a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Неделя педагогических идей "Формирование здорового образа жизни"

Опубликовано: 2015-10-28 16:22:16

Документы для скачивания

Семинар- практикум для воспитателей ДОУ. «Формирование здорового образа жизни дошко льников в условиях ДОУ и семьи» ПЛАН Предварительная работа 1. Анкетирование педагогов. 2. Анкетирование родителей. 1- ое занятие: 1. Задание Теоритические вопросы. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», компоненты здорового образа жизни. Ф орма проведения – круглый стол. 2. Задание Задачи работы в ДОУ по формированию ЗОЖ. Формы работы с семьей по формированию ЗОЖ. Работа в подгруппах. 3. Задание: 1Составить рекомендации для родителей по формированию ЗОЖ дошкольника. 2. Составить картотеку пословиц, поговорок, загадок о здоровье. 2- ое занятие 1 часть: Отчет о выполнении задания по предыдущему занятию. 1. Анализ составленных рекомендаций для родителей. 2. Воспитатели презентуют содержание и форму подачи информации для родителей по вопросам формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста. 3. Составить картотеку пословиц, поговорок, загадок о здоровье. 2 часть. Практикум: 1. Проводит врач( мед. с естра) . Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Автор- В. П. Базарный 2. Проводит инструктор по физ. воспитанию. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Форма проведения – круглый стол. 1- ое занятие: 1. Круглый стол 1. сформулировать определение понятия «ЗДОРОВЬЕ» и дать свое понимание данного определения. В ходе выступлений педагогов старший воспитатель фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное в определениях. Старший воспитатель дает несколько определений, принятых в научном мире. «ЗДОРОВЬЕ»- естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений( Большая советская энциклопедия) «ЗДОРОВЬЕ»- нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма. ( Толковый словарь Ушакова) «ЗДОРОВЬЕ»- состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении( С ловарь психологических понятий) «Здоровье»- отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально- нравственное и физио логическое благополучие. ( ВОЗ) Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее полно раскрывающее понятие «здоровье». Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»- активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья. Аналогично ведется работа над понятием «компоненты здорового образа жизни». После обсуждения мнений педагогов старший воспитатель комментирует результаты опроса родителей( Приложение) . « Самые популярные ответы на вопрос о составляющих понятия «Здоровый образ жизни»: правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычек( курение) …» 2. теоретические вопросы. Задачи ДОУ по формированию ЗОЖ дошкольника 1. Создание здоровьесберегающей среды. ( Выполнение СанПина, условия для двигательной активности…) 2. Оказание помощи ребенку по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно- оздоровительной работе. 3. Формирование через активную деятельность здорового организма дошкольника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни. 4. Стимулирование дошкольников к включению в процесс физического развития и двигательной активности. 5. Формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья. 6. Работа с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка. ( Теоретическ ие и практические мероприятия) Формы работы с семьями воспитанников: 1. Лекции 2. Консультации с привлечением специ алистов( врач, инструктор ЛФК…) 3. Совместные досуговые мероприятия 4. Тематические газеты 5. Семинар- практикум 6. Родительский клуб 7. Наглядная информация 8. Привлечение родителей к открытым занятиям В своих анкетах родители, отвечая на вопрос о формах взаимодействия с ДОУ, отдали предпочтения активным формам. Задание педагогам: ( работа по подгруппам) Заполните таблицу Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника. Обосновать свой выбор и актуальность предложенных тем. ТЕМА ФОРМА СПЕЦИАЛИСТЫ- «Береги зубы смолоду»- Оказание первой помощи при отравлении, травме- Влияние ТВ на здоровье дошкольников- «Закаляйся, если хочешь быть здоров! »- «Режим дня»- «Личная гигиена дома»- «Полезная кухня»- «Выходные с пользой для здоровья»- «Вредные привычки» Задание: Разработать содержание информационного уголка по тем е формирование ЗОЖ дошкольника. 2. часть Практикум проводи т старшая мед. с естра ДОУ. 2. 1. Комплекс упражнений для про филактики зрительного утомления В основу данного комплекса положены многолетние исследования и опыт внедрения в дошкольных учреждениях Красноярского края, Канады. Финляндии. Автор данной методики- доктор медицинских наук, врач- офтальмолог В. П. Базарный Приложение. 2. 2. К омплекс дыхательной гимнастики. Проводит инструктор инструктор по физ- ре. Значение дыхательной гимнастики для здоровья детей: От дыхания во многом зависят здоровье, физическая и умственная деятельность человека. Дыхательная функция необычайна, важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, т. к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка- дошольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т. к. атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни. Ознакомление с правилами вып олнения дыхательных упражнений. Показ и выполнение комплекса упражнений. 3. Задание: Планирование и организация совместных форм работы с семьей, направленных на формирования ЗОЖ: разработка сценария Дня здоровья с участием родителей. Анкета для воспитателя. Уважаемые педагоги! В преддверие проведения семинара просим Вас ответить на вопросы анкеты. 1. Как часто Вы беседуете с родителями по поводу его ребенка? - Ежедневно- Не менее 1 раза в неделю- По мере необходимости 2. Какова тематика вашего общения с родителями? - Здоровье, самочувствие ребенка- Бытовые вопросы( как прошел день, как ел, спал…) - Организационные вопросы- Вопросы развития ребенка- Другие( указать какие) 3. Кто чаще выступает инициатором общения? - Вы- Родители 4. Как Вы оцениваете результаты общения? - чаще всего конструктивные- чаще всего как не конструктивные- в зависимости от содержания беседы- в зависимости от конкретного родителя 5. С чем связаны трудности в общении с родителями? - налаживание личного контакта- выбор содержания беседы- выбор форм взаимодействия с семьей- непонимание родителями задач детского сада- недостаточные знания родителей в области педагогики, психологии- другое_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Спасибо за ответы Анкета для родителей 1. Считаете ли Вы необходимым привитие навыков здорового образа ребенку, начиная с дошкольного возраста? - Да- Нет 2. Какие привычки, по вашему мнению, соответствуют здоровому образу жизни? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Воздействуете ли вы на своего ребенка с целью формирования у него привычки к здоровому образу жизни? - Да- Нет 4. Часто ли болеет ваш ребенок? - да- нет 5. Каковы, по вашему мнению, причины болезни вашего ребенка? - Недостаточное физическое воспитание- Наследственность- Другое_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Какие темы для Вас наиболее интересны- Закаливание- Профилактика- Гимнастики- Вопросы профилактики простудных заболеваний- Другое_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Благодарим за ответы!

Консультация для воспитателей на тему: « Формирование здорового образа жизни в дошкольной ступени образования» «Кто- то сказал, что должны молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться! » Я. А. Каменский. Существует, к сожалению, сегодня очень низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Всѐ чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится брать на себя ответственность за своѐ здоровье. Что более ценным является для человека – богатство или слава? Один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делает человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, богатого короля. Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Но последнее время состояние здоровья у детей дошкольного возраста вызывает большую тревогу. Всемирная организация здоровья доказала, что здоровье ребѐнка зависит: на 20- 25% от окружающей среды; 20- 25% от наследственности; 10% от медицины и 40- 50% от образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении, определяется рядом условий, среди которых основными являются: Ø реализация здоровьесберегающих педагогических технологий; Ø индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту; Ø соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; Ø создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении; Ø реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей; Ø реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения. Что такое здоровый образ жизни человека? Это рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, культура эмоций или психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек и пагубных пристрастий( алкоголь, никотин, наркотики) , активная жизненная позиция, потребность мотивационной культуры, духовная культура и здоровый психологический климат. Дидактические игры в формировании культурно–гигиенических навыков дошкольников Например, дидактические игры «Правила гигиены и режим дня» Дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены. Содержание: все дети становятся в круг; ведущий по очереди бросает мяч каждому ребѐнку, определяя им задание: · Что мы делаем утром, когда просыпаемся? · Делаем зарядку, умываемся, завтракаем · Что мы делаем перед едой? · Моем руки. . . и т. д. Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своѐ здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты. На базе детского сада созданы все условия для реализации основных направлений в воспитании у детей потребности в ЗОЖ. В детском саду функционируют спортивно- музыкальный зал, спортивная площадка для разных возрастных групп. Оборудованные физкультурные уголки помогают развивать у детей физических качеств, формировать двигательные умения и навыки, воспитывать потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Их содержание должно самое разнообразное, это- физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. «Уголки здоровья» дают детям знания валеологического характера. Такие уголки, как «Советы доктора Градусника», « Неболейка » помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В содержание «уголка здоровья» могут входить дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены; дети самостоятельно и под руководством воспитателя могут получить элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Дидактические игры- Матрёшки: 1. Собери матрѐшку 2. Найди матрѐшку 3. Расставь матрѐшек Дидактические игры. Последовательности. Собери цепочку. В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: непосредственная образовательная деятельность( уроки здоровья) , игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Ежемесячно, начиная со 2- й младшей группы, рекомендуется проводить занятия по здоровому образу жизни, на которых детям давать представления об индивидуальности человеческого организма, знакомить со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей необходимо подводить к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. На музыкальных занятиях с детьми необходимо изучать не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела. При проведении непосредственно образовательной деятельности из области «Физическая культура» необходимо решать оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи; знакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений и основными видами движений, целью которых является профилактика плоскостопия и нарушений осанки. А применение широкого спектра физкультурного оборудования будет способствовать развитию у детей интереса к занятиям, укреплению своего здоровья. Также необходимо большое значение уделять организации полноценного дневного сна- для засыпания детей использовать различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводить гимнастику после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому рекомендуется побольше включать мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и смехотеропии, сказкотерапии. Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении, как и в любом другом выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно включаются в меню соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей вводится зелёный лук, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что в основном дети имеют различные нарушения состояния здоровья. Год от года увеличивается количество детей со сколиозом, увеличивается число детей с болезнями нервной системы. За последние годы увеличилось количество детей, страдающих аллергией, различными хроническими заболеваниями. А ведь хорошее самочувствие у ребенка – важное условие его успешного обучения в школе. Необходимо результаты обследования учитывать медицинской сестре, воспитателям и специалистам в последующей работе с детьми. А также необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляется у детей само собой, а формируется в результате целенаправленного воздействия со стороны семьи и дошкольного учреждения. Нужно заботиться о здоровье и беречь его. Взрослые люди часто имеют вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков. Дети любят копировать взрослых, поэтому у них со временем вырабатываются вредные привычки: нерациональное питание, проведение большого количества времени у телевизора или компьютера, малоподвижный образ жизни, а часто мы задумываемся, что такое здоровье? Здоровье – это состояние гармонии души и тела. Доброжелательный настрой формирует обстановку вокруг нас, создает уют, хорошую атмосферу в семье. Теплая атмосфера в доме и детском саду – залог здоровья ребенка. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей следует использовать как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформлять информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением старшей медицинской сестры, спортивные семейные эстафеты. Родители должны стать постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет нас воспитателей заниматься самообразованием, организует учебно- воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем. Свою консультацию мне хочется закончить словами Л. Кьюби «Здоровье – это возможность возможностей. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела ваша жизнь»

Оставить комментарий: