a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические материалы Черных Ольги Михайловны

Опубликовано: 2015-11-11 14:05:18

Изодеятельность – это творчество Каждый день повсюду в мире дети рисуют каракули – то зажимая в кулачке карандаш или мелок, то проводя туда – сюда пальчиком по песку или заиндевевшему оконному стеклу. ( Сильвия Файн) Пояснительная записка Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, своё искреннее отношение к действительности. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитание личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. И. Д. Запорожец определяет художественно – эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Для ребёнка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашом, ручкой, фломастером и кистью, но остаётся удивительным использование пальчиков и ладошек. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности – удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно если маленький ребёнок перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатом своего труда Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей. Делает его более разнообразным, увлекательным и интересным. Нетрадиционное рисование позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии. В процессе занятий воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность. Инициативность, умение работать в сотворчестве. Всесторонне развитый ребёнок вызывает чувство гордости у родителей. Какую бы сферу деятельности во взрослой жизни ни выбрал ребёнок, от жизненных невзгод спасает гармония в душе. В современном мире потребления духовность необходима, а самая благоприятная среда для духовного роста – это изобразительное искусство. Занимаясь творчеством, маленький художник постоянно исследует мир качественно. И поэтому задача педагога – научить ребёнка удивляться, радоваться, наслаждаться плодами труда, будь то необычный узор, цветовой переход или неожиданный контраст, получившиеся у маленького художника. Педагогу нужны чуткость и умение понять личные потребности детей. Роль его должна сводиться к созданию благоприятных условий для самовыражения в искусстве. И тогда малыши, соприкоснувшись с искусством, будут идти по жизни, стремясь сеять вокруг себя «доброе, разумное, вечное». Направление работы: Художественно – эстетическое развитие Развитие творческих способностей Познавательное развитие Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности Задачи программы: Образовательные: познакомить ребят с нетрадиционной техникой рисования Развивающие: Развивать мелкую моторику рук Развивать внимание, память, логическое мышление Развивать эстетическое восприятие и воображение Формировать творческие и креативные способности детей Оздоровительные: Следить за осанкой детей во время работы Воспитательные: Воспитывать художественный вкус и чувства гармонии, Воспитывать у детей стремление к достижению результата Приёмы: художественное слово, рассматривание игрушки, загадки; показ и демонстрация иллюстраций, физминутка, пояснение, поощрение, самостоятельная деятельность детей Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально- художественная Принципы построения педагогического процесса: От простого к сложному Системность работы Индивидуальный подход Новизна: Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью. , возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приёмов в рисовании. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ребёнок получает удовольствие от общения с красками и радуется результатом своего труда. Актуальность: Сегодня во всём мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Главная задача, поставленная мной, это развитие мелкой моторики. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышление ребёнка. Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Используемая литература: 1. Журнал «Книжки, нотки и игрушки. . » 2. Радужный мир искусства( Парциальная программа художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста. Барнаул 2014) 3. Журнал «Звёздочка наша», Барнаул, 2015 Работа с родителями: 1. Ознакомить родителей с планом работы 2. Выставки детских работ Первый год обучения. В озраст 4- 5 лет. Второй год обучения. Возраст 5- 6 лет. Месяц Тема занятия Цель Методические приёмы Сентябрь 1. Повторение пройденного материала. «Разноцветный ковёр» 2. Надели деревья осенний наряд Вспомнить полученные знания и умения. Продолжать учить рисовать ватными палочками. Учить рисовать осенние листочки приёмом ритмичногопримакивания, учить выстраивать простейшую композицию на листе, восхищаться своей работой «Что за палочки такие? »- обыгрывание ситуации: Для чего нужны эти палочки? Как ими можно рисовать? Что они умеют? Рассматривание картины «Осень золотая» Подвижная игра: «Собери листья» д/ и «Найди такой же листок» слушание песенки «Падают, падают листья» Октябрь 1. Хоровод грибов 2. Солнышко лучистое 3. Коллективный коллаж «Задумчивая осень» 4. Кляксография «Осенние листья» Продолжать учить рисовать пальчиком и ватными палочками, развивать познавательный интерес и воображение Учить рисовать располагая лучики вокруг готовой середины, п альчиком, развивать фантазию Развивать творческое нестандартное мышление, продолжать учить рисовать палочками и кисточкой, развивать эстетическое восприятие Знакомство с таким способом изображения, как пятно, показать его выразительные возможности, развивать воображение, фантазию Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошёл» Рассматривание иллюстраций «Грибы» Чтение стихотворение Г. Бойко «Солнышко» П/ и «Солнышко и дождик» Рассматривание иллюстраций Составить осенний букет и поставить его в группе для любования Чтение стихов об осени Чтение стихотворения М. Ивенсен «Падают листья» А. Толстой «Осень, осыпаетсявесьнашбедный сад Песня «Дует, дует ветер. . » Ноябрь 1. Дождик, д ождик кап- кап, кап- кап 2. Рябина 3. Яблоко 4. Огурец Учить рисовать тучки по спирали пальчиком, дожди к- ватными палочками, развивать познавательный интерес и воображение, формировать у детей живой интерес к природным явлениям Уметь рисовать веточку рябины ватными палочками, ягодки – пальчиком, закреплять приёмы рисования пальчиком, развивать логическое мышление Учить рисовать пальчиком круг, овал методом наращивания, дорисовывать кисточкой, развивать эстетическое восприятие, развивать чувство уверенности в своих силах Наблюдение из окна за дождиком, пальчиковая игра: «Дождик, дождик. . » В. Новичихина «Дождь по крышам»- потешка Наблюдение за рябиной; рассматривание картинок беседа о фруктах и овощах, рассматривание муляжей фруктов и овощей, игра «Чудесный мешочек» Д/ И «Собери в корзинку» Декабрь 1. Сосновая шишка 2. В лесу родилась ёлочка 3. Надели деревья зимний наряд 4. Вот зима, кругом бело По нарисованному контуру разукрасить шишку ватными палочками, развивать желание рисовать ватными палочками, развивать мелкую моторику рук Умение рисовать ватными палочками, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к занятию Продолжать учить рисовать деревья и кустарники ватными палочками, снег – пальчиком по спирали, учить располагать изображение на всём листе, воспитывать художественный вкус и чувство гармонии Продолжать учить рисовать ватными палочками, воспитывать интерес к занятию, воспитывать усидчивость, развивать эстетическое восприятие Повтор стихотворения «Мишка косолапый», рассматривание шишки Выкладывание елочек из палочек, пение песенок про ёлочку Просмотр мультфильма «Раз, два, три, ёлочка гори! » Рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов о зиме, просмотр мультфильма «Маша и Медведь»- ( Следы невиданных зверей) , чтение сказки «Рукавичка» беседа «И деревья, и дома разукрасила зима» д/ и «Когда это бывает? » Январь 1. Рыбки в нашем озере 2. Что за чудо? Средь зимы яблоки поспели Учить рисовать картофелем, делать отпечаток на листе бумаги, дорисовывать палочкой плавники, хвост, глазки, Продолжать учить рисовать ватными палочками и пальчиком снегирей, дорисовывать кисточкой клюв, глаза. Развивать воображение Рассматривание книжной иллюстраций, Беседа, Чтение стихотворения «Где спит рыбка? » Рассматривание д/ пособия «Зимующие птицы» Рассматривание птиц на прогулке, Заучивание и чтение стихов о птицах п/ и Птички в гнёздышках» Февраль 1Весёлый снеговик 2. На деревья, на лужок тихо падает снежок 3. По замыслу Продолжать учить рисовать пальчиком круг методом наращивания, дорисовывать пальчиком и кисточкой, радоваться своему рисунку, развивать воображение Учить отражать в рисунке зимние впечатления, развивать чувство композиции, применять при рисовании ватные палочки, доводить начатое дело до конца Учить задумывать тему рисунка, вызвать желание рисовать, развивать воображение, воспитывать самостоятельность, вспомнить простейшие навыки и умения Наблюдение на прогулке( погода, игры детей, лепка снеговиков) , чтение стихотворения «Среди нашего двора Снеговик стоял вчера» рассматривание картинок «Зимние забавы» Наблюдение за погодой, Рассматривание репродукций художественных открыток, иллюстраций с изображением зимы Беседа «Какой бывает снег? » Беседа о пройденном материале Март 1. Цветы для мамы 2. Ручейки весенние 3. Красивые цветы 4. Верба Продолжать учить рисовать ватными палочками, дорисовывать кисточкой картинку, учить задумывать содержание рисунка, радоваться своему рисунку, Учить передавать характерные особенности ранней весн ы- синее небо, земля освобождается от снега, продолжать учить рисовать пальчиком и ватными палочками, развивать воображение Учить рисовать кляксами, учить задумывать содержание рисунка, дорисовывать кисточкой, радоваться своему рисунку, развивать воображение Продолжать учить рисовать ватными палочками и кисточкой, воспитывать интерес к занятию, учить работать аккуратно с красочкой, побуждать к творческому воображению, воспитывать любовь к природе Беседа о маме, Пальчиковая игра «Моя семья» Рассматривание иллюстраций, Рассматривание поздравительных открыток, чтение стихов о маме Просмотр мультфильма «Весна пришла! » Рассматривание иллюстраций о весне, Чтение стихов о весне Прогулки, Беседы Рассматривание открыток, чтение стихов о цветах Пальчиковая игра «Наши алые цветы. . » Рассматривание иллюстраций о весне, чтение стихов, Прогулки, беседы Апрель 1Полёт в космос 2. Петушок – золотой гребешок 3. Дождик так и льётся, лужи у крыльца Побуждать к творческому воображению, воспитывать самостоятельность, развивать познавательный интерес и воображение Учит ь рисовать ладошкой, дорисовывать кисточкой: клюв, гребешок, глаз; учить рисовать рисунок последовательно, аккуратно пользоваться краской Учить наносить штрихи и проводить прямые линии – длинные и короткие в ограниченном пространстве листа, развивать желание рисовать, воспитывать самостоятельность, учить детей продумывать содержание рисунка Рассматривание иллюстраций с изображением «Космос», рассмотреть карту звёздного неба Чтение стихов о петушке, Чтение сказки «Петушок – золотой гребешок» Попевка « Ку – ка – ка –р е – ку! » Ритмическое упражнение «Петушок идёт» К. Ушинский «Петушок с семьёй» Чтение стихотворения «Дождик, дождик, что ты льёшь, д/ и «Хорошо – плохо»- ( когда идёт дождь) п/ и «Солнышко и дождик» рассматривание иллюстраций с изображением дождя Май 1Птички прилетели 2. Это мой портрет 3. Цыплёнок 4. Гусеница Продолжать учить рисовать пальчиком точки, мазки, проводить линии. Учить дорисовывать картину ватными палочками, учить любоваться своей работой, развивать фантазию Продолжать учить рисовать ладошками, превращать ладошку в смешную рожицу, подрисовать пальчиком глазки, ротик, носик, передавать в рисунке, вызвать у ребёнка радость от выполненного рисунка Учить заполнять весь контур цыпленка ватными палочками, дорисовывать клюв и лапки кисточкой, знать цвета: красный, жёлтый, зелёный. Побуждать к творческому воображению, воспитывать у детей стремление к достижению результата Продолжать учить рисовать ватными палочками, дорисовывать рисунок кисточкой, воспитывать художественный вкус, правильно сидеть вовремя рисования Рассматривание иллюстраций о весне, Чтение стихов о весне, Беседа о птицах, Рассматривание птиц на картинках, книгах Рассматривание себя в зеркале, Беседа: к акого цвета глазки, волосы; брови, ротик. Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик дедушка. . » Инсценировка песенки «Вышла курочка гулять» Чтение сказки «Цыплёнок», рассматривание иллюстраций Рассматривание книжных иллюстраций, Выкладывание из пробок гусеницы Третий год обучения. Возраст детей 6- 7 лет. Месяц Тема Цель Методические приёмы Сентябрь 1. Солнышко 2. Цветы 3. Птица 4. Лет о( коллективное рисование) Продолжать учить рисовать ладошкойнедостающие детали дорисовывать кисточкой, ватными палочками, развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, развивать умение оценивать свою работу Беседы о лете, чтение стихотворений, пение знакомых песен, рассматривание картин, , аудио запись «Звуки природы, выставка работ Октябрь 1. Яблоко 2. Виноград 3. Фруктовый натюрморт 4. Золотая осень Познакомить ребят с новым видом рисования( штампики) ( яблоко, морковка) Из морковк и- ягоды смородины, вишни и винограда, недостающие детали дорисовывать кисточкой, ватными палочками, уметь рассказывать о том, что нарисовали Наблюдение осенних явлений в природе, рассматривание кустов и деревьев, расцвеченных осенью, разучивание стихотворений об осени, беседы о том, что поспело в садах и огородах, рассматривание картинок, проведение дидактических игр, выставка работ Ноябрь 1. Лебедь 2. Рыбки в аквариуме 3. Опята 4. Бабочка Продолжать учить рисовать ладошкой, недостающие детали дорисовывать кисточкой, ватными палочками, развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, продолжать учить располагать изображение по всему листу Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение и рассказывание сказок, потешек, словесные игры игры с игрушками, пальчиковые игры Декабрь 1. Ёлочка 2. Снежинка 3. Весёлая ёлочка 4. Бабочка Познакомить с новым способом рисования – монотипия( рисование половины рисунка то естьизображение в котором есть симметричные, то есть похожие части, доставить детям радость Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение сказок, рассматривание доступных по содержанию открыток о зиме, ёлке, новогоднем празднике, украшение ёлки в группе Январь 1. Роза 2. Букет роз 3. Улитка 4. Коллективное рисование……. Продолжать учить рисовать по спиралинедостающие детали дорисовывать кисточкой, ватными палочками, развивать эстетические чувства, воображение, воспитывать инициативу, самостоятельность, активность, закреплять умение красиво располагать рисунок на листе бумаги, развивать чувство композиции Рассматривание картинок с изображением цветов, дидактические игры, , аудио запись «Звуки природы, выставка работ Февраль 1. Весёлые кляксы – 4- занятия Познакомить с новым видом рисования – кляксография, учить раздувать кляксу с помощью трубочки для сока, дорисовывать недостающие линии кисточкой, развивать воображение, уметь придумывать образ, доводить свой замысел до конца, доставить радость Чтение сказок, просмотр мультфильмов, пальчиковые игры, физкультурные минутки Март 1. Пушистый котёнок 2. Цыплёнок 3. Вышла курочка гулять 4. Котёнок на траве Познакомить с новым видом рисования, учить рисовать «разлохмаченной кисточкой по контурунедостающие детали дорисовывать кисточкой, ватными палочками, развивать воображение творчество Игры с игрушками, Чтение сказок, просмотр мультфильмов, пальчиковые игры Апрель 1. Весенний букет 2. Одуванчики 3. Весёлые цыплята 4. воздушные шары Познакомить с новым видом рисования –п ечатки из поролона, листики нарисовать ватными палочками, развивать эстетические чувства( цвета, композиции) развивать умение оценивать свою работу Наблюдения на прогулках, беседы, дидактические игры, чтение книг, пение песен Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Воздушный шарик», выставка работ Май 1. Черёмуха 2. Пушистый одуванчик 3Вишнёвое дерево 4. Лето, ах, лето! – коллективное рисование Продолжать учить рисовать ватными палочками, развивать воображение, доводить начатое дело до конца, закрепить умение хорошо располагать изображение на листе, оценивать свою работу Наблюдения на прогулках, беседы, дидактические игры, чтение книг, пение песен, пальчиковые игрыаудио запись «Звуки природы, выставка работ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Светлоозерский детский сад « Берёзка» Бийского района Алтайского края Первая младшая группа «Котик по двору идёт»( Познавательное развитие) Воспитатель: О. М. Черных 2015 Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие Программные задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о домашних животных Знакомство с устным народным творчеством Развивающие Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление. Закрепить чёткое произношение слова «Брысь! » Оздоровительные: Следить за осанкой детей Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать у детей стремление к достижению результата Планируемые результаты: Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно – художественные произведения Проявляет активность при выполнении простейших движений Принимает активное участие в продуктивной деятельности( лепка колбаски) , в подвижной игре: «Кот Васька» Развивается мелкая моторика рук, память, мышление Материал и оборудование: макет домика, игрушки: котик, котёнок, петушок, лошадка, собачка Ход занятия: В группу въезжает грузовик, а в ней кот. Кто это к нам приехал в гости? Правильно! Это кот, а кот домашнее животное. Как у нашего кота Шубка очень хороша Как у котика усы Удивительной красы Глазки смелые, Зубки белые! Кто это? ( Кот) Как у нашего кота, шубка очень хороша… Шубка у кота: мягкая, пушистая Какая у кота шубка? ( мягкая, пушистая) А что это? ( это усы) Усы удивительной красы Какие усы у кота( усы –у дивительной красы) Что это? ( глаза) Глазки смелые… Какие глазки у кота? ( глазки смелые) Зубки белые Какие зубки у кота( зубки белые) ( повторное чтение потешки) Ребята, посмотрите, какой красивый котик! Погладьте котика, у кота шерсть мягкая, пушистая. Какие у котика красивые глаза, усы. Котика зовут «Кот Васька». Красивый кот Васька? Ребята, хотите поиграть с моим котиком? Вы будете мышками, а кот будет вас ловить. П/ И «Кот Васька» Котик по двору идёт, Ищет мышек Васька- кот Тихо мышки все сидят, На кота они глядят. ( кот идёт спать, а мышки выбегают и играют. К от просыпается и догоняет мышек) – играют 2 раза. Молодцы мышки никого котик не поймал. Пальчиковая игра: «Киска» Есть у киски глазки? ( показывают) Есть у киски ушки? ( показывают) Есть у киски лапки Мягкие подушки( показывают ладошки) Киска, киска, не сердись, ( грозят пальчиком) Не царапай деток Брысь! ! ! А теперь садитесь красиво как, я. Сядем прямо, руки на колени, я вам расскажу сказку. Кукольный спектакль «Угадай, кто мы? » Жила – была мама кошка, и её маленький котёнок. Его зовут- Пушок. Как звали котёнка? Однажды маленький котёнок убежал от своей мамы и заблудился. Оглянулся никого нет. Испугался котёнок и жалобно замяукал. Побежал он по дорожке искать маму и вдруг услышал: Иго – го, иго – го! ( муз. с опровождение) - Ой, кто это? – спросил котёнок Ребята, а как вы думаете, кто это? Правильно…… Нет, это не моя мама – сказал котенок Убежала лошадка, а котёнок- Пушок снова идёт по дорожке, ищет маму. И вдруг он услышал: Ку – ка – ре – ку( муз. с опровождение) - Ой, кто это? – спросил Пушок Как, вы думаете, кто же это? Правильно……. Давайте ребята петушку песенку споём Петушок, петушок Золотой гребешок Маслена головушка Шелкова бородушка Что ты рано встаёшь, Деткам спать не даёшь? Нет, это не моя мама – сказал котенок Ушёл петушок, а котёнок – Пушок опять идет по дорожке и вдруг слышит Гав – гав- гав- Ой, кто это? – спросил Пушок Кто же это? Ребята Правильно…… Нет, это не моя мама – сказал котенок и побежал дальше икать маму. Бежит котёнок и вдруг слышит: «мяу, мяу…» Есть маленький домик у кошки Сидит она в нём у окошка, Мурлыкает, песню поёт, Котёнка – сыночка зовёт: «Мяу! Мяу! Мяу! Мяу! » Котёнок маму услыхал И сразу к дому прибежал Малыш на маму посмотрел И тонким голосом запел: «Мяу, мяу, мяу, мяу! » Кошка Мурка обрадовалась, что котёнок нашёлся и стала весело мурлыкать: мур – мур …. , а котёнок замяукал, Мама, я кушать хочу. Ребята, давайте выручим котёнка. Приготовим для нашей киски её любимую колбаску. Колбаска похожа на палочку. Возьмите в руки «весёлых человечиков »- ( воздушные шарики в которые насыпана мука) будем раскатывать прямыми движениями. Какие красивые колбаски у вас получаются. Давайте угостим котёнка. Кушай, пожалуйста Пушок – вкусную колбаску. ( котёнок хвалит ребят) Дети прощаются с котенком и кошкой, кошка и котёнок уезжают на грузовике.

«Посадка лука»( о пытно- экспериментальное занятие во второй младшей группе) Воспитатель: Черных О. М. Опыт- эксперимент во 2 младшей группе Интеграция образовательных областей: * познавательное развитие* речевое развитие* социально – коммуникативное развитие Цель: Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент Программные задачи: Образовательные: учить детей наблюдать, обследовать предметы и проводить простейшую экспериментальную деятельность, приходить к умозаключениям, Развивающие: р азвивать восприятие, внимание, память, воображение. Развивать мелкую моторику рук Воспитательные: в оспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать доброжелательное общение со сверстниками Оздоровительные: с ледить за осанкой детей Словарная работа: чешуйки, верхушка, донце Ожидаемый результат: * Стимулирование в ребёнке интереса к исследованиям* Развитие наблюдательности, любознательности* Развитие познавательных процессов: логического мышления, памяти, внимания, активной речи, обогащение словарного запаса Тип проекта: практико- ориентировочный Длительность: 1 месяц Предварительная работа: рассматривание луковицы, дидактические игры по ознакомлению с овощами, рассказ воспитателя о луке и его свойствах. Материал: луковицы, ящик с землёй, лейка. Ход образовательной деятельности: Опыт 1 – Дети у меня что- то есть под салфеткой. А что? Отгадайте загадку: Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. – Посмотри те- ка сколько лука! А вы знаете, почему говорят: «Лук- от семи недуг»? Лук – огородное растение, распространённое во всём мире. О н помогает лечить людей. С древних времён лук применя лся как лекарственное растение. И сейчас лук широко используется не только как продукт питания, но и как необходимое народное средство при л ечении ангины, кашля и насморк – Давайт е рассмотрим луковицу. Какая она( круглая) А какого ц вета? ( желтого) . Какого размера? Потрогайте луковицу пальцем и скажите, она твердая или мягкая? Вот сейчас я разрежу луковицу( все меня любят, а как раздевать- слё зы проливать) . Понюхайте, чем лук пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? ( дать попробовать лук на вкус и чем- нибудь заесть его) . Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Кто на свете всех полезней, Кто спасает от болезней, кто обидит нас без рук? - Маленький, коварный…( лук) . В луке содержатся витамины группы « С ». И э ти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Вот, ребята, в стихах говорится, что в луке много. . . ( витаминов) , что он…( полезный) , что он хранит от всех…( болезней) , что когда его раздеваешь он…( заставляет плакать) , что на вкус он( горький) . Вывод: лук круглый, твердый, имеет запах, горький, помогает при простуде. Опыт 2 Не умеет он смеяться, И не любит раздеваться Кто кафтан с него снимает, Часто слёзы проливает. Ребята, это ещё одна загадка про лук. – Мы сегодня будем сажать лук в землю. – Рассмотрим нашу луковицу. У нее есть верхушка, чешуйки и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся корешки- это много тонких( ниточек) . . Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх. Физминутка. А теперь, ребята, давайте с вами поиграем. ( На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы) Есть у нас огород, там зеленый лук растет Вот такой вышины, вот такой ширины. Ты, лучок, сюда спеши И немного попляши. Молодцы, ребята. – А теперь вы сами будете сажать. Дети подходят к столу. Как правильно посадить луковицу? Какой частью её надо сажать в землю? Посадить луковичку надо так, чтобы её верхняя часть выступала из земли. ( Воспитатель производит все действия, комментируя их, дети выполняют действия вслед за воспитателем) Найдите, где у лука корешки. А теперь сажайте в землю. – А теперь необходимо полить луковицы и следить, чтобы земля в ящике не пересыхала. ( д ети поливают посаженные луковицы) – Сейчас выберем самое подходящее место для нашей посадки, светлое и тёплое. Куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос? ( На подоконник) . Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать, как рас тет наш лук. – Молодцы, ребята, хорошо мы сегодня потрудились. Объяснить детям, что « растение» живое, и ему ну жны для роста вода, свет, тепло. Вот это да! Вывод: свет, тепло, влага необходимые условия для роста лука. Выросли д линные зелёные листики. У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. Лук вырос длинный, сочный, зелёный. Вывод: вовремя роста появляются листья, они зеленые, сочные, горькие

Для ВАС, родители! Черных О. М. 24- Способа поинтересоваться у ребёнка, как его дела, не спрашивая «Как дела? » 1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня? 2. Расскажи мне что- нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся 3. С кем ты сегодня играл? 4. Расскажи о самом красивом месте, где ты сегодня был? 5. Какое самое странное слово, которое ты услышал( а) сегодня? 6. Как ты думаешь, что бы рассказала про тебя сегодня воспитательница( няня, бабушка. . ) ? 7. К ому ты сегодня помог? 8. Может, кто- то тебе сегодня помог? 9. Расскажи, что нового ты узнал сегодня? 10. Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня? 11. Было ли тебе сегодня скучно? 12. Кого бы ты хотел, чтобы забрали инопланетяне? 13. С кем бы ты хотел поиграть, и с кем ты ещё никогда не играл? 14. Расскажи мне о чём- то хорошем, что произошло с тобой сегодня? 15. Какое слово вос питатель повторяют чаще всего? 16. О чём бы ты хотел узнать? 17. Чего бы тебе хотелось меньше всего? 18. Во что тебе нравится играть? 19. С кем тебе было весело? 20. Кто у тебя в группе самый смешной? 21. Тебе понравился сегодня обед? Что больше всего понравилось? 22. Если бы ты завтра стал мамой( папой) , что бы ты сделал? 23. Было ли что- то, что тебе показалось странным? 24. Ты всегда делал то, что считал нужным? 15 заповедей – для родителей Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, каким ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. Не думай, что ребёнок твой – он божий. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя! Он даст жизнь другому, тот третьему – это необратимый закон благодарности. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь то и взойдёт. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам. И будь уверен, его жизнь тяжела не меньше, чем твоя. А может и больше, ведь у него нет привычки. Не унижай. Не мучай себя, если не можешь что – то сделать для своего ребёнка, мучай – если можешь, но не делаешь. Помни – для ребёнка сделано не достаточно, если не сделано все. Умей любить чужого ребёнка, никогда не делай чужому то, что не хотел бы другие сделали твоему. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – праздник, который каждый день и который…пока с тобой. Усвой механизм радости. Радость – социальное свойство. Важно, чтобы радость ребёнка и его успех были замечены. Никогда не выставляй своего ребёнка за дверь. Что там за этой дверью, ты не знаешь. У всех должен быть свой дом, но нуждаются в нём больше всех старый, малый и увечный. Всегда встречай своего ребёнка улыбкой. Как можно реже ругай своих детей, если ты хочешь, чтобы они росли- здоровыми, и меньше болели. Наоборот больше хвали, особенно за реальные успехи, чтобы они были сильными, уверенными в себе, чтобы у них всё получалось, никогда не жалей ласковых слов. Добрые слова – одна из величайших сил на земле. Не бойся конфликтов с детьми. Конфликт – это столкновение взглядов, вкусов, желаний. Конфликт – всегда пересмотр чего – то, он связан с необходимостью обновления, роста. Опасен не сам конфликт, а отсутствие культуры выхода из конфликта. Золотое правило – за конфликтом непременно должно быть солнышко. И чем оно светлее, тем больше предпосылок для подлинного воспитания. Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания. ( журнал – «Дошкольное воспитание) Маленьким детям – большие права Знаете вы или нет? Есть жилища у зверей Это дети не секрет, И у всех, у всех людей. есть права у всех детей, Жильё должно быть у тебя, как у взрослых и людей. Это точно знаю я! Право на жизнь Если со здоровьем проблемы, Есть у тебя с рожденья, То не плачь и не пищи, Знай, что жизнь – Лучше у врачей быстрее Прекрасное мгновенье! По мощи ты поищи С рожденья Детям нужно отдыхать – Оно у тебя одно, Э то тоже надо знать Ты всегда должен помнить Право есть такое! Имя своё! Весёлое и радостное, просто золотое У тебя есть папа с мамой, С овсем не знали родители, Есть и право на любовь. Что тебя похитили! ? Защитят тебя, помогут Н икто не может это делать, Мама с папой вновь и вновь Е сть такой закон! И тебя и всех детей, охраняет он! Внимание! Внимание! У тебя есть право На образование( Журнал –«Звёздочка наша») «Растить любознательных»( консультация) Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт. Дошкольный возраст- возраст почемучек. Он более благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Маленький человек познавая мир, должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущенного. Ребёнок по натуре своей любознателен, его интересует всё новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнаёт, что бумага рвётся, снег холодный и тает в руках, одни п редметы тонут, а другие плавают и т. д. При правильном педагогическом подходе окружающих людей( родителей, воспитателей) интересы ребёнка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идёт исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Стремление познать часто подводит детей: то они н ечаянно режут салфетки, так как, хотят узнать можно ли это, разрезать; ломают игрушки с целью узнать, почему они двигаются. Ребёнок растёт, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Любознательному ребёнку хочется познавать, а что именно и как, не столь важно. Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. Рекомендации по организа ции развивающей среды в семье: Необходимо знать основные принц ипы построения общения с детьми: 1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком. 2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, ра ссуждайте вс лух и обосновывайте свои суждения. 3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь? » 4. Внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка, и никогда не иронизируйте, над ним. Уважайте его интеллектуальный труд. 5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, вещи, книги. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост». 6. П риглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате». 7. По возможности много путешествуйте с ребёнком. 8. Ходите с ребёнком в музеи. 9. проводите совместные наблюдения и опыты. 10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. 11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком. Как отвечать на детские вопросы. 1. К вопросам детей относитесь с уважением. 2. Вслушивайтесь внимательно на детский вопрос и постарайтесь понять, что заинте ресовало ребёнка. 3. Ответ должен быть доступен ребёнку, он должен обогатить ребёнка новыми знаниями и побудить к дальнейшим размышлениям. 4. Необходимо поощрять мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопросы встречным вопросом: «А как ты думаешь? » 5. Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям. 6. Если ответ на вопрос не доступен к пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: « Подрастёшь, пойдёшь в школу, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос». Для чего нужно растить детей любознатель н ыми. Маленький человек, познавая мир, д олжен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиде н н ого, услышанного, ощущенного. Р оль педагога не сводится к тому, чтобы донести до ребёнка информацию в готовом виде, педагог призван подвести реб ёнка к получению знаний, разви ть творческую активность ребенка, его воображение. Любознательность- даёт р ебёнку первичное представление: о себе, других людях, окружающем мире, о свойствах( форме, цвете, размере, материале) ; движении и покое, причинах и следствиях; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, о смене времён года, о явлениях природы, о живой и неживой природе. Познавательное развитиеребёнкараннего и дошкольного возраста предполагает: * Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе; н еуклонно растёт объём знаний, которые нужно усвоить детям, предъявляются новые повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы. * Формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём; * формирование познавательной деятельности: навыков экспериментирования, формирование логического мышления; * Развитие речи, как средства передачи информации и активизации мышления; * развитие восприятия- в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других лю дях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, форм ируются индивидуальные интересы* основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание акти вного, заинтересованного отношения к ним. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. ( литература: журнал « дошкольное воспитание» «открытые мероприятия для детей второй младшей группы»- А. В. Аджи)

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии речи ребёнка» Воспитатель Черных О. М. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей. Предъявляются новые, повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы, родителей, общества Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Очень важно, чтобы ребёнок с детства слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончания слов. Совершенно неуместно « подстраивание » под детский язык, долгое «сюсюканье» с ребёнком, что нередко тормозит развитие речи. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно( «смори» вместо «смотри», «не бежи » вместо «не беги», «ванте» вместо «вообще» и т. д. ) Необходимо четко произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Для того чтобы активизировать речь детей, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чём –т о или попросить что – либо. Если ребёнку трудно рассказывать, задавайте наводящие вопросы. Необходимо проявлять настойчивость, выдержку. Заниматься с ребёнком нужно в непринуждённой форме. Следует начинать заниматься с ребёнком тогда, когда у него хорошее настроение и самочувствие. Необходимо учитывать силы и возможности ребёнка. Следует подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать им, развивать в них веру в собственные силы и возможности. Нужно соблюдать основной принцип обучения – от простого к сложному. В раннем детстве мы можем зального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Очень важно, чтобы ребёнок с детства слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончания слов. Совершенно неуместно «подстраивание» под детский язык, долгое «сюсюканье» с ребёнком, что нередко тормозит развитие речи. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Если взрослые не следят за свое и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Есть вероятность ость, что у ребенка сфо рмируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кт о- то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения. Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Неуклонно растёт объём знаний, который нужно передать дет ям, а детям со своей стороны усвоить его. Ср еди многих важных задач воспитания и обучения детей в детском саду, речевое развитие- одна из главных. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В области «Речевое развитие» можно выделить ряд направлений и соответствующих задач: Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков Формирование и совершенствование словаря детей Формирование и совершенствование грамматического строя речи В раннем возрасте, когда речь ребёнка становится средством общения, формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи. В первой и второй младшей группе – создание условий для обогащения и активизации словаря, исле. Литература В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации. –И здательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2005 Н. В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми» Издательство «Учитель» Е. В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей. Издательство ЮВЕНТА Москва 2012

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. ( В. А. Сухомлинский) В последнее время актуальность и ценно сть тех вещей, которые могли бы, сделаны своими р уками, постепенно снижаются. В беседах с детьми о мечтах и желаниях очень часто слышишь о куклах Барби, машинках с дистанционным пультом управления и др. В дошкольном учреждении большое внимание уделяется трудовой деятельности. У детей развито чувство гордости за работу, выполненную своими руками. Когда ребёнок занят процессо м творчества, он вкладывает в работу частичку своей души, выражает положительные эмоции, что благотворно влияет на развитие его личности. Ценность детских работ, будь то картон, бумага, природный материал, заключается в том, что, оценивая свой труд, ребёнок будет уважительно относиться и к чужому, замечая его красоту. Чтобы у ребёнка появилось желание создавать что – то самому, необходима серьёзная мотивация: будь то смод елированная педагогом ситуация( подарок близким к празднику, сувениры малышам и т. д. Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребёнка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период. Синити Судзуки. Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации- долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. «Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим оп ределяются все его способности Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Творческие способности ребёнка следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Очень важно заниматься творчеством с детьми раннего возраста, надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Потому что, став взрослым, творческий подход поможет ему в жизни: с ним будет интересно общаться, он будет легко справляться с трудностями на пути. Требования, предъ являемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создание оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учёными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем. ( Л. И. Божевич, Н. Ф. Вишнякова, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, С. Л. Рубинштейн и др. ) « Т ворчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» В. А. Сухомлинский Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности. Творческие способности- далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития- одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством- результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок- прирождённый художник, музыкант, поэт, творец. Работая воспитателем в детском саду, я поняла, что если у детей хорошее настроение, я смогу научить их многому. Я работаю по дополнительной образовательной программе: «Волшебные ладошки» Направление развития: художественно эстетическое Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста, эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: Образовательные: познакомить ребят с нетрадиционной техникой рисования Развивающие: развивать мелкую моторику рук; развивать внимание, память, логическое мышление. Развивать эстетическое восприятие и воображение. Формировать творческие и креативные способности детей. Воспитательные: воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, воспитывать у детей, стремление к достижению результата Оздоровительные: следить за осанкой детей во время работы Актуальность: главная задача, поставленная мной, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, своё искреннее отношение к действительности. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. И. Д. Запорожец определяет художественно – эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает». Из всего многообразия видов изобразительного искусства, дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному вос питанию, расширению кругозора. Для ребёнка привычны и знакомые следы, оставляемые карандашом, ручкой, фломастером и кистью, но остаётся удивительным использование пальчиков и ладошек. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности – удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ребёнок перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатом своего труда. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей. Делает его более разнообразным, увлекательным и интересным. Нетрадиционное рисование позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети не только получают знания, умения и навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии. В процессе занятий воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве. А похвала, признание творческих способностей ребёнка утверждают его как личность, помогают вырасти уверенности в своём Я «Я могу! Я умею! У меня всё получится! » Литература: В. В. Давыдов «Проблема развивающего обучения» М. , 1986 Журнал воспитатель №9 2009

Оставить комментарий: