a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Автор: Черноусенко Светлана Станиславовна Опубликовано: 2015-11-02 18:02:39

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. В. Ливна » Нижневартовский район, г. п. Излучиснк Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе ДШИ «Берёза весной» подготовила преподаватель художественных дисциплин Черноусенко Светлана Станиславовна г. п. Излучинск 2013 г Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе ДШИ Черноусенко Светлана Станиславовна преподаватель художественных дисциплин первой категории МАОУДОД «Детская школа искусств имени А. В. Ливна » г. п. Излучинск, Нижневартовсого района, ХМАО- Югра Тема урока: «Берёза весной» Вид занятия: рисование по памяти и представлению деревьев. Тип занятия: комбинированн ый Цель: формирование знаний у учащихся о пейзажной живописи; пр едставления о ст роении деревьев. п ознакомить с разнообразны ми изобразительными материалами. воспитание у детей художественного вкуса. Задачи: формирование познавательного интереса; формирование умения рисовать по памяти и представлению; развитие умений замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; обогащение и углубление, знания школьников о произведениях русских художников; закрепление умения аналитически работать по картинам; формирование эмоциональной отзывчивости через произведения малых форм фольклора( стихи, песни, загадки) . развитие навыков работы восковыми карандашами и акварелью; развитие аккуратности. Методы и методические приемы: устное объяснение темы и задания; показ методического пособия; индивидуальная работа с каждым ребенком; просмотр – выставка. Оборудование: Зрительный ряд: Репродукции картин: Ку инджи А. И. «Ранняя весна», Саврасов А. К. «Грачи прилетели», Левитан И. И. « Молодая сосна », «Ранняя весна», Акимова Н. « Весна. Березы », Обуховский Ю. « Березы. Весна», Таблица «Последовательность построения березы». Литературный ряд: Ф. Тютчев «Весенние воды», И. Токмаков «Ели», «Деревья», И. Бутримова « Весенний лес » Музыкальный ряд: - спокойная инструментальная музыка. Материалы: акварель, масляная пастель, кисти беличьи( № 3, 7) , бумага формата А3, карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка, палитра. План занятия. Организационный момент( 3 мин. ) Активизация опорных знаний( 6 мин. ) Изучение нового материала. ( 5 мин. ) Практическая работа. ( 20 мин. ) Просмот р – анализ работ. Оценивание. ( 6 мин. ) Итого: 40 мин. Оформление доски: 40386059055 Ку инджи Арх ип Иванович. Ранняя весна. 1890- 1895 403860- 1108710 Левитан Исаак Ильич. 660400184785 Ранняя весна. Молодая сосна Николая Акимова Весна. Березы. Тема: «Деревья весной » Последовательность рисования- 10160- 10795501015- 1083945 Саврасов Алексей Кондратьевич Грачи прилетели. 1871 54864059690 Левитан Исаак Ильич. Ранняя весна. 1890- е 14859045720 Юрий Обуховский Березы. Весна. 1997 Ход занятия: Организационный момент: Приветствие учащихся. П роверка учащихся по списку, готовности к уроку. Активизация опорных знаний: Занятие начинается с сообщения темы, цели и задач урока. - Ребята посмотрите в окно, какое сейчас время годы? ( Весна) . - Правильно. Скажите, а какие изменения происходят в природе в это время года? Дети пытаются объяснить: становится теплее, тает снег, прилетают птицы, на деревьях появляются листочки и др. Рассмотрим внимательно представленный зрительный ряд. - Говорим о красоте природы, которую изобразили художники. - Обращаю внимание учащихся на репродукцию картины Юрия Обуховского « Березы. Весна». 1405890129540- Что изображено на картине? Какие цвета использует художник, для передачи весеннего настроения? - Как вы думаете, как называются картины, на которых художник изображает природу? - Правильно. П ейзаж — это портрет природы. Художник пи шет реку, горы, поля, дома и, конечно, деревья. Природа в пейза жах живет не сама по себе. Земля и небо, вода и воздух, каждое деревце связаны с жизнью людей, их радостями и печалями. 3. Изучение нового материала- Сегодня на уроке вы будете учит ь ся рисовать деревья. П ознакомитесь с их строением и узнаете, из каких частей состоит дерево. А вот какое дерево мы будем рисов ать, высейчас узнаете. Послушайте загадку: Стройная девица, платьице из ситца, черные сапожки, по весне – сережки. ( Б ереза) - Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в русской культуре столько песен и стихотворений посвящено этому дереву. О березовом дереве мы много читали и в народных сказках. Художники очень любят изображать березы на своих пейзажах. Они всегда выглядят о чень поэтично – особенно весной. Березовые рощи всегда светлые, очень красивые. Вот такие строки посвятил этому дереву А. Прокофьев Русская берёзка Л юблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, – но не ломится! - У каждого дерева свой облик, но только березку сравнивают в народе с девицей- красавицей. Ствол стройный, ветви тонкие, длин ные, наклоненные к земле. Практическая работа: - Посмотрите на эти рисунок березу( рис. 1) . 163449018415- Вместе с учениками определяем, с каких частей состоит дерево. Задаю наводящие вопросы: - Из каких частей состоит дерево? ( Ствол, ветки) - Какая часть дерева толще, а какая тоньше? ( внизу ствол толще, а вверху тоньше) - Обсуждаем, как лучше расположить лист, вертикально или горизонтально. - Как лучше расположить рисунок на листе? ( по центру) - Показываю поэтапное построение дерева: сначала изображаюствол дерева, а затем в рису ем ветки. У чащиеся, вместе с учителем приступают к построению дерева на листе. - После построения дерева карандашом, масляной пастелью прорисовываем контур дерева, его ствол и ветки. Проводим линию горизонта. В ходе занятия проводится физкуль т минутка: Во дворе стоит сосна Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. ( Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге. ) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. ( Наклоны корпуса вперёд- назад. ) Ветки гнутся взад- вперёд, Ветер их качает, гнёт. ( Рывки руками перед грудью. ) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. ( Приседания. ) Мы размялись от души И на место вновь спешим. ( Дети идут на места. ) - На палитре подбираем цвет неба и земли( применяем локальные цвета: голубой, коричневый, охра, светло- зеленый) . - Объясняю, как в акварели получить более светлый цвет или темный. - Широкими мазками заливаем голубым цветом небо, к линии горизонта цвет неба становится менее насыщенным. Таким же способом прописываем землю. Подведение итогов урока: В конце урока выставляем все работы для просмотра. Каждый ребенок дает название своему пейзажу. Вспоминаем, с каким видом изобразительного искусства сегодня познакомились на уроке. Какие цвета использует художник для передачи весеннего настроения. Уборка рабочего места. Список использованной литературы Павлик К. В. «Изобразительное искусство в начальной школе» Для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений, учителей начальных классов. Москва. Флинта. Наука. 1999 с. 49- 53 Сокольникова Н. М. «Изобразительное искусств и методика преподавания в начальной школе »М осква. ACADEMA. 1999. С. 78- 86 Кузин В. С. , Кубышкина Э. И. «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва. Дрофа. Использованные материалы и Интернет – ресурсы Куинджи А. И. «Ранняя весна», Саврасов А. К. «Грачи прилетели», Левитан И. И. «Молодая сосна», «Ранняя весна»- http: / / allforchildren. ru/ pictures/ art_ spring. php Николай Акимов «Весна. Березы»- http: / / akimov- art. ru/ gallery/ view- photo/ 10/ 320. html Юрий Обуховский « Березы. Весна »- http: / / www. obuhovskiy. ru/ pejzazhi- rossii/ berezy- vesna. html Таблица «Последовательность построения березы»- http: / / ladyspecial. ru/ dom- i- xobbi/ svoimi- rukami/ kak- narisovat- berezu Загадка- http: / / www. numama. ru/ blogs/ kopilka- detskih- stihov/ stihi- pro- berezku. html Прокофьев А. «Русская береза»- http: / / ruskg. info/ index. php? option= com_ content& amp; view= article& amp; id= 75& amp; Itemid= 66 Физкультминутка « Во дворе стоит сосна »- http: / / podsnezhniksad. ucoz. com/ index/ fizkultminutki/ 0- 561

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени А. В. Ливна » г. п. Излучинск, Нижневартовский район Конспект урока по лепке: « Лепка фигуры рыбака по мотивам тобольской резной кости » 3 класс подготовительного отделения п реподаватель Черноусенко Светлана Станиславовна г. п. Излучинск 2013 ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по предмету лепка( 3 класс ДШИ подготовительное отделение, тема рассчитана на 6 часов) Тема: Лепка фигуры рыбака по мотивам тобольской резной кости. Вид занятия: лепка по образу и подобию. Тип занятия: комбинированный Цель урока: С формировать у обучающихся представление о творчестве тобольских скульпторов косторезов. Освоение приема лепки из целого куска пластического материала. Задачи: Обучающая: Формирование умения выполнять объёмное изображение из целого куска пластического материала, передавая особенности формы и пропорций; Развивающая: Развитие навыков и умений в работе со стеками и глины; Развитие пространственного мышления. Воспитывающая: Воспитание уважения и интерес а к творчеству народных мастеров, особенно мастеров родного края, бережного отношения к культурному наследию; Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический. Оборудование: Для учителя: ПК, мультимедийный проектор, экран; Зрительный ряд: две скульптуры различные по размеру; презентация « Т обольская резная кость», репродукции работ: Обрядова В. П. « Рыбак», Русаев В. А. « Экно с лайками », «Хант – рыбак» мрамор, «Девочка с рыбой» мрамор, работы учащихся. Для учащихся: глина; набор стеков; доска для лепки; тряпочка для вытирания рук и стеков; тряпочка для работы; клеенка; ангобы; кисти №2, №3; баночка для воды. Оформление классной доски: «Последовательность лепки из целого куска » 10102851201420180975403225 Тема: «Лепка фигура рыбака по мотивам тобольской резной к ости» 10134604953016319560325 Словарь: Скульптура малых форм Скульптор косторез План занятия №1. Организационный момент – 2- 3 мин. Подготовка к основному этапу – 2- 3 мин. с ообщение темы, цели занятия постановка основных учебных задач и сообщение объема работы активизация познавате льной деятельности обучающихся Изучение нового материала – 8- 10 мин. Прак тическая работа –15 мин. з акрепление основных приемов лепки объяснение и наглядный показ поэтапного ведения работы самостоятельная работа Подведение итогов- 5 мин. о бщий просмотр, анализ работ фронтальный опрос Завершение урока – 5 мин. сообщение домашнего задания у борка рабочег о места Ход занятия: Организационный момент- 2 мин. Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку, готовности к уроку. 2. Подготовка к основному этапу – 5 мин. Какая ждёт сегодня нас работа Поскорее узнать нам охота. М ы будем не клеить, не резать, не шить Мы будем сегодня фигурку лепить. Сообщение темы, цели урока, активизация познавательной деятельности – 3 мин. Сегодня у вас будет возможность почувствовать себя не просто скульпторами, а скульпторами косторезами. Задача у нас необычная – используя пластичный материал, такой как глина, создать фигурку рыбака по подобию об разцов тобольской резной кости. Изучение нового материа ла с использованием презентации – 10 мин. Урок начинается с беседы о скульптуре малых форм. В процессе объяснения демонстрируется презентация «Тобольская резная кость». Вниманию учащихся предложены две скульптуры, выполненные из глины, но различного между собой размера. Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на две скульптуры. Как вы думаете, чем они похожи между собой? Учащиеся: скульптуры п о хо жи формой; на них традиционная одежда хантов, которая украшена орнаментами. Учитель: Чем отличаются между собой скульптуры? Учащиеся: Фигурки различны по размеру. Одна больше, вторая меньше. Учитель: Сегодня вам предстоит познакомит ь ся с одним из видов скульптуры – скульптурой малых форм. Скульптура малых форм – это произведения мелкой пластики, изготовленные из камня, кости, фарфора, дерева, бронзы и других материалов. Как правило, к ним относятся статуэтки или композиции жанрово- бытового характера, изображения животных, сувениры, произведения народных мастеров. К малым формам относятся: круглые скульптуры, но и рельефы: памятные медали, медальоны, глипти ка( искусство резьбы по камню) . Сегодня вам предлагается познакомит ься, с одним из видов скульптуры малых форм, Тобольским косторезным промыслом. Давайте немного окунемся в историю возникновения Тобольского косторезного промыслы: На высоком холме у слияния рек Иртыш и Тобола раскинулся старинный город Тобольск, который известен не тольк о своей славной историей, но и косторезным промыслом. / Слайд №2/ Развитию промысла способствовало обилие мамонтовой кости, которую находили в отвалах речных берегов и сохранившаяся резьба по ней у коренных народов Крайнего Севера – хантов, манси и ненцев. / Слайд №3/ В 1929 году была организована Тобольская косторезная фабрика художественных косторезных изделий – единственное в нашей стране сохранившееся предприятие/ Слайд №4/ Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура, эти миниатюры чаще всего изображали бытовые сценки из жизни северных народов и были изготовлены из обработанной кости или бивней мамонта, бизона, оленя, зуба кашалота. / Слайд № 5/ Наряду с миниатюрными станковыми произведениями в тобольской резьбе получают распространение силуэтные композиции, названные «гонками» или «поездками». Они изображают северянина, который едет в нартах на оленях или собаках  часто в сопровождении семейства. / Слайд № 6/ Отличительной чертой тобольских мастеров является тщательная шлифовка материала, который остается гладким, без мелких рельефных узоров, без гравировки. Мастера ценили красоту самого материала- белизну кости, её заглаженную, как бы ледяную поверхность, ассоциирующуюся с вечными снегами Северных просторов. Сегодня искусство художественной обработки кости представляет одно из интереснейших явлений в многонациональной культуре нашего края. Сейчас вы познакомитесь с творчеством скульпторов косторезов: Обрядова Вера Прокопьевна/ Слайд №7/ Родилась в 1938 году в г. Тобольске. Окончила в Абрамцевскую художественную школу в г. Хотькове Московской области. В 1957- 1981 годах работала мастером на Тобольской фабрике худо жественных косторезных изделий. Персонажи Веры Обрядовой – теплые, веселые, спокойные, немного статичные. Абсолютное большинство своих произведений Обрядова вырезает из единого блока кости. Русаев Виталий Андреевич( 1935- 2002) , / Слайд №8/ Р одился в селе Большая Заморозовка Велижанского района Тюменской области. В 1950- 1971 работал на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий. Виталий Русаев любит выре зать веселых, озорных мальчишек, бытовые сценки из жизни северных народов. Тимергазеев Минсалим Валиахметович/ Слайд № 9- 13/ - хранитель косторезного ремесла. Родился в 1950 в деревне Красный Яр Ялуторовского района Тюменской области. Учился в изостудии при Тобольской косторезной фаб рике( 1967- 1969) Один из наиболее известных тобольских художников- косторезов, творчество которого от личается глубоким своеобразием. В 1991 основал художественно- промышленную артель" Минсалим" при Тобольском государственном историко- архитектурном музее- заповеднике. Будучи на Севере, изучал художественный местный костюм, орнамент, особенности быта ханты и манси. Чувствуется стремление автора в максимально маленький размер вложить емкое содержание. Практическая работа: Учащимся предлагается слепить фигуру рыбака по образу и подобию. Е сть такая поговорка: Без труда, не вытащиш ь и рыбку из пруда. Учитель: Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним основные приемы лепки. Основные приемы лепки Прием лепки: Описание: Разминание. Приём используется для разминания глины и придания ей пластичности. Скатывание. Прием используется для придания материалу шарообразной формы. Кучек глины положите между ладонями и, слегка сжимая, кругообразными движениями скатайте в шарик. Рас катывание. Цилиндрическую форму можно получить методом раскатыванием. Кусок материала между ладонями раскатайте прямолинейными движениями рук, удлиняя его и придавая цилиндрическую форму. Сплющивание. Уплощенная форма получается методом сплющиванием. Шарик сдавите ладонями или пальцами, он приобретет дисковую форму или форму лепешки. Вытягивание. П ри помощи большо го и указательного пальцев з ахватить кусочек глины с одной стороны и слегка вытянуть. Вдавливание стеками. Вдавите стек в кусочек глины по направлению к центру. Заглаживание. Этот приём используется для получения гладких поверхностей. Приём выполняется кончиками пальцев или увлажнённой губкой. Учитель: На этом уроке вам необходимо набрать общую массу фигуры: 1. Берем кусочек глины средних размеров и скатываем конус. Чтобы изделие не было тяжёлым и при обжиге не лопнуло, конус делаем полым. 2. Используя основные приемы лепки( такие как вытягивание и сплющивание) формируем голову и руки фигурки. 3. В процессе лепки выполняем детализацию фигурки( уточняем пропорции, передаем движение, лепим капюшон) . Подведение итогов. В конце занятия проводится фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии. Учитель. Сегодня у вас бала возможность почувствовать себя не просто скульпторами, а скульпторами косторезами. Задача у нас была необычная – используя пластичный материал, такой как глина, создать фигурку рыбака по подобию об разцов тобольской резной кости. Н а уроке вы познакомились с историей возникновения Тобольского косторезного промысла, с творчеством скульпторов косторезов. П роводится выставка работ учащихся. - Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении. - На следующем уроке мы буде м изучать хантыйские орнаменты и декорировать фигуру орнаментами. Уборка рабочего места. Завершение урока. На втором занятии учащиеся изучают и зарисовывают орнаменты характерные для народов ханты и манси. После зарисовки отдельных элементов орнамента, у чащимся раздаются шаблоны с изображение малицы, и им предлагается украсить малицу орнаментами. На третьем занятии, учащиеся приступают к декорированию изделия из глины. На основе выполненных зарисовок малицы, нанос ят орнамент на одежду фигуры, прорабатывают фактуру шерсти и чешуи рыбы. После завершения декорирования, работа расписывается ангобами, высушивается и обжигается в муфельной печи. Список использованной литературы Сокольникова Н. М. « Изобразительное искусств и методика преподавания в начальной школе» Москва. ACADEMA. 1999. Федотов Ф. «Послушная глина. Основы художественного мастерства» АСТ – ПРЕСС М. 1999; Митлянская Т. Б. О работах мастеров косторезных промыслов. - В кн. Труды НИИХП. - М. : «Легкая индустрия», 1975; Валов А. А. «Тобольская резная кость» Свердловск 1987; Валов А. А. , Сезева Н. И. , Шайхтдинова Н. Н. « Художники Т юмени» 1994; «Художники Тюмени, Путеводитель». Тюмень, 1982г. Использованные материалы и Интернет – ресурсы Путь в Сибирь http: / / www. ikz. ru/ siberianway/ tobolsk- history/ kost. html http: / / forum. faleristika. info/ viewtopic. php? f= 730& amp; t= 79737 Обрядова В. П. «Таежная хозяйка», «Молодая хозяйка», «Финиш», «Весна», «Сон в пургу» http: / / www. bibliotekar. ru/ rusKost/ 48. htm Русаев В. А. « Заплетание косы», «Завтрак собакам» http: / / www. bibliotekar. ru/ rusKost/ 48. htm Тимергазеев М. В. «Дедушка и бабушка», «Мальчик с собаками», «Весенний мотив» http: / / www. bibliotekar. ru/ rusKost/ 48. htm

Оставить комментарий: