a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Ляпиной Римы Закировны

Опубликовано: 2015-10-27 14:19:39

Документы для скачивания

Ляпина Рима Закировна, 1961 г.р., учитель начальных классов  МБОУ «Большеполянская ООШ» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. В 1983 году окончила  Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М.Е. Евсевьева по специальности «Физическое воспитание», в 1993 году - по специальности «Педагогика и методика начального обучения» с квалификацией  учитель начальных классов. Педагогический стаж работы 32 года, в должности учителя начальных классов – 25 лет.

Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения – дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманноличностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социальноактивной личности.

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

В данное время реализую свой проект инновационной деятельности: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

1.1. Актуальность.

   Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. А школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.

Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка.

 

1.2.​ Ведущая  педагогическая  идея.

На сегодняшний день принимаются специальные меры обучающихся по сохранению и укреплению здоровья школьников. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания и навыки здорового образа жизни и использовать полученные знания в повседневной жизни. Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

Учитель начальных классов должен помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Имея многолетний педагогический опыт, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

Практическая значимость данной разработки находится на высоком уровне, так как ни что не влияет так сильно  на здоровье и развитие нации, как здоровье ее детей.

 

1.3. Принципы педагогической деятельности:

1.Осуществление личностно – ориентированного подхода в осуществлении образовательно-воспитательного процесса.

2.Приминение здоровьесберегающих технологий.

3. Укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

4. Формирование установки на здоровый образ жизни учащихся, используя практическую направленность занятий в начальной школе.

 

1.4.  Теоретическая база опыта.

Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов.

Технологии В.Ф.Базарного, В.И.Ковалько, практические методики И.В.Чупака, методические рекомендации М.М.Безруких, пособие Г.К.Зайцева и разработки психологических упражнений Н.В.Самоукиной.

 

1.5. Технология опыта.

Задачи охраны и укрепления здоровья обучающихся я решаю посредством систематической работы. Это «Уроки Здоровья» (для обучающихся и родителей), рациональное нормирование учебной нагрузки, проведение динамических пауз, физкультурных пауз на уроках, организация подвижных игр, спортивных соревнований.

Для реализации принципов здоровьесберегающего урока были выбраны и систематизированы педагогические методы, приёмы и формы обучения.

Это:

1. Комфортное начало и окончание уроков.

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности.

3. Обьяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно- ориентированного обучения.

4. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

5. Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.

6. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.

7. Включение в содержание уроков упражнений, тестовых задач, заданий,

связанных с изучением своего собственного здоровья.

8. Личный пример учителя.

9. Организация саморефлексии.

10. Игровые методы психокоррекции – это игры на всех этапах урока.

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана

с их длительным сидением за партой, учителям не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос,

- использование элементов игры,

- хлопанье в ладоши;

- использование сигнальных карточек;

- деятельность с элементами соревнований и т.д.

 

   1.6. Результативность опыта.

   Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей, формирует у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий помогают учащимся адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, воспитать не только знающих, но и здоровых людей.

Я считаю, что здоровьесберегающии технологии, используемые мною в педагогической деятельности, являются эффективными, так как я вижу результат своей работы: у детей повышается иммунитет, а заболеваемость и, соответственно, пропуск уроков понижается.

Также, положительным результатом использования мною здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе является повышение качества знаний и уровня образования, успешное участие учеников во внеурочной деятельности, в предметных олимпиадах и конкурсах, спортивных мероприятиях и соревнованиях.

 

Качество знаний и уровень обученности

 

 

2012 – 2013

учебный год: 2 кл.

2013 – 2014

учебный год: 3 кл.

2014 – 2015

учебный год: 4 кл.

Преподаваемые предметы

 

Уровень обученности

(%)

 

 

 

 

Качество знаний

(%)

 

 

 

 

Уровень обученности

(%)

Качество знаний

(%)

Уровень обученности

(%)

Качество знаний

(%)

Русский язык

100

66

100

66

100

66

Литературное чтение

100

66

100

100

100

100

Математика

100

66

100

66

100

100

Татарский язык

100

100

100

66

100

66

Литературное чтение на татарском языке

100

66

100

100

100

100

Окружающий мир

100

100

100

100

100

100

Изобразительное искусство

100

100

100

100

100

100

Технология

100

100

100

100

100

100

 

 

Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

 

 

№ п/п

Дата проведения

Ф.И.О. участника

Название проекта

Уровень

Результат

1

25.12.2014 г.

Долотказина Диляра

Дистанционная олимпиада по математике

Всероссийский

3 место

2

25.12.2014 г.

Долотказина Диана

Дистанционная олимпиада по математике

Всероссийский

3 место

3

30.12.2014 г.

Ахметова Самира

Дистанционная олимпиада по окружающему миру

Всероссийский

1 место

4

2014 г

Долотказина Диляра

Конкурс рисунков «Спорт в моей жизни»

Республиканский

Свидетельство

5

2014 г

Долотказина Диана

Конкурс рисунков «Спорт в моей жизни»

Республиканский

Свидетельство

6

20.02.14 г

Долотказина Диляра

Дистационный конкурс рисунков

Всероссийский

Сертификат

7

2014 г

Долотказина Диляра

Конкурс рисунков «Добрый мост»»

Республиканский

Грамота

8

2014 г

Ахметова Самира

Конкурс рисунков «Добрый мост»»

Республиканский

Грамота

9

2014 г

Долотказина Диляра

Конкурс рисунков «Краски»»

Всероссийский

Сертификат

10

2014 г

Долотказина Диана

Конкурс рисунков «Краски»»

Всероссийский

Сертификат

11

2014 г

Ахметова Самира

Конкурс рисунков «Краски»»

Всероссийский

Сертификат

12

2014 г

Долотказина Диана

Конкурс рисунков «Энергосбережение-фактор здоровой экономики»

Республиканский

Диплом

3 степени

13

15.05.2014

Ахметова Самира

Легкоатлетический кросс

Под эгидой «Единая Росссия»

Муниципальный

2 место

 

14

22.05.2015г.

Ахметова Самира

Конкурс чтецов «Живое слово»

Республиканский

Победитель

номинации

15

22.05.2015 г.

Долотказина Диляра

Конкурс чтецов «Живое слово»

Республиканский

Победитель

16

12.03.14 г.

Долотказина Диляра

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

Всероссийский

Сертификат

17

19.03.15 г

Долотказина Диляра

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

Всероссийский

4 место

18

27.01.15г.

Долотказина Диана

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

Всероссийский

Сертификат

19

19.03.15 г

Ахметова Самира

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

Всероссийский

Сертификат

20

11.01.15г

Тумпарова Регина

Конкурс поделок «Новогодняя игрушка»

Республиканский

3 место

21

15.01.2015 г.

Долотказина Диляра, Долотказина Диана,Ахметова Самира

Отборочный тур международного форума

«Одарённые дети-2015»

Муниципальный

1 место

22

2015 г

Долотказина Диляра

Конкурс творческих работ «Безопасный интернет»

Всероссийский

Диплом

23

2015 г

Долотказина Диана

Конкурс творческих работ «Безопасный интернет»

Всероссийский

Диплом

24

2015 г

Ахметова Самира

Конкурс творческих работ «Безопасный интернет»

Всероссийский

Диплом

25

2015

Долотказина Диляра

Дистанционная олимпиада «Муравейник-2015»

Всероссийский

Сертификат

26

2015

Ахметова Самира

Дистанционная олимпиада «Муравейник-2015»

Всероссийский

Сертификат

27

24.04.15 г.

Долотказина Диляра

Конкурс проктно-исследовательских работ «Природа и мы»

Республиканский

Диплом

победителя

28

15.05.2015

Ахметова Самира

Легкоатлетический кросс

Под эгидой «Единая Росссия»

Муниципальный

2 место

 

29

15.05.2015

Долотказина Диляра

Легкоатлетический кросс

Под эгидой «Единая Росссия»

Муниципальный

2 место

30

20.02.2015

Команда начального

звена

Муниципальный конкурс «Смотр строя и песни»

Муниципальный

1 место

 

 

31

17.06.15г.

Долотказина Диляра

Дистанционная олимпиада по русскому языку «Лисёнок»

Всероссийский

Сертификат

32

17.06.15г.

Долотказина Диана

Дистанционная олимпиада по русскому языку «Лисёнок»

Всероссийский

 

Сертификат

33

17.06.15г.

Ахметова Самира

Дистанционная олимпиада по русскому языку «Лисёнок»

Всероссийский

 

Сертификат

 

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя, играет важную роль в системе образования. Каждый учитель начальных классов  должен искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и конечно,здоровьесберегающим.  

  1.7 Возможность  и  условия  использования  данного  опыта.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах, открытых уроках и мероприятиях:

1. Открытый урок по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» (с использованием здоровьесберегающих технологий). Районный конкурс «Учитель года-2011»

2. Выступление на семинаре учителей начальных классов Кадошкинского муниципального района по теме «Безопасность и сохранение здоровья младших школьников» (2012г.)

3.Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе по теме: «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога» (2015 г.)

4. Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Лучший современный урок» (с использованием здоровьесберегающих технологий) 2015г.

5.Районный отборочный тур Московского Международного форума «Одарённые дети - 2015».Танцевальный коллектив «Здоровейка» (1 место)

6. Публикация «Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников». Журнал «Народное образование» Саранск,2015г.

       Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество дидактического материала, планы-конспекты открытых уроков, праздники (см.приложение 1)

Инновационные разработки могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях при изучении предметов по программе «Школа России», во внеурочной деятельности с учащимися.Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения:  http://bolshepolyanskaya_shkola.a2b2.ru/.

 

 

 

(приложение 1)

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

ПРОГУЛКИ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЙСКА

(праздник)

Цели:

- выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь;

- формировать позиции признания ценности здоровья и чув​ства ответственности за него.

Оборудование и оформление: плакаты - названия города, улиц; костюмы сказочных персонажей; мультимедийная установка (для презентации - рисунки солнца: грустного и весе​лого); детские рисунки, сочинения, коллажи, стенгазеты по теме «Здоровье»; музыкальное оформление.

 

Ход праздника

Ведущий. Ребята, мы сегодня отправимся с вами на прогулку по улицам очень интересного городка под необыч​ным названием - Здоровьесберегайск. (Появляется вывеска этого города.)

В этом городе всего несколько улиц, но все они очень важные и нужные, все они как-то связаны с нашим здоровьем.

- А как вы думаете, почему назван так город? По этим улицам, ребята, не ходят машины, нам можно прой​тись пешком. Ну что, идемте на прогулку!

Первый наш маршрут - на улицу Утренняя гимнастика. (Появляется красочная вывеска улицы.)

Грибок-здоровячок (появляется и бодро декламирует).

Кто с зарядкой дружит смело,

Кто с утра прогонит лень,

Будет сильным, и умелым,

И веселым целый день.

Под песенку о зарядке (ел. М. Львовского, муз. М. Старокадомского) все учащиеся встают и выполняют под руководством Грибка-здоровячка следующие упражнения:

- потянуться 1-2 раза;

- встать ровно и спокойно подышать... отдохнуть;

- остановить бег мыслей в голове;

- сказать добрые слова друг другу и получить положитель​ные эмоции, жизненную силу;

- помассировать пальцы;

- походить по камешкам;

- сделать упражнения на дыхание и осанку. Эти упражнения проведет Доктор Айболит - специалист широкого профиля. (Выходит Айболит.)

Айболит. Для полноценного дыхания необходимо соблю​дать следующие правила(демонстрирует плакат):

- дышать надо только через нос, равномерно и ритмично;

- максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и де​лать максимально глубокий выдох.

С девизом «Я могу, я умею, я готов!» выполняем упражнения.

​ Упражнение 1 (дыхание).

1) Встать прямо, руки вдоль туловища.

2) Сделать полный глубокий вдох.

3) Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

4) Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с.

5) Медленно вдыхая, опустить руки в исходное положение.

​ Упражнение 2(осанка).

Встать прямо, положить на голову какой-нибудь предмет (книгу). Развести руки в стороны, подняться на носки и постараться удержать тело в этом положении 20-25 с. Попробовать походить на носках, продолжая держать предмет на голове.

Ведущий. Итак, мы бодры и веселы, движемся с вами на улицу Закалкино.

Айболит. Здесь девиз у нас таков:

«Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!».

Появляются помощники Айболита - Доктор Солнце, Док​тор Воздух и Доктор Вода.

Айболит. Начинаем презентацию природных факторов оздоровления организма.

Доктор Солнце (рассказывает).

Презентация

«Ласковое солнце»

Принимая солнечные ванны,

следует соблюдать простые

правила:

- Начинать загорать в кружев​ной тени деревьев по 3-4 мин, с перерывом 10 мин.

- Каждый день прибавлять по 2-3 мин длительности пребыва​ния на солнце.

- Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока.

- Выходя на солнце, надо на​девать на голову панаму или платок.

- Если плохая переносимость солнечных лучей или нельзя загорать, надо принимать воз​душные ванные в теплую об​лачную погоду

На экране –

правила загорания:

1. Загорай на солнце по 3-4 мин, с перерывом 10 мин.

2. Прибавляй в день по 2-3 мин пребывания на солнце.

3. Загорай в утренние и вечер​ние часы.

4. Находись на солнце в голов​ном уборе.

5. Не можешь загорать на солн​це - загорай в облачную погоду

 

 

Доктор Воздух (рассказывает).

Презентация

«Свежий воздух»

- Воздух - свежий, чистый -полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени.

- Хороши воздушные ванны во время похода, когда маршрут лежит через лес.

- Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра, при t +16 + 18 граду​сов, начиная с 2-3 мин и увели​чивать до 20 мин. Можно орга​низовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под наве​сом...

- В осеннее время полезна про​гулка по лесу, парку (маршрут в 1 км). Необходимо следить за чистотой воздуха и проветри​вать комнату перед сном.

На экране –

правила воздушного закаливания:

1. Принимай воздушные ванны на солнце и в тени.

2. Чаще бывай в походах, на прогулках, экскурсиях в лесу, парке, за городом.

3. Принимай воздушные ванны ежедневно.

4. Следи за чистотой воздуха и проветривай комнату перед сном.

 

 

Доктор Вода (рассказывает).

Презентация

«Холодная вода»

А сейчас мы вместе обсудим, правильно ли проводила зака​ливание цыпленка его подруга гусеница.

Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка». Сценка «Как цыпленок встретил гусен​ка». Слушайте. Цыпленок встретил гусенка.

- Странно, - пропищал цыпленок,

- сам белый, а лапки розовые?

- А я их в холодной воде вы​мыл, вот они и покраснели.

- А если я буду мыть лапки в холодной воде, у меня тоже по​краснеют? - спросил цыпленок.

- Попробуй! - сказал гусенок. И стала желтая гусеница поли​вать на лапки цыпленку холод​ную воду. Ждал-ждал цыпленок, когда лапки станут розовыми, а они почем-то стали синими. Лягушки смеялись: «Это что? Желтый цыпленок на синих ножках. Смешно! Ну очень смешно!»

- Ребята, а вам смешно?

- Ответьте, почему лапки цып​ленка посинели? Правильно ли гусеница проводила закаливание цыпленка водой?

На экране –

правила закаливания водой:

1. Купаясь в теплой воде, полей себя чуть прохладной водой, затем снова теплой и снова про​хладной.

2. Вытерев тело полотенцем, оденься.

3. Повторяй это ежедневно, по​степенно снижая температуру воды на 1- 2 градуса.

 

 

Выходит Мойдодыр со своими помощником Закалкой.

Мойдодыр. Пусть вам будет холодно и жарко –

Проживем без лени и нытья,

Но зато отвага и закалка –

Ваши настоящие друзья!

Отгадайте, ребята, очень полезные загадки:

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое –

Всегда под рукою,

Что это такое?

(Полотенце.)

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой!

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

(Душ.)

Горяча и холодна –

Я всегда тебе нужна.

Позовешь меня - бегу,

От болезней стерегу.

(Вода.)

Днем на небе гуляет,

А спать на землю ложится.

(Солнце.)

Помощник Закалка. Ребята, а давайте поиграем с вами в интересную игру.

•Игра «Наполни сосуд». Описание игры.

Участвуют 2 команды. Две банки с водой стоят на зад

Оставить комментарий: