a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации

Опубликовано: 2015-10-19 12:57:43

Неуправляемый ребенок. Со стороны это выглядит так C о стороны это выглядит так. . . Ребенок промчался по реабилитационному центру, как ураган. Казалось, он одновременно присутствует в трех- четырех местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, несся дальше. Особенно приглянулся ему черный факс, стоявший на столе у директора. Факс был новый, и директор им очень дорожил. Когда ребенок потянулся к факсу в десятый раз, директор не выдержал и прикрикнул. Малец кинулся на него с кулаками. У мамы в глазах застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: " Валерик, не надо! Валерик, иди сюда! Валерик. . . " Как отличить гиперактивного ребенка? Такой малыш искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Владеют им. Противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда- то бурным потоком страстей. Своевольные дети, напротив, вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если распоясываются, например, в магазине, когда им отказывают в какой- то покупке, то это значит, что они абсолютно уверены в своей безнаказанности. Ведь мама при чужих не посмеет их отшлепать. Получив решительный отпор, строптивцы быстро" входят в разум" . Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое- то время стать неуправляемым, но для гиперактивного это не редкие эпизоды, а привычное состояние. У такого ребенка двигательная расторможенность сочетается с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, который случайно оказывается в поле его зрения. Он хватается за то, за это, ничего не доводит до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя, не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что- начинает драться. Шлепки, окрики действуют на него ненадолго( если действуют вообще) . И немудрено, ведь такой ребенок действительно НЕ МОЖЕТ сдерживаться. Кричать на него все равно что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию. Кто виноват? Маму надо пожалеть Гиперактивный детям обычно ставят диагноз ММД( минимальная мозговая дисфункция) . Это остаточные явления органического поражения головного мозга. Возникает оно либо когда ребенок еще находился в утробе матери( например, при тяжелом токсикозе или резус- конфликте) , либо при родах, либо из- за тяжелых заболеваний в первые месяцы после рождения. Так что наследственность тут, судя по всему, ни при чем. А выяснение виновных, даже если они были( скажем, неопытная акушерка) , ни к чему конструктивному в данном случае не приведет. Так что надо не искать виноватого, а сплотиться вокруг" трудного" малыша и сделать все, чтобы он выправился. Для многих родителей мысль о медикаментозном лечении кажется непереносимой. Они готовы обращаться к кому угодно: к бабкам, экстрасенсам и прочим" целителям" , выполнять самые дикие рекомендации, но только не давать ребенку таблетки, которые прописывает психиатр. Другие полностью уповают на психотерапию, занимаются с психологами, пробуют разные методики и подходы. Однако при органических нарушениях любые, даже очень эффективные психолого- педагогические методы будут работать вполсилы. Раз мозг поражен, значит, его надо лечить. А параллельно учить- терпеливо, настойчиво учить ребенка, как надо себя вести. Ведь ни одна таблетка этому не научит. Что касается побочных эффектов, то, во- первых, детям обычно дают лекарства в микродозах. А во- вторых, гораздо вреднее, когда ребенок постоянно возбужден, " варится" в таком хаотическом" бульоне" и выматывает всех, в том числе и себя. Помимо всего прочего, это затормаживает его развитие, ведь большая часть энергии расходуется не по назначению. Иногда я слышу от учителей нелестные комментарии в адрес матери гиперактивного ребенка: дескать, она безучастна, клуша какая- то, или, наоборот, шагу ему ступить не дает, подавляет. И тогда мне хочется сказать: " Неизвестно, как бы вы вели себя на ее месте. Вполне возможно, сошли бы с ума от напряжения" . Я всего один день( вернее, вечер) побыла на месте такой женщины и на всю жизнь запомнила свою усталость и отчаяние. В три года моему младшему сыну сделали небольшую операцию, и он сутки вынужден был оставаться в постели. Когда ему разрешили встать, он сделался неуправляемым. Насколько я понимаю, так подействовали на него пережитое потрясение и вынужденная неподвижность. Никого не слыша и не видя, Феликс с быстротой звука носился по коридору, и лицо его, обычно лукавое и смышленое, напоминало застывшую маску. Мне стало страшно. Я подхватила его на руки. Он вырывался, отбиваясь руками и ногами, и, по- моему, не узнавал никого вокруг. Врач еще утром предупредил меня, что бегать ребенку нельзя, поэтому я держала Феликса изо всех сил и пыталась отвлечь. Сколько продолжалась наша борьба, я не помню. Помню только, что, когда он наконец затих, я была совершенно измочалена. Феликс спал, а я с тоской думала: " Неужели завтра это повторится снова? " К счастью, наутро его расторможенность исчезла как наваждение. В зависимости от особенностей своей психики матери реагируют на постоянный стресс по- разному. У одной включается защитное торможение. " Конь- огонь" на голове будет стоять, а ее это вроде бы не касается, хотя в глубине души она сгорает от стыда. Вторая, наоборот, все время начеку, контролирует каждый шаг неистового чада, досадует, нервничает, передает ему свою нервозность. . . Конечно, оба стиля поведения неправильны, неконструктивны. Но мне кажется, прежде всего этих женщин следует пожалеть. Жизнь с ребенком, которого приходится поминутно снимать то со шкафа, то с люстры, - тяжелое испытание. Когда матери стыдятся буйства сыновей или дочерей, окружающими это подчас воспринимается как знак нелюбви. А по- моему, наоборот, это свидетельствует в их пользу. Гораздо хуже, когда мать во всем оправдывает ребенка, обвиняя других родственников, соседей, воспитателей, учителей в жестокости, нетерпимости, негуманности и проч. Дескать, у нас страна такая, все злые, друг друга ненавидят, глотку готовы перегрызть. Это значит, что мать тоже неадекватно воспринимает ситуацию. У нее тоже расшатаны или вовсе отсутствуют понятия о нормах поведения, и служить своему ребенку опорой она не может. В таком случае коррекция детского поведения существенно затрудняется. Кроме того, внушая ребенку, что мир ему враждебен, мать сеет в нем дополнительные страхи. А гиперактивные дети и без того очень тревожны, хотя неискушенному человеку может показаться, что они абсолютно бесстрашны, " без комплексов" . Самый оптимальный вариант, когда мама безоговорочно принимает больного ребенка. Беззаветно любит его, но проявляет при этом ласковую строгость. Как вести себя с таким ребенком? Поначалу чуть ли не самое главное- впустить в сознание, что ребенок болен. Всерьез считать его состояние болезнью людям бывает трудно. Причем именно потому, что он себя так ведет- шумно, буйно, активно. А классический образ больного прямо противоположен: больной лежит в постели, он вял и пассивен. Когда же родитель, наконец, смирится с горькой мыслью, возникает другая трудность. Некоторые( конечно, не все) начинают больше всего жалеть себя, хотя важнее всего научиться жалеть не себя, а ребенка. Ведь болен все- таки он, а не вы! Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия- тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение. Гиперактивным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Полезно вывесить на стене подробное расписание и апеллировать к нему как к некой данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это действует мобилизующе. В то же время делайте поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Если ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться. Родители должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Возбудимому ребенку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: " Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть" . Детей старше 4 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог. Но не о причинах их плохого поведения, а на какую- то постороннюю, интересную тему. Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей- неволей обдумывать свои ответы и вырываться из- под власти эмоций. Ну, и конечно, гиперактивному( как и просто активному) ребенку надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте таких детей к разным видам спорта, учите их танцевать, пусть играют в подвижные игры на свежем воздухе и т. п. Но занятия в спортивных секциях, где жесткая дисциплина и тренеры ориентированы на выковку чемпионов, будут для них чрезмерной нагрузкой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 24 Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» П одготовила: Кадян Елена Сергеевна 2016 год Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что- то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный. Гиперактивность Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком. Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить. Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гиперактивных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется. Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1. 5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из- за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая. Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия: – обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; – соблюдение режима дня и достаточное время для сна; – соответствующая медикаментозная поддержка; – разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей. Как выявить гиперактивного ребенка? Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка. Критерии гиперактивности: Дефицит активного внимания: 1. непоследователен; 2. не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться; 3. невнимателен к деталям; 4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности; 5. плохо слушает, когда к нему обращаются; 6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его; 7. испытывает трудности в организации; 8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий; 9. легко отвлекается; 10. часто сменяет деятельность; 11. часто бывает забывчив; 12. легко теряет вещи. Двигательная расторможенность: 1. постоянно ерзает; 2. проявляет признаки беспокойства( барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т. д. ) ; 3. часто совершает резкие движения; 4. очень говорлив; 5. быстрая речь. Импульсивность: 1. начинает отвечать, не дослушав вопрос; 2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает; 3. не может дождаться вознаграждения( если между действиями и вознаграждением есть пауза) ; 4. при выполнении заданий ведет себя по- разному и показывает очень разные результаты( на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других- нет, но одних уроках он успешен, на других- нет) ; 5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком: • поддерживать дома четкий распорядок дня; • выслушивать то, что хочет сказать ребенок( в противном случае он не услышит вас) ; • автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу( нейтральным тоном) ; • отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом( пошутить, повторить его действия) ; • сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает; • оставить в комнате одного( если это безопасно для его здоровья) ; • не запрещать действие ребенка в категоричной форме; • не читать нотаций( ребенок все равно их не слышит) ; • не приказывать, а просить( но не заискивать) ; • не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения. • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. • Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки. • Снизить требования к аккуратности в начале работы. • Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт. • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. • Поощрять сразу же, не откладывая на будущее. • Предоставлять возможность выбора. • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества! Ограничения: 1. Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен. 2. Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры. 3. Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест( крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие. 4. Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более- менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях. Как играть с таким ребенком? Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. • «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку( котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами. • «Ласковые лапки». 6- 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. • «Кричалки- шепталки- молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками. • «Час тишины и час можно». • «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками. • «Ловим комаров». Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля: «Черепаха». «Кричалки- шепталки- молчалки». «Говори». «Царевна Несмеяна». Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности: «Крик в пустыне». «Два барана». «Рубка дров». Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания: «Кто летает? ». «Чужие колени». «Сантики- фантики- лимпопо». «Считалочки- бормоталочки».

Оставить комментарий: