a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС

Автор: Поддубко Валентина Владимировна Опубликовано: 2015-10-05 20:03:13

Документы для скачивания

Добрый день уважаемые коллеги. 1 слайд Вашему вниманию представляется выступление воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №9 «Малахитовая шкатулка» г. Нижневартовска Поддубко Валентины Владимировны на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС. 2 слайд Свое выступление я хотела бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» Эти слова как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада по патриотическому воспитанию детей. 3 слайд Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории Отечественной педагогики всегда занимала достойное место в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Р. И. Жуковского, А. П. Усова, Л. Ф. Островского, С. А. Козлова, Н. Ф. Виноградова, Н. К. Крупской и др. Они подчеркивали необходимость воспитания патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. Н. К. Крупская указывала, что патриотическое воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь праздником и митингом им должна быть пропитана вся воспитательная работа. 4 слайд Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной и муниципальной власти, образовательных и социально- культурных учреждений, общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 5 слайд Пришло то время, когда остро встала проблема воспитания подрастающего гражданина России. Многие годы наше общество, подражая западной культуре, теряло наследие своих отцов. Не секрет, что нынешнее поколение подростков имеет низкую нравственную культуру. У них не всегда сформированы ценностные ориентации, чувства уважения личности, нравственные нормы. Мы часто слышим, что это поколение «потерянных детей», переживших бум экспериментов и инноваций, в ходе которых, как бы выпал, процесс нравственного воспитания. Определенное время из системы нравственного воспитания дошкольников были фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к разным народам. Все новые комплексные и парциальные программы мало затрагивали вопросы нравственно- патриотического воспитания детей с позиции тех изменений, которые переживает Россия. Как утверждает словарь иностранных слов, «патриотизм» происходит от древнего слова «патрус»- Родина, а в слове «родина»- корень- «род», в слове «Отечество» явно слышится «отец». Это подсказывает, что работу по воспитанию патриотических чувств надо начинать с воспитания любви к родителям- отцу и матери. С самого раннего детства необходимо, а главное, возможно, воспитывать у детей любовь к родному краю, природе, истории, культуре, традициям- воспитывать Гражданина своей страны. 6 слайд В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья. В семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранение вертикальных семейных связей. 7 слайд В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: - обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей( в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношении с самими собой, другими людьми, взрослыми и миром; - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 8 слайд Исследования показали, что дети, дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Дошкольное образовательное учреждение выполняет подготовительную работу по накоплению первоначальных знаний дошкольников об Отечестве и рождению у них патриотических чувств. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу не формальной, а систематической, интересной и содержательной Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, и поэтому возникает целый ряд противоречий: возросшее внимание общества к традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается современными городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста; возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются недостаточные, бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников, отсутствие системных знаний у детей вызывает необходимость по их усилению, систематизации, правильной интерпретации фактов, событий, явлений. Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей – является одним из основных задач дошкольных образовательных учреждений, важным условием которых является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к самому себе, уметь сопереживать неудачам и радоваться успехам других 9 слайд

Оставить комментарий: