a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "«Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений»

Автор: Жучёва Татьяна Алексеевна Опубликовано: 2015-11-11 04:25:52

Документы для скачивания

Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений» Нетрадиционные формы воздействия в работе логопедов на сегодня становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные формы терапии, не требуя особых усилий, стимулируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, это помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее. На сегодня форм нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но остановимся на тех, которые являются наиболее доступными, целесообразными и эффективными.   ФИТОТЕРАПИЯ- лечение с помощью лекарственных растений. Считается эффективным лечебным и профилактическим средством при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения нервозности, восстановления мышечного тонуса. При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, настои чабреца. При паретической форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, настои из пшеницы, донника, лапчатки серебристой. Укрепление мускулатуры глазных мышц, своевременная коррекция зрения – это основа профилактики моторной и оптической дисграфий, для которых характерны потеря строки, сужение полей зрения, смешение сходных по написанию букв, зеркальное письмо. Способностью повышать остроту зрения обладает настой плодов шиповника. Таким образом, в результате комплексной коррекционной работы удается с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.   АРОМАТЕРАПИЯ. Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Эфирные масла базилика, кориандра, кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты создают ароматы, прекрасно успокаивающих перевозбужденную нервную систему. Такие фитокомпозиции можно использовать в работе с гиперактивными детьми. Ароматотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.   МУЗЫКОТЕРАПИЯ- это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Мирный и ласковый плеск волн, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии способны снимать гнев и досаду, улучшать настроение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует ЦНС. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция сенсорных процессов( ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.   ХРОМОТЕРАПИЯ – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывается мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств( 90% информации человек получает посредством органов зрения) . Известно, что: - синий цвет- оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли; - голубой цвет- оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения; - фиолетовый цвет- оказывает угнетающее действие на психику, снижает настроение; - красный цвет- активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы; - зеленый цвет- успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей при лечении воспалений, а также при ослабленном зрении.   ЛИТОТЕРАПИЯ- нетрадиционная практика, основанная на терапевтических свойствах минералов и камней. Минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество- т. е. могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым. Считается, что минералы как бы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга. Например: - александрит- успокаивает при перевозбуждении, способствует созданию радостного настроения; - малахит – успокаивает нервную систему, улучшает сон; - родонит- укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает стресс.   ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Игры с песком представляют собой отличный вариант развлечений с обучающим эффектом. В психологии еще в 30- х годах прошлого столетия появилось новое направление – песочная терапия и песок приобрел статус терапевтического материала. Песок – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь», как вода, и напоминает о времени( им наполняли стеклянные колбы песочных часов, приятно также пересыпать из руки в руку песок- это успокаивающее, медитативное занятие) . Влажный песок тоже обладает интересными свойствами. В отличие от сухого, у него есть «память»- способность сохранять следы, отпечатки, на нем можно рисовать, ему можно придавать желаемую форму. Эти достоинства песка позволили ему занять достойное место в кабинетах психотерапевтов. Для песочной терапии используется песочница – длина 50 см, ширина – 70 см, глубина- 10- 15 см. Окрашивается в голубой цвет, вставные доски могут менять цвет ящика, голубое блюдце внутри может служить озером, желтое- островом. Предметы, которые могут использоваться: - металлические, деревянные, пластиковые, стеклянные и природные( камни, перья, засушенные растения) . - люди: взрослые, дети, сказочные герои; - наземные животные: дикие, домашние, доисторические, сказочные; - водные обитатели, дома, растения, транспорт, мосты, дорожные знаки, цифры, буквы, геометрические фигуры.   Перед играми в песке надо обговорить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ: - не разбрасывать песок; - не ссориться из- за игрушек; - уметь договариваться между собой; - занимать свободную сторону ящика; - стряхивать песок только над песочницей; - порядок наводить вместе. На занятия с песком оптимально брать 2- 3 человека.   В песочной терапии можно решать коррекционные задачи по следующим разделам: 1. Чувствительные ладошки- развитие тактильных ощущений; 2. Ловкие пальчики- развитие мелкой моторики; 3. Сенсорные игры- развитие сенсорных способностей; 4. Умные ушки- развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения; 5. Бродилки- развитие пространственных способностей; 6. Говорю правильно- развитие грамматического строя речи; 7. Грамотейка- игры с буквами- обучение грамоте; 8. Сказочные истории- игры- истории, предполагающие продолжение- развитие связной речи.   1. Чувствительные ладошки и 2. Ловкие пальчики: - отпечатки рук, пальчиков; - скользить ребром ладони, «ходить», «бегать» пальчиками; - нарисовать пальчиками узор, солнце и т. д. - откопать игрушку.   3. Сенсорные игры: - «Цветные заборчики»- построить заборчик из счетных палочек или колпачков от фломастеров только определенного цвета; - «Найди по описанию»- найти в песке самый большой зеленый треугольник, самый маленький круг и т. д.   4. Умные ушки: - «Будь внимателен»- выбрать из песка только те игрушки, в названии которых есть заданный звук, на определение заданного звука в названии игрушек( отбери игрушки, где звук Р в середине слова) ; - «Назови правильно»- автоматизация поставленных звуков- ребенок берет из песка игрушку и правильно произносит слова.   5. Бродилки: - «Клад»- ребенок ищет в песке игрушку, следуя подсказкам педагога; - « Секретик »- используется сетка для раковины. Ребенок ищет спрятанную игрушку по принципу игры «Электронная муха».   6. Говорю правильно: - игры «Назови ласково», «1- 2- 5»- с использованием мелких игрушек именно по лексическим темам – решаем задачи не только по грамматике, но и по обогащению словаря.   7. Грамотейка: - игры с буквами- узнай на ощупь, нарисовать на мокром песке, вылепить из песка, выложить из палочек на песке, составить слоги, слова. - задания с фишками- выложить схемы слогов, слов из пробок. Как вариант вместо песка может использоваться и крупа.   Литература: 1. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов- на- Дону, 2001. 2. Грабенко Т. М. , Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - Спб. , 1998.

Оставить комментарий: