши мамы, наши папы», «Как воспитать в ребенке творческую личность»; обзор новинок литературы на родительских собраниях и организация выставки соответствующих пособий с краткой аннотацией.

Педагогами проводятся мастер-классы: «Значение художественно-эстетического развития в жизни ребенка», «Тряпичная кукла», «Умение нетрадиционно рисовать». Родители получают рекомендации по созданию в домашних условиях уголка детского творчества с материалами для рисования, лепки, ручного труда, уголка театра, а также по организации совместных с детьми посещений театров, музеев, выставок, концертов, кружков различного профиля, детской библиотеки, просмотра телепрограмм, регулярного чтения художественной литературы.

Во втором блоке практическом мыпредполагает организацию продуктивного общения всех участников образовательных отношений, в рамках которого проводятся:

1) демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительном творчестве, организация выставок совместного творчества).

Каждый человек нуждается в оценке своего труда, в т.ч. и родители воспитанников. Поэтому в ДОУ стало традицией организовывать тематические и персональные выставки не только детского творчества, но и творческих успехов родителей. Одно из таких мероприятий – фотовыставка «Как мы отдыхали летом», «Осеннийбукет», «МастерскаяДедаМороза».

При поддержке администрации ДОУ организуются выставки семейных  талантов: вернисажи рисунков «Дарыосени»,«Новогодняя снежинка», «Мой папа на защите Родины», «Моя мамочка», «Мечтаемо космосе», «Война глазами детей».

Совместно с родителями организуются выставки  народного творчества, «русская изба» в рамках реализованных проектов со всеми участниками образовательных отношений.

2) совместные мероприятия с участием педагогов, родителей и воспитанников в праздниках и развлечениях.

Родители становятся участниками музыкальных праздников и развлечений: «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта», «День Победы», «Выпускной».

Ежегодно музыкальнымируководителямиставятся музыкально-театрализованные спектакли, мюзиклысдетьмиразных возрастных групп,приучастиипедагоговиродителей: «Лоскутик и облачко», «Муха-Цокотуха», «Буратино», «ПроделкиБабы-Яги», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «По щучьему велению», «Али-Баба», «Мешок яблок».

Представленные театрализованныепостановки демонстрируют большую помощь со стороны родителей: пошив костюмов, изготовление декораций, атрибутики, непосредственное участие родителей в постановках,рисование фона, плакатов к празднику – все, что они сами пожелают сделать, чтобы праздник, утренник, представление было еще ярче и красочнее.

Родители совместно с детьми и педагогами активные участники городских конкурсов и выставок: «Марафон Победы», «Рождественская открытка», «Цветочный калейдоскоп», «Бумажная фантазия», «Новогодняя елочка», городской фестиваль «На Завалинке».

С целью взаимодействия  ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий пребывания ребенка в детском саду проводятся смотры – конкурсы. Благодаря активному участию родителей в подготовке групп  пространство групповых комнат соответствует предъявленным требованиям к среде Федеральным Стандартом (комфортная, разнообразная, содержательно – насыщенная, доступная и безопасная развивающая предметно – пространственная среда (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).

 

Работа с семьей оценивается педагогами не по количеству мероприятий,  а анализируется их качество и насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.

Для этого мы вводим третий блок– контрольно-оценочный,  который предполагает анализ эффективности (количественной и качественной) различных мероприятий.

В построении работы дошкольного учреждения нами учитываются не только современные требования, но и запросы родителей, поэтому и в оценке деятельности ДОУ мы предлагаем активно поучаствовать  и семьям воспитанников.

Для осуществления контроля качествапроведения того или иного мероприятия родителям предлагаем:

 

  • оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы,
  • педагогами проводится групповое обсуждение с родителями по привлечению их в различные мероприятия,
  • одним из средств контроля качества со стороны родителей мы предлагаем  анкетирование, основными задачами которого являются: выяснить мнение родителей о том, насколько выполняются их пожелания и требования, как осуществляется педагогическое просвещение родителей; узнать, как родители оценивают работу ДОУ; уточнить реальные формы включения родителей в деятельность ДОУ; определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями.

 

Полученная путем анкетирования родителей информация тщательно анализируется и учитывается в процессе подведения итогов работы ДОУ за год и планировании дальнейшей работы.

Так, в результате проведенного анкетирования по теме «Оценка деятельности ДОУ» по итогам 2014-2015 уч. года, в котором принимало участие 142 человека, выявлено, что большинство опрошенных родителей (78%) систематически и достаточно получают информацию о целях и задачах детского сада в области развития и воспитания своего ребенка. Однако 7% родителей отмечают, что данную информацию они получают не систематически и недостаточно. 15% родителей затруднились при ответе на данный вопрос. Возможно, данные респонденты недостаточно полно анализировали информацию, поступающую от сотрудников ДОУ.

Большинство родителей дошкольников (85%) отмечают, что получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе информационного стенда. 15% опрошенных затрудняются при ответе на данный вопрос. Возможно, эти родители недостаточно внимания уделяют информации, размещенной на стенде.

Наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями опрошенные респонденты считают: родительские собрания (63%), индивидуальные беседы и консультации (58%), совместные праздники и развлечения (54%), экскурсии (45% родителей), беседы (36% родителей). Незначительное количество родителей указали такие формы как специальные занятия, тренинги, семинары (12%), посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением (10%). Такие ответы можно объяснить склонностью родителей к привычным, стереотипным формам работы. До настоящего времени такие формы работы как тренинги, семинары, обсуждение занятий воспринимаются родителями с сопротивлением, так как требуют дополнительных ресурсов (времени, интеллектуальных, эмоциональных усилий).

Никто из родителей не указал среди проблем ДОУ отсутствие интересной работы с родителями.

Можно сделать вывод, что на данный момент часть родительского сообщества недостаточно готова к активным формам взаимодействия с ДОУ.

Поэтому педагогический коллектив МАДОУ находится в постоянном поиске новых форм работы с родителями.

Обобщая вышеизложенное, мы считаем, что  организованная работа содействовала тому, что родители стали полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, развлечениях, больше внимания уделяют их художественно-эстетическому развитию, выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести и в группах и на общих мероприятиях  детского сада.

Оставить комментарий: