a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровые технологии в детском саду

Автор: Барукова Елена Евгеньевна Опубликовано: 2015-11-05 18:40:40

Документы для скачивания

Игровые технологии в детском саду Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Виды педагогических технологий • «Здоровьесберегающая» технология • Технология «ТРИЗ» • Технология «Проблемного обучения» • Технология «Марии Монтессори». • «Игровая» технология и др. Основные требования (критерии) педагогической технологии: • Концептуальность • Системность • Управляемость • Эффективность • Воспроизводимость Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна бытьгарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей). Структура образовательной технологии Структура образовательной технологии состоит из трех частей: • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого- педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала. • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса. Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. «Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.Игровая деятельность Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции игры • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); • коммуникативная: освоение диалектики общения; • самореализация в игре как полигоне человеческой практики; • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Четыре главные черты присущие игре • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.Структура игры как деятельности – • Целеполагание, • планирование, • реализация цели, • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Структура игры как процесс – • роли, взятые на себя играющими; • игровые действия как средство реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; • реальные отношения между играющими; • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Игра как метод обучения • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; • познавательные, воспитательные, развивающие; • репродуктивные, продуктивные, творческие; • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Типология педагогических игр по характеру игровой методике • предметные, • сюжетные, • ролевые, • деловые, • имитационные • игры-драматизации Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Специфика игровой технологии Игровая среда: • игры с предметами • без предметов, • настольные, • комнатные, • уличные, • на местности, • компьютерные • с ТСО, • с различными средствами передвижения.Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:  игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами

Оставить комментарий: