a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности развития речи детей раннего возраста

Автор: Яппарова Флюра Шарифулловна Опубликовано: 2015-10-04 17:21:36

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Колокольчик» муниципального образования Ханты- Мансийского автономного округа- Югры городской округ город Радужный Особенности развития речи детей раннего возраста Воспитатель: Яппарова Ф. А. 2013- 2014 уч. г. Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и познавательное развитие. Вспомним, что дети овладевают речью за какие- нибудь 2- 3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года- 300- 400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Было бы ошибочно предполагать, что все это приходит спонтанно, само собой. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, которое способствует формированию речи и мышления. На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучании, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь, таким образом, установить контакт со взрослым. Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные слоги, различные звукосочетания. В 2- 3 мес. появляется гуление, а в 3- 4 мес. - лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого- произнесением звуков, слогов, звукосочетаний. Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения( дает руку, делает «ладушки») , хотя еще и не может обозначить словом совершаемые действия. Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8- 9 мес. , другие- в гг. 2 мес. , а некоторые еще позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют его родном языке, а некоторые из них невозможно даже воспроизвести. Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит с ним доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его дальнейшего развития. Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии определенной ситуации эту функцию выполняет словопредложение( например, «Би- Би») . Со второй половины второго года ребенок чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями( «Мама, би- би ») , а 1г. 10 мес. употребляет двух- , четырехсловные предложения. Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов( 40- 60) . Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя. На втором году жизни дети начинают более четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з( « дяй » вместо «дай», « сянки » вместо «санки») . Для двухлетнего ребенка в полнее закономерным несовершенство произносительной стороны речи неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов. Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Однако способность к различении. И обобщению в этот период постоянно совершенствуется. Независимо от цвета, формы величины дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. ( Чашка- это посуда. Из чашки пьют. ) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам( выполнение просьбы, поручения) , то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша( и выполняет функцию воспроизведения) , об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать в своем словаре глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими. Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета( большой- маленький) , его цвет. Вместе с тем дети начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу( мамин, папин) ; могут характеризовать состояние, которое испытывают( мокрый) ; передавать свои эстетические переживания( чистенький, красивый) Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов- название предметов, действий, качеств, отношений: 3- й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи; 2- й уровень: ребенок узнает и называет предмет( действие, качество и пр. ) лишь в привычных сочетаниях, условиях; 1- й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово- название в любых доступных его пониманию связях и отношениях. Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом( действием, качеством) , зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данные предмет( действие, качество и т. д. ) . Наряду с фактом быстрого пополнения словаря речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка- овладение его грамматической структурой. На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком( ложка- кошка- мошка) , ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года многие дети правильно произносят все звуки. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить очень рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития( при отсутствии каких- либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать специалисту.

Оставить комментарий: