a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребенка

Автор: Поротникова Алена Николаевна Опубликовано: 2015-10-13 19:02:31

Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья детей. Поротникова Алена Николаевна г. Камень- на- Оби Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям. Здоровье- это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Х очется остановиться на душевном, психологическом здоровье ребёнка, а именно на том, какова роль родителей, семьи в сохранении и укреплении этой составляющей здоровья. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов данной организации «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» отмечено, что нарушения их психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику, и связа нными с социальными условиями[ 2] . Каждый человек как имеет определённые индивидуальные врождённые особенности: строение тела, интеллектуальные задатки и т. д. Появляясь на свет как индивид, человек автоматически включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Семья же является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжени и первого времени жизни ребенка семья является единственным местом получения такого опыта. Огромную роль в этом играют в первую очередь родители. В зависимости от того, удовлетворяются ли основные потребности ребёнка или нет, уже в первые месяцы жизни закладывается его доверие или недоверие к миру. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов становления ребенка как личности. В разных семьях разные условия воспитания, поэтому и вырастают разные дети. Особое внимание необходимо уделять периоду детства, ведь от него в большей мере зависит успешность дальнейшей жизни ребенка и его психологическое здоровье. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, традиции, моральные нормы, пример поведения, традиции, культуру своего общества. Именно с близкими взрослыми( мамой, папой, бабушкой, дедушкой и другими членами семьи) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким- либо причинам лишенные возможности общаться с о взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по- человечески» мыслить, говорить, не смогли адап тироваться в социальной среде[ 3] . Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и «зарождается» способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что необходимо учитывать не только своё мнение, но и мнение другого. Именно с налаженной си стемы взаимоотношений ребенка с близкими взрослым и начинается формирование его ориентации на других людей и их признание[ 5] . Воспитание в семье имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. К социально- психологическим факторам, влияющим на показатели психического здоровья детей, психологи относят, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско- родительских отношений[ 4] . Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей. Так как неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения э моционального неблагополучия[ 5] . Таким образом, в семье ребенок получает свой первый социальный опыт. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой. Эксперты всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях семейного «разлада». [ 2] . В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, то есть причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Семья – это сложная система. И как в любой системе, изменения в одном компоненте обязательно отражаются в других. Если эти изменения негативные, то и последствия отрицательные. Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных, доверительных отношен ий. Именно эти отношения помогают человек у, воспитывают его, перевоспитывают, адаптируют к тем или иным жизненным условиям, формируют в нем установки и ценности. Для детей эти отно шения очень важны и даже судьбоносны. Список литературы: Андреева А. Д. , Вохмянина Т. В. , Воронова А. П. , Чуткина Н. И. / под ред. Дубровиной М. В. / Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. - М. , 1995 – 571 с. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения( ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей. Захаров А. И. Детские неврозы. – С- Пб. , 1997 – 318 с. Захаров А. И. Предупреждение отклон ений в поведении ребенка. – С- Пб. , 1997–296 с. Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М. , 1974 – 275 с.

Оставить комментарий: