a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по ОБЖД "Спички детям не игрушка"

Автор: Штодина Мария Николаевна Опубликовано: 2015-10-10 12:21:12

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Спички детям не игрушка»

Программные задачи:

1) Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички, огонь, пожар;

2) Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен;

3) Уточнить и закрепить знания детей о том, что с огнем играть опасно;

4) Закрепить знание у детей об опасных ситуациях, причинах пожара и правилах поведения при пожаре. 5) Способствовать овладению детьми навыкам безопасного поведения: знать, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички, газ, электричество и т. д.), знать телефон службы спасения.

6) Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды.

7) Воспитывать находчивость, ответственность, самостоятельность: умение ориентироваться в проблемных ситуациях;  воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;

8) Развивать логическое мышление, память, речь, расширять словарный запас детей по теме пожарной безопасности;

Материал:

Коробок спичек; иллюстрации с изображением огня, который приносит пользу людям и огня, который опасен для человека; плакат с рисунком телефона и цифрами «101»; - металлический поднос

- три свечки; - вода; - песок; - земля; - пипетка; - контейнеры три.

Предварительная работа:

Чтение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом», беседа об огне и рассматривание соответствующих иллюстраций, разучивание с детьми стихотворений по теме занятия, рассматривание альбома «101».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:  Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: "Детям от Хрюши и Степашки" Послушайте, что они пишут. "Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом нам стало скучно, и мы решили придумать новую игру. Нашли спички, стали с ними играть. Сначала было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик Степашки сгорел".

Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице? (  Ответы детей). А вы сейчас хотите поиграть со спичками? Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, вы определите сами. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать и сказать, о чем мы сегодня будем говорить:

Сто сестренок жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками, тоненькими…. (спичками)

Воспитатель: Так о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (о пользе и вреде спичек).

Дети читают стихи о спичках:

Выпускают на простор.

Осторожно их берут,

Головой об стенку трут,

Чиркнут ловко раз и два-

Загорится голова.

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Это спички. Знают дети и зверушки - спички детям не игрушки!

Воспитатель: Ребята, а для чего нужны спички?

Дети:  Зажигать газовую плиту, свечу, костер, с помощью спичек мы получаем огонь, Огонь нужен, чтобы сварить еду, чтобы было тепло, чтобы было светло и т.п.

 Воспитатель: Правильно, молодцы! Огонь приносит пользу, значит он наш друг.  А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным?  А когда?

Ребёнок: Говорим мы, что огонь наш друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем

Отомстит он сразу людям!

Воспитатель: Вспомним еще пословицу об огне.  (Огонь - хороший слуга,  но плохой хозяин.  Упустишь огонь - не потушишь); А теперь загадки:

Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай (пожарники)

Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет (пожар)

При пожаре не сидим, набираем … (101)

Воспитатель: Молодцы ребята, все отгадали загадки.

Да, говорить мы будем о об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду.

- Так о чем мы сегодня будем говорить? (о пожарной безопасности)

- Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о пожарной безопасности.

Дети: 1)  Пусть знают мальчишки, пусть знают девчушки.

Спички, ребята, вам не игрушки! часто бывают пожары на свете

Лишь от того, что играют в них дети.

2) И потому скажем громко и внятно,

Чтобы всем детям было понятно: - спички в доме ты не тронь,

В них живет шальной огонь.

3) От искры бывает пламя, а пожар несет беду.

Скажем дружно мы, ребята: « Спички в руки не возьму!»

Воспитатель: Молодцы! Какие стихи вы знаете хорошие, а главное – полезные! Ребята, а что нужно делать, если пожар все-таки случился?

Дети: Нужно вызвать пожарных.

Воспитатель: А кто знает, по какому телефону нужно звонить?

Дети: «101».

Дети: 1) Если пламя вспыхнет вдруг,

Есть у вас надёжный друг

Под рукой его держите!

Пламени душитель,

Дыма укротитель

Ваш огнетушитель!

2) Чтоб он не стал твоим врагом

Будь осторожен с утюгом.

Не суши бельё над газом

Всё сгорит единым разом.

Воспитатель: Вот посмотрите, какая маленькая спичка, а какая большая беда может произойти: может разгореться огромный пожар. Вот послушайте, какая история приключилась.

Хозяйка и Василий, усатый старый кот,

Не скоро проводили соседей до ворот.

Словечко за словечком и снова разговор,

А дома перед печкой огонь прожег ковер…

Вернулся кот Василий и кошка вслед за ним-

И вдруг заголосили: - пожар, горим, горим!..

С треском, щелканьем и громом встал огонь над новым домом,

Озирается кругом, машет красным рукавом.

Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом!

Бежит курица с ведром, петушок с кувшином,

Лошадка с фонарем, серый заинька с листком,

И собачка с помелом.

Воспитатель: Вот какая беда случилась! Скажите ребята, что неправильно сделала кошка в этом случае?   ( Когда без присмотра оставлена печь один уголёк целый дом может сжечь).

Физминутка «Насос»

А теперь насос включаем, воду из реки качаем

(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляться)

Влево – раз, вправо – два потекла ручьем вода.

(наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Раз, два, три, четыре (2-3 раза) хорошо мы потрудились.

(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляться)

Воспитатель: Отправимся мы с вами в мини - картинную галерею.

- Она необычная, догадались почему? (потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре)

- Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

Правило первое: Касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: спички не тронь в спичках огонь!

Правило второе: Легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

Правило третье: не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.

Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.

Правило пятое: приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водой залей.

Воспитатель: Все должны знать следующие правила.

Правило1: Если огонь небольшой, то его можно затушить, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.

Правило 2: Если огонь не погас, то убегай из дома. Позвони по телефону «101» или попроси об этом соседей.

Правило 3: Если не можешь убежать из квартиры, сразу же позвоните по телефону «101» и сообщи свой домашний адрес. Если нет телефона, выбегайте на балкон или кричи из окна, что у вас в квартире пожар.

Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами некогда не случится беды.

Эксперемент1:

На металлическом подносе, зажигается три свечки.

Воспитатель: Когда мы зажгли свечку, что увидели?  ( огонёк),

Какой огонек? ( яркий и красивый) Добрым, ласковым, тёплым, полезным, злым, опасным. Воспитатель: Правильно ребята, он яркий, красивый. Так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (нет), Объясните, почему? (Можно обжиться). А если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, что может произойти? (пожар) Да действительно, огонь – яркий, привлекательный, но в тоже время и очень опасный.

Эксперимент 2 :

Воспитатель: Если огонь становиться опасный как человек может с ним справиться? (его нужно потушить). Как вы думайте, а чего боится огонь? ( Воды, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. Проведем опыт: на горящую свечку прольем немного воды. Что произошло? ( Огонь погас). А почему? ( Потому что огонь боится воды). На горящую свечку посипим песок. Что произошло? ( Огонь погас). А почему? Потому что огонь боится песка. А теперь на оставшуюся свечку, мы посипим на нее землю. Что произошло?( Огонь погас). А почему? ( Потому что огонь боится земли).

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Игра называется «Опасность».

Вам нужно после сигнала о пожаре добежать до телефона, набрать номер «101», сообщить свой домашний адрес, назвать фамилию и имя.

Стихи: 1) Вдоль по улице, как птица

На пожар машина мчится

У пожарных не напрасно!

Цвет машины ярко – красный

2) Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей.

Может быть беда большая

Для построек и людей.

3) Не играй дружок, со спичкой

Помни ты, она мала

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

Воспитатель: Рассказ - беседа воспитателя о спичках.

Люди всегда думали о том, как научиться добывать огонь. А для чего нужен людям огонь? (согревать жилище, готовить пищу, плавить железо). Раньше спичек, к которым мы сейчас привыкли не было. Давным  – давно первобытные люди добывали огонь, когда тёрли 2 сухих кусочка дерева друг о друга, но это было очень трудно и долго. Позже люди придумали устройство для добывания огня – огниво. Куском стали ударяли о кремень (твёрдый камень), тем самым высекали искры, которые воспламеняли какое – то горючее вещество. Огниво стоило дорого, носить его было тяжело, поэтому люди продолжали думать о лёгком способе добычи огня. Учёные додумались покрывать головку деревянной палочки специальным веществом, которое загоралось, но часто такие спички загорались сами по себе – начинались пожары, гибли люди. Такие спички просто опасны! Наконец в Швеции были изобретены безопасные спички, к которым мы привыкли сейчас. Люди давно научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. Сегодня без огня не обойтись. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Огонь не щадит никого и ничего.

Стихи: Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.

У взрослых пусть войдёт в привычку – от детей их убирать.

Не на улицу, не в садик спички мы не будем брать.

Тополиный пух. Бумагу мы не станем поджигать.

И себя погубим не буду, и квартиру сберегу.

Повзрослев, тогда уж смело спички в руки я возьму.

Применять их буду в дело и пожар не разведу.

  Дидактическая игра: "Слушай внимательно"

Ведущий: Раз, два, три, четыре – у кого пожар в…? ( квартире)

Ведущий: Дыма столб поднялся вдруг. Кто не выключил…? (утюг)

Ведущий: Красный отблеск побежал. Кто со спичками…? (играл)

Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белья над…? (газом)

Ведущий: Столб огня чердак объял. Кто там спички…? (зажигал)

Ведущий: Побежал пожар во двор. Это кто там жег…? (костёр)

Ведущий: Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег…? (траву)

Ведущий: Кто бросал в огонь при этом незнакомые…? ( предметы)

Ведущий: Помни каждый гражданин, этот номер…? (101)

Ведущий: Дым увидел – не зевай и пожарных…? (вызывай)

Воспитатель: Спички не тронь, в спичках огонь! Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, что не растерялись. Теперь я знаю, что вы никогда сами не будете брать спички и родителям расскажите, как со спичками нужно обращаться! На этом наше занятие закончено, будьте внимательными, думайте о безопасности!

Заканчивая наше занятие, я хочу вам пожелать: Помните, что шалость с огнём, может обернуться пожаром и злом, и правила должны всегда вы соблюдать, и с огнём никогда не играть.

 

 

 

Оставить комментарий: