a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

статья на тему: "Школа дорожных наук"

Автор: Щербакова Елена Николаевна Опубликовано: 2015-11-14 17:29:43

Документы для скачивания

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колобок» Конкурс  научно- методических статей  " Инновационный подход"  . Статья на тему: «Школа дорожных наук» Автор работы: Щербакова Елена Николаевна воспитатель по физическому развитию Петухово 2015 Цель данной статьи – помочь воспитателю в разнообразной работе с ро дителями, воор у жить их знаниями в предупреждение травматизма, причиной которого нередко бывает н е знание родителями правил поведения на улице. Между тем не всем им известно, что уже в дошкольном возрасте детей можно и обучать правилам дорожного движения. В статье даются рекомендации, как учить малыша быть «грамотным» пешеходом. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам доро ж ного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно- транспортных происшествий являются именно дети. Проблема дорожно- транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основ ная задача – организовать профил актическую работу так, чт о бы полученные знания стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Р ебенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге тем самым значительно расширит социальный опыт ребенка, сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, п о этому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения явл я ется профилактика детского дорожно- транспортного травматизма. Новизна На мой взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько форм и рование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, н е обходимых для правильной ориентации на улице( восприятие, память, внимание, вообр а жение, мышление, речь) , эмоциональн о- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и ст е реотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников. С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка, - это обучение малыша правилам поведения на дороге, правилам пол ь зования транспортом. Разумеется, з н акомя с ними детей, надо учитывать их возраста, меру сообразител ь ности и степень доступности того или иного правила. Идти следует от простого к сло ж ному. Это основное условие успешного усвоения ребенком такого материала. Даже с а мому маленькому можно и нужно прививать элементарные правила поведения на улице и дороге: н и шагу на дорогу без взрослых, дорога предназначается только для машин, идешь с мамой за руку – не вырывайся, не сходи с тротуара. По мере того как у ребе н ка повыш а ется способность б ольше понимать и осмысливать, н акапливать опыт ориентировки в окружающем, эти правила постепенно усложняются: уступи дорогу машине, через дорогу только шагом, играй только в стороне от дороги, не катайся а санках с горки в сторону д о роги и т. д. К моменту поступления в школу ребенок способе н усвоить уже довольно мн о го и должен быть вполне «грамотным» пешеходом. Кокой ребенок не интересуется улицей? Непреодолимая сила влечет его со двора туда, откуда доносится шум проезжающих машин, пронзительные сигналы пожарных и «Скорой помощи». Кому не приходилось видеть малыша, робко стоящего в воротах и жадно следящего за всем происходящим на улице? Это может быть, его первый самосто я тельный выход в большую жизнь, который даст ему материал для воображения, фантазии и игры, и поэтому, не подозревая об опасности, с которой он может встретиться на улице, спешит туда. Не потому ли матери бывают всегда так озабочены, выпустив малыша гулять во двор? Они то и дело выглядывают в окно, не покинул ли ребенок безопасную территорию. Но еще никому не удалось даже самым строжайшим запретом подавить ребячий интерес к чему – либо. Увиденное однажды на улице продолжает будоражить воображение мален ь кого человека. И это в свою очередь не может не волновать нас, взрослых. С каждым годом все оживленнее становится движение на улицах городов, просело ч ных дорогах и шоссе. Увеличение транспорта и скоростей обязывает пешеходов быть внимательнее вне стен дома. В еще большей степени это касается детей. Статистика показывает, что случаи детского травматизма по- прежнему довольно часты. Их анализ позволяет сделать вывод, что причина дорожных происшествий кроется не только в безответственности водителей, но и в самих детей. Оказавшись на дороге, они не проявляют должной осмотрительности, не знают элементарных правил поведения. Все это обязывает обратить самое пристальное внимание на обучение детей дорожной азбуке. Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение ребят правилам дорожного движения. И это не случайно. Для современного ребенка окружающим пр о странством является не только квартира или участок детского сада, двор или сквер, ог о роженный забором, но и город с его широкими улицами и оживленным движением. М а ленький человек должен уметь ориентироваться на ближайшей территории улиц и площ а дей, на проезжей части дороги, когда переходит ее, на перекрестках, пешеходных доро ж ках, тротуарах. Когда говорят о необходимости обучать детей правилам движения, обычно имеют в виду улицы города и городскую детвору. Но воспитывать дисципли нированного пешех о да, знающего правила движения, нужно е только в детях, живущих в городе. С каждым годом увеличивается парк машин и в сельской местности. Недооценивать это, воспитывая ребенка на селе, значит упускать важный момент в его развитии. Сегодня по улицам дер е вень и сел проезжает за день не меньше машин, чем в ином городе. Беззаботное гуляние на сельской улице сегодня чревато для ребенка такой же опасностью, как и в городе, и даже большей. Ведь на городских улицах водителей предупреждают о бдительности д о рожные знаки, а в деревнях и селах они не всегда устанавливаются. Дорожные правила при всей своей кажущейся простате сложны для усвоения даже взрослым, а маленьким детям особенно. Дело в том, что за каждым правилом стоит опр е деленная ситуация. И ситуация эта не стабильная, а непрерывно меняющаяся. Чтобы п о нять то или иное правило, надо, прежде всего зрительно представить себе то, что оно предполагает. Не каждому взрослому это под силу, а ребенок тем более. Образ мышления у детей конкретен. Для этого чтобы ребенок что – то верно понял и прочно усвоил, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилами дорожного движения должно быть нагля д ным и лучше всего прохо дить в реальных естественных условиях. Вместе с тем не следует думать, будто, показав и объяснив ребенку правила, он их навсегда запомнит и будет следовать им. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать. Обучение правилам не должно сводиться лишь к призывам соблюдать установленный порядок. Нужно, чтобы эти правила были осмыслены ребенком, стали одним из непр е ложных законов его поведения на улице. По настоящему обучить ребенка дорожной азбуке, благодаря которой он будет р а зумно вести себя на улице, - задача каждого родителя. Индивидуально занимаясь с ребе н ком, можно использовать и художественное слово, и рисунок, и фильм. И особенно бол ь шое значение приобретают прогулки взрослых с ребенком, их личный пример повед е ния на улице. Ничто не может дать столь благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых. Если мать или отец, идя по г о роду, на глазах у ребенка никогда не нарушают правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят у лицы в положенном месте и т. п. Т о и он, видя все это, станет следовать их примеру, и наоборот, нарушение дорожных правил взросл ы ми может послужить ребенку дурным примером. Д ля того чтобы обучение ребенка дорожной азбуке родители могли сделать увлек а тельным и наглядным, можно пользоваться различными пособиями, например, набором красочных рисунков «Пешеходу – малышу». Выразительные рисунки, выполненные, разумеется, без намерения устрашить ребе н ка, но в то же время предупреждающие об опасности, заставляют его быть на улице ост о рожне е и вести себя осмотрительнее. Б ольшой популярностью у ребят пользуется альбом для раскрашивания. о дин из т а ких альбомов называется «Дорожная азбука». Дорожная азбука, поданная в игровой фо р ме, вызывает у ре бенка большой интерес. И здательства выпускают для детей и настол ь ные игры, которые знакомят с правилами уличного движения. Каждая такая игра препо д носит детям материал по – своему, и не сухо, не назидательно, а в увлекательной форме. н астольные игры позволяют и проверить, и закрепить знание ребенком дорожной азбуки. П роверить и в то же время закрепить знание ребенком правил можно с помощью игр «Мы едим по улицам», «Знаки на дорогах» последняя представляет собой набор основных дорожных знаков и маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам широкий просмотр для выдумки и творчества. п остроив игрушечный город с улицами и перекрестками, ра с ставив на них соответствующие знаки, они могут под руководством взрослых организ о вать увлекательную и полезную игру. Ребенок учится в ней ориентироваться на улице, быстро находить правильное решение в сложной ситуации. е му становится более ясно и понятно согласованность и логика в действиях водителей и поведении пешеходов. Почти в каждом доме сейчас имеется интернет. Есть мультфильмы и на темы правил уличного движения. Ребята смотрят эти мультфильмы, по- настоящему переживают происходящие соб ы тия. И это очень ценно, потому что в детском возрасте эмоциональная память играет большое значение в познании окружающего. Хорошим подспорьем родителям могут сл у жить книги для детей о правилах дорожного движения, например: Я. Пишумова «Это улица моя», Г. Титова «Стоп», В. Лебедева – Кумача «Про умных зверюшек », О. Тарутина «Для чего нам нужен светофор? », «Мы по городу идем», «Дорожная азбука». Н есколько книг принадлежит И. Серякову: «Знакомьтесь – автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота». Книга А. Дорохова «Красный, желтый, зеленый» предлагает вниманию ребят рассказы, в которых объясняет, что означают такие, например, слова как жезл, «зебра», перекресток, рядность, указатели, шлагбаум, юз, эстакада. Содержательная книга «Светофор», большая по объему и разнообразная по жанрам. В нее входит рассказы, очерки, стихи, рассказы в картинках. Светофор Дорожной грамоте, многозначительному и важному языку улицы малышей надо учить с такой же настойчивостью, с какой мы стремимся знакомить их с алфавитом ро д ного языка. Но чтобы учить детей правилами движения, взрослый должен сам хорошо знать их и в совершенстве владеть методикой такого воспитания. в от несколько примеров того, как в доступной форме знакомить малыша с дорожными правилами. Обратите внимание ребенка на разные способы регулирования движением. Испол ь зуйте для этого каждый выход на улицу: - Видишь, над перекрестком ви сит фонарь с разными огнями. На верху у него зажигается красный свет, внизу – зелёный, а между ними в середине – желтый. Это светофор. Он управляет движением. Не торопитесь пройти мимо перекрестка. Задержитесь здесь и дайте ребенку пон а блюдать за работой светофора. То, что кажется вам само собой разумеющимся, привы ч ным, для ребенка – открытие. Непременно обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов: - На светофоре зажегся красный свет, и все машины стоят. А то той улице, которая ее пересекает, наоборот, в это время машины едут. На стороне светофора, обращенной в ее сторону, горит зелёный свет. Во время перехода обратите внимание ребенка на огни светофора, на то, что вы и он пересекаете улицу лишь в то время, когда на вас «глядит» зеленый свет: - Прежде чем переходить на другую сторону у лицы, обязательно посмотри на с вет о фор. «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт». Бывают перекрестки, где регулировщик – руководит движением без помощи светоф о ра. Оказавшись во время прогулки с ребенком на таком перекрестке, покажите ему, как действует регулировщик. - Этой палочкой, окрашенной в белый и черный цвет, - жезлом он дает команду водит е лям и пешеходам. Видишь, он повернулся к нам лицом и руку с жезлом поднял. Хочет, чтобы мы обратили на него внимание, потому что сейчас скажет нам, можно ли перех о дить улицу или надо еще подождать. Проходит еще несколько секунд, и регулировщик, опустив руку с жезлом, преграждает путь машинам. - Это он предостерегает нас: переходить опасно. Но вот поток машин схлынул, и р е гулировщик повернулся к нам боком и согнул руку с жезлом в локте. - Ну вот, теперь можно идти, - говорите вы. – Посмотри, как регулировщик стоит т е перь. Это то же самое, как если бы на светофоре для нас загорелся зеленый свет. Дорожные знаки Важную роль в регулировании движением играют и дорожные знаки. Они подразд е ляются на предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные. Предупреждающие знаки напоминают о том, что поблизости находится участок ул и цы или дороги, опасный для движения. Они имеют форму треугольников, окрашены в желтый цвет с красной окантовкой. в центре на желтом поле сделан рисунок черной кра с кой, у которого определенное символическое назначение. Знакомя ребенка с этим дорожными знаками, пользуйтесь каждой возможностью п о казать ему, что они означают, объясните, как согласно этим знакам поступают водители и пешеходы. Покажите, как на перекрестке машины поворачиваются направо и налево, что знак «Дети» вывешивается возле школ и детских садов, а «Пешеходный переход»- там, где переход через улицу. Каждый знак должен укладываться в сознание ребенка как его личное впечатление, личный опыт. - Видишь, на столбе желтый треугольник и на нем нарисован идущий человек? Такой знак предупреждает водителей, что в этом месте переход через улицу, и они должны быть здесь осторожны. Пешеходы возле такого знака могут переходить улицу спокойно. Дайте, ребенку лично убедится, в правоте ваших слов. Перейдите улицу вместе с другими пешеходами именно в этом месте. Запрещающие знаки устанавливаются непосредственно перед теми участками улиц или дорог, на которых введено ограниченное движение. Эти знаки имеют круглую форму, окрашены в желтый цвет с красной окантовкой. А вот знаки означающий что «въезд з а прещен», красный весь, но с белой поперечной полосой. Обратите внимание детей на знак, запрещающий проезд велосипедистам: На этом улице висит желтый круг, и на нем нарисован велосипед. Значит, на велос и педе ехать нельзя, надо с него сойти и вести его рядом, придерживая рукой. Предписывающие знаки находятся перед теми участниками улиц дорог, нам которых введены ограничения. Они круглой формы, окрашены в голубой цвет и имеют в центре белый рисунок. Стрелки указывают, в каком направлении разрешается движение, а рису н ки показывают, какому виду транспорта разрешается движение: легковым машинам, м о тоциклам и мопедам. Указательные знаки информируют водителей о том, где он может заправить машину, получить техническую помощь и т. п. Эти знаки, в отличие от предупреждающих( тр е угольных) , запрещающих и предписывающих( круглых) , имеют прямоугольную форму, сами знаки голубые. У некоторых ворот можно увидеть табличку: «Берегись автомобиля». Она предупр е ждает, что отсюда часто выезжают машины. В тех местах, где пешеходы из – за зеленых насаждений мо гут не увидеть трамвай, есть знак: «Берегись трамвая». Обратите внимание ребенка еще и на такой знак из дополнительных средств инфо р мации: желтый прямоугольник с красными полосами, расположенными наискос ок. Он означает опасный железнодорожный переезд. На середине вдоль широких улиц больших городов проведена белая полоса. Она м о жет быть сплошная и прерывистая, пунктирная. Расскажите ребенку, какое она имеет зн а чение: - Если линия сплошная, ее пересекать машинам нельзя, даже наезжать на нее запр е щено. А если пунктирная, то можно и пересечь, и наехать. Такие линии вдоль улиц нан о сятся для того, чтобы не произошло столкновения машин, едущих навстречу друг другу. Светофорная наука До сих пор шла речь о дорожных знаках, которые вывешиваются в определенных м е стах, или наносятся прямо на мостовую, как, например, белые линии вдоль улиц, пеш е ходные дорожки «зебра», островки безопасности в середине улицы для тех, кто не успел ее перейти. Однако сигналы, охраняющие порядок в дорожном движении, мо гут исходить и от самих водителей машин. На это тоже следует обратить внимание ребенка. Покажите ему, как шофер сигнализирует о своих намерениях другим машинам, которые едут сзади или рядом. - У машины загорелись сзади два огонька. Это значит, она замедляет ход. Об этом важно предупредить того, кто едет следом, чтобы он тоже притормозил, иначе произойдет столкновение. А вот у той машины только одна лампочка загорелась. Почему? Сигнал у машины загорелся с той стороны, в которую она должна повернуть. Какой у нее вспыхнул фонарь? правый. Значит, она повернет направо. Предоставьте, ребенку самому удостоверится, какая связь между красивыми «огон ь ками» машин и их движением. Хорошо показать ему и то, как сигналы подают с помощью жестов. В будущем, если он станет ездить на велосипеде, ему это пригодится. - Велосипедист ехал по улице и вдруг поднял руку. Так он сообщает, что хочет заме д лить ход. - А если ему нужно повернуть? Какой он даст сигнал? - Тогда он вытягивает руку в ту сторону, в которую хочет повернуть. Ребенку недостаточно только показать дорожный знак, ему нужно объяснить, что он означает. Но воспитание юного пешехода должно сводит ь ся не только к сообщению ему дорожных правил и объяснению их. Целесообразно практиковать и вопросо- ответные з а нятия, обращаться к детям с вопросами, как, по их мнению, следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной дорожный знак. - М ного машин скопилось на перекрестке перед красным сигналом светофора, но стоят они не кое – как, а выстроились ровным рядом. Посчитай, сколько таких рядов. ( Четыре) . Верно – четыре. Сейчас загорится зеленый свет, и они снова поедут. Смотри, все трон у лись с места. Только те машины, которые стоят в ряду возле тротуара, остались на месте. Как ты думаешь, почему? Если вы знакомили ребенка с подобной ситуацией, то можете не сомневаться, он даст правильный ответ: - Машины в правом крайнем ряду собираются повернуть направо, но они должны прежде пропустить пешеходов. Кстати, ребёнку всегда импонирует доверие, которое ему оказывают взрослые, и он стремится его оправдать. Можно предложить ребенку и сво е образную игру: - Сегодня ты поведешь меня через улицу. Смотри внимательно на сигналы светофора и дорожные знаки. Сам найди пешеходную дорожку. Может быть и такая игра – «Школа светофорных наук». Взрослый выступает в роли водителя или пешехода, а ребенок – в роли инспектора дорожного движения. Он объясн я ет, что значит тот или иной дорожный знак. Разъяснить ребенку правила, познакомить его с дорожными знаками – это только полдела. Необходимо, чтобы у него сформировалась постоянная привычка правильно в е сти себя на улице. Ребенок на велосипеде Велосипед – популярный массовый вид транспорта и заветная мечта каждого ребе н ка. Обучая детей езде на велосипеде, надо одновременно объяснять ему правила дорожн о го движения. В правилах оговорен возраст, когда разрешается езда на велосипеде по ул и цам города и поселка: подростку должно быть не менее 14 лет, а если установлен мотор, - 16 лет. Многие родители, катая малышей, сажают их на раму. Этого делать нельзя. Ребенок, сидящий таким образом, ограничивает движение рулем, и можно легко потерять равнов е сие. Нельзя детей сажать и на багажник. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должно быть сделано специальное седло и подножки. Пешеход Нередко можно услышать разговоры о том, что правила движения предназначаются преимущественно водителям. Конечно, правила движения адресованы прежде всего вод и телям. Им доверена сложная техника. В неумелых руках и у безответственных людей она может принести значительный материальный ущерб и вред здоровью людей, как взро с лых, так и тех, кто еще только начинает делать первые самостоятельные шаги по улице. Но было бы, однако, ошибкой считать, что правила касаются только водителей и к пеш е ходам отношения не имеют. Они выработаны и для пешеходов, чтобы на дорогах и ул и цах был определенный порядок, не происходило происшествий и несчастных случаев. Знание этих правил помогает человеку верно ориентироваться в сложной обстановке д о рожного движения, соизмерять свои действия с требован иями безопасности. Н адо настойчиво внушать детям мысль, что, для того чтобы надежно обеспечить себе безопасность на улицах и дорогах, все пешеходы тоже должны быть хорошо осведомлены о тех самых правилах, которыми руководствуется водители. Только при этом условии на улицах и дорогах всегда будет порядок, потому что тогда в действиях водителей и пов е дении пешеходов появляется определенная логика и согласованность. В этом случае они будут понимать друг друга и поступать так, чтобы одним было удобно, а другим безопа с но: - П редставь себе, какой беспорядок начнется на улице, если водители будут двигаться строго по правилам, а пешеходы не станут им следовать, начнут переходить ее, когда з а хотят и где им вздумается. Видишь, на улице сделан подземный переход. Видишь, на ул и це сделан подземный переход. Водители знают о нем едут здесь смело и быстро. Они уверены, что пешеходы для пересечения улиц в этом месте пользуются тоннелем. Если же кто – то начнет переходить улицу прямо по приезжей части, то он внесет в движение большую путаницу. Может быть и так, что пешеход не поймет водителя, потому что не знает, что означает тот или иной его жест, или не умеет читать дорожные знаки, не знает, какими правилами руководствуется водитель в тех или иных случаях. У машины загоре л ся спереди маленький фонарик, который называется подфарником. Так водитель, подъе з жая к перекрестку, предупреждает пешеходов: «Будьте осторожны, я намерен сделать правый поворот». Если человек не знает значения этого условного сигнала, он может п о пасть под машину. Будет думать, что она, как и все другие, движется прямо, и никогда не собирается сворачивать. Надо объяснить ребенку, почему при переходе улицы надо смотреть прежде нал е во, а потом направо. Почему так? В нашей стране повсеместно принято правостороннее движение. з адержитесь с ребенком в центре улицы на островке безопасности и предл о жите внимательно приглядеться к потоку идущего транспорта. - Посмотри, вдоль улицы, по правой ее стороне, машины идут от тебя, а по левой – к тебе. г де у тебя правая рука? Правильно, эта. Ты ею все делаешь: и ешь, и рисуешь, и га й ки в конструкторе к винтам привинчиваешь. п равая рука у нас главная. поэтому и наз ы вают движение правосторонним. Такое движение обязывает пешеходов соблюдать очень важное правило. Когда переходишь улицу, надо обязательно смотреть налево. На не все время, а пока не дойдешь до середины улицы. На другой ее стороне машины едут в обра т ном направлении, и смотреть надо уже направо. Каждый раз, переходя улицу вместе с ребенком, напоминайте ему, куда и когда он должен смотреть, чтобы не попасть под машину. Расскажите ребенку и о других правилах, которые обусловлены правосторонним движением, например, о том, что выходить из машины можно только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги; что обгонять другую машину и вел о сипедиста разрешается только с левой стороны. Примеров, подтверждающих это, на л ю бой улице более чем достаточно. Если улицы и с односторонним движением. На них изложенное выше правило не ра с пространяется. Обратите внимание ребенка на такие улицы, покажите ему, что пешеходы здесь ведут себя по – другому. Здесь опасность угрожает только с какой – то одной стор о ны – правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону едут машины. Как люди выходят из машины на такой улице? Дверцу они открывают с той стороны, которая обр а щена к тротуару. Часто можно услышать напутствие: «Не перебегай улицу». Об этом взрослые все вр е мя напоминают детям. Но мало напоминать, ребенку нужно объяснить, почему улицу сл е дует переходить только шагом, без суеты и нервозности: бегущий или мечущийся из ст о роны в сторону пешеход дезориентирует водителя. Он не знает, как поступит этот человек в следующее мгновение. Водитель не может решить, продолжать ли ему движение или притормозить, чтобы пропустить пешехода. А если движение на улице еще в несколько рядов, то можно представить себе, сколько тревожных минут переживают водители и в каком напряжении им приходится работать. - Когда ты переходишь улицу спокойно, не бежишь, то можешь внимательно следить за тем, что происходит вокруг. Если нужно, ускоришь шаг или, наоборот, отступишь назад и пропустишь машину, а то и вовсе остановишься. Главное, никогда сами не перебегайте улицу, если идете с ребенком. Ваше собстве н ное поведение должно подкреплять ваши слова. Покажите ребенку, что и шагом перех о дить улицу можно не везде. Для этого отведены определенные места, и соответствующий знак предупреждает не только пешеходов, но и водителей. Проведите ребенка по пеш е ходной дорожке, отмеченной белыми линиями, она называется «зеброй». Там, где таких дорожек нет, переходить улицу надо на перекрестках по линии тротуаров. Покажите р е бенку, что значит «линия тротуара». Есть в «Правилах» и специальные пункты, касающиеся движения детей по улицам и дорогам. Этому вопросу уделяют значительное внимание для того, чтобы побудить взро с лых зорче смотреть за детворой. Специальная статья «Правил» предписывает воспитат е лям садов, педагогам школ и вообще всем взрослым водить детей только по тротуару, и разумеется, в организованном порядке. По дороге дети должны идти тоже только по левой обочине, но никак не по проезжей части. п ри этом они хорошо видят транспорт, идущий навстречу, и могут в случае нео б ходимости быстро отойти в сторону. Взрослые, сопровождающие детей, должны это тве р до усвоить. При этом необходимо соблюдать и еще одно важное правило: дети должны быть выстроены в колонну по двое в ряду. Таковы правила, адресуемые пешеходам, регламентирующие их проведение на ул и цах и дорогах. Но пешеходов нельзя рассматривать изолированно от всего уличного и д о рожного движения, вне связи с различными видами транспорта. Безопасность человека в значительной степени зависит от того, как он ведет себя в трамвае, автобусе, троллейбусе, когда он едет на велосипеде. Прежде всего каждый ребенок должен усвоить, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нел ь зя прыгать на ходу: автоматическая дверь может защемить одежду, ногу или руку. Шофер может не заметить в зеркало происшедшее, сразу не затормозит. И человека может вт я нуть под колеса. Высовываться из окна или выставлять руку опасно, как с левой, так и с правой стор о ны. С левой стороны опасность исходит от проходящих рядом машин, они могут задеть человека, высунувшегося из окна. С правой – можно ударить о столб. Машины, стоящие на дороге, у тротуара или обочины, нужно обходить сзади. Объясните ребенку, как может произойти несчастье, если не следовать этому важному правилу. Девочка вышла из авт о буса, обошла его спереди и хочет перебежать улицу. За кузовом автобуса ей не видно, что автобус объезжает грузовик. Его водитель не подозр евает, что на дороге перед ним вот – вот появится пешеход. А девочке этой стоит сделать всего два шага, и она окажется под колесом…. Если же пешеход обходит автомобиль, автобус, сзади, то тогда водитель др у гой движущейся машины еще издали увидит пешехода и поймет его намерение перейти улицу. А вот трамвай нужно всегда обходить спереди. Почему такое исключение? Пр а вильно это касается не только пешеходов, но и тех, кто выходит из трамвая. т акое правило объясняет том, что трамвайное движение – двухстороннее. Встречный трамвай является для пешеходов первой опасностью. Переходя улицу, человек должен видеть, не идет ли встречный трамвай, на каком расстоянии он находится. Кое у кого может возникнуть недоуменный вопрос: а нужно ли знакомить дошкол ь ников с сугубо специальными правилами? Ведь дети не являются полноправными учас т никами дорожного движения, и дорожные правила им, собственно не адресованы. Да, с у ществующие дорожные правила обращены к взрослым, но имеют они прямое отношение и к детям, может быть, даже в большей степени к ним, потому что как раз – то они и я в ляются новичками на улицах и дорогах. И нуждаются в соответствующем обучении, в том, чтобы им все объяснили, дали только ответы на их вопросы «почему? », «зачем? ». Дорожная азбука и ориентировка ребенка в пространстве Чтобы ребенок по- настоящему усвоил правила уличного движения и всегда руково д ствовался ими в своем поведении, нужно, прежде всего, научить его хорошо ориентир о ваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии, правильно опер и ровать такими понятиями, как «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «влево», «спереди», точно определять, где находится окружающие предметы и как они располож е ны по отношению к нему, объяснять свои действия и действовать согласно значению пр о странственной терминологии. Только при этом условии ребенок сможет чётко предст а вить себе те ситуации, которые описываются в правилах, понять их и поступать так, как они предписывают. Развитию у ребенка ориентировка в пространстве взрослые должны уделять самое пристальное внимание, увязывая это с обучением правилам уличного движения. Ребенок должен быть ясен практический смысл этих занятий. В его делах всегда есть цель и опр е деленный замысел. Так и здесь. Понимание взаимосвязи обоих предметов усилит ин терес ребенка к занятиям. Так ая практика помогает овладевать пространственной терминологией. Постепенно ребенок начинает понимать и смысл правил движения. Теперь он и сам свободно опер и рует теми словами, кото рые встречаются в этих правилах, и отвечает не односложно и примитивно: «там, туда, тут, здесь», - а объясняет: «возле, позади, спереди, вдали, побл и зости, напротив» и т. д. в ажное значение во всей этой работе имеет и речь самих родит е лей. Взрослые должны пристально следить за тем, чтобы не допускать неточностей в своих выражениях. Обучая ребенка ориентироваться в пространстве, нужно знакомить его и с теми улицами, которые находятся вблизи дома, где он живет, и детского сада, который посещает. Это необходимо на тот случай, если малыш потеряется, заблудится, покинув однажды самостоятельно свой двор или участок детского сада, отстанет от вас или от св о ей группы. Для того чтобы развивать у ребенка зрительную память, закрепить зрительные вп е чатления, можно предложить малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, привести вас утром в детский сад. То же самое можно делать и тогда, когда вы берете с собой ребенка, отправляясь в магазины за покупками или пр о сто гулять, и намерены посетить знакомые места. Пусть он будет вашим «проводником». На улицах возле детского садов и школ, где возможно появление детей, вывешив а ется особый дорожный знак: на белом треугольнике, обрамленной красной полосой, ф и гурки двух бегущих детей, держащихся за руки. «Осторожно – дети! »- предупреждает этот знак. Миллионы ребят в городах и селах ежедневно, ежечасно, ежеминутно перех о дят улицу. В любом месте и особенно на перекрестке перед юным пешеходом могут во з никнуть опас ные ситуации. До лг взр ослых – помочь детям овладеть дорожной азбукой. В процессе осознанного изучения детьми пр авил дорожного движения, развивается сп о собность построению адекватного безопасного поведения на дороге. И тогда и детей фо р мируется: • Умение осознанно определять назначение светофора. • Умение самостоятельно применять знания и умения соблюдать правила на светофоре. • Умение обосновывать действия пешехода и водителя на дороге и тротуаре. • Умение самостоятельно находить и определять словом ошибку в дорожной ситуации, аргументировать свои суждения. • Умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Литература «Пусть ребенок растет здоровым! » пособие для воспитателя Ва. Г. Кисляковская, С. Г. Мамедова, Л. С. Скрипченко и др. ; Под ред. Л. Ф. Островской. – 2- е изд. , доп. – М. , Просвещение, 1979. – 80 с. , ил. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.  - СПб. , издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. Занятия по правилам дорожного движения/ С ост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. Козловская Е. Дорожно- транспортные происшествия с участием детей дошкольного во з раста. Причины и условия, способствующие их возникновению/ / Дошкольное воспитание. 2011. №10. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Во л гоград: ИТД «Корифей». Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Уче б ное пособие- М. : Центр педагогического образования, 2007.

Оставить комментарий: