a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

конспект родительского собрания Русская мудрость

Автор: Гущина Вера Алексеевна Опубликовано: 2014-12-16 12:15:02

Документы для скачивания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области Структурное подразделение «Детский сад №2», реализующее программы дошкольного образования Сценарий родительского собрания в форме ролевого проектирования 201 4 г. Цель: повышение педагогической компетентности родителей путём привлечения внимания к народной педагогике. Форма реализации: ролевое проектирование Оборудование: репка, игрушечные герои к сказке «Репка», Логика совместной деятельности Приветствие. ( с лайд 1) Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас в нашем зале и предлагаю для начала снять то напряжение, которое у Вас накопилось за целый день. Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам присесть за стол. ( слайд2) II. Вступительное слово, обозначение темы встречи. 0. Воспитатель: мы собрались сегодня, чтобы пополнить педагогический багаж новыми знаниями. ( слайд3) 1. Воспитатель: Устное народное творчество … Э то история нар ода, его духовное богатство. Оно переходило из поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом, как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидани я- мудрость воспитания. Ознакомившись с нею, убеждаешься: народ- величайший педагог- мыслитель, педагог- практик. Вот и сегодня я пригл ашаю Вас поучаствовать в сказке( раздаёт игрушки участникам) . III. Основная часть. 1. Воспитатель начинает рассказывать сказку: Восп. : Посадил дед репку, выросла репка Большая- пребольшая( ставит репку) . Стал дед репку из земли тащить: тянет –п отянет, вытянуть не может. Вытянул один только лепесток( первый раз даёт лепесток родителю с фигуркой деда, которая стоит возле репки, предлагает читать, что написано на лепестке) . Дед: Чтобы внучку воспитать, надо про пословицу или поговорку рассказать. Пословица или поговорка- важны для первоначального обучения тем, что в н их, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. ( слайд 4) а) В оспит: Да, действительно, народные афоризмы создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результа т- поведение. Воспитатель: а сейчас я предлагаю Вам небольшую разминку: Вам нужно взглянув на иллюстрацию назвать пословицу или поговорку. Внимание на слайд: а) - я блоко от яблони недалеко падает; - Без труда не вынешь рыбку из пруда; - - за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь; - по лежачий камень вода не течёт; - гусь свинье не товарищ; - что написано пером, не вырубишь топором; - что с возу упало, то пропало; - любишь кататься, люби с саночки возить; - цыплят по осени считают; - яйца курицу не учат; - под лежачий камень вода не течёт; - Готовь сани летом, а телегу зимой- 2) Воспит. : Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Позвал дед бабку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Вытянули только один лепесток. ( бабка читает) . Бабка: Чтобы внучку воспитать, надо народную игрушку подобрать. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. ( слайд 5) б) Воспит: . Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно- беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами. Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Воспитатель: А сейчас я предлагаю Вам возродить народную традицию и смастерить куклу- потешку. У Вас на подносах лежат заготовки из ниток. Внимательно следите за моими действиями и делайте также. ( звучит музыка) . 3) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Позвала бабку внучку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Вытянули только один лепесток. ( внучка читает) . Внучка: Чтобы личностью тут стать, надо про народные традиции рассказать. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. ( слайд6) . в) Воспит: Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Народные традиции представляют собой важнейший социально- психологический фактор, обеспечивающий организующее действие в воспитании личности каждого ребёнка. В народной традиции ведущее место занимает подготовка к труду и выбору жизненного пути. Воспитатель: Посмотрите на слайд и назовите народные традиции, которые изображают иллюстрации: - выбор жизненного пути; ( 1) - традиция встречать гостей с хлебом солью; ( 2) - традиция совместного чаепития; ( 3) - традиция заниматься ремеслом и передавать умение из поколения к поколению. ( 4) . 4) Воспит: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Позвала внучка жучку. Тянут- потянут, а вытянуть не могут. Вытянули только один лепесток( жучка читает) . Жучка: Чтобы в социуме жить, надо со сказками дружить. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народо в( слайд 7) г) Воспит. : Я хочу сказать, что с казки, являясь художественно- литературными произведениями, одновременно являются и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Как верно замечает Г. Н. Волков, «педагогическая ценность сказочного намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в сказке выразился педагогический такт народа, его интуиция. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Воспитатель: А сейчас посмотрите на слайд и определите, все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам? Правильно. «Крокодил Гена и его друзья» русской народной сказкой не является. - А теперь следующий слайд: Посмотрите на портреты и скажите, кто из них является автором книг, ставших в России классическими образцами детской и народной литературы? Правильно – это Лев Николаевич Толстой. 5) Воспит. : Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Позвала жучка кошку. Тянут- потянут, а вытянуть не могут. Вытянули только один лепесток. ( к ошка читает) . Кошка. : Чтобы пользу приносить, надо с народными песнями дружить. Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям. ( с лайд 8) д) В оспит. : Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Народная м узыка- это искусство, и оно воздействуют именно на чувственную сферу формирующегося человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Воспитатель: Посмотрите на слайд и определите, все ли эти русские народные инструменты являются струнными? …. Правильно, Жалейка- это русский духовой язычковый инструмент, который представляет собой деревянную трубочку с тремя- семью игровыми отверстиями 6) Воспит. : Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Позвала Кошка мышку. Тянут- потянут – и вытянули репку. ( м ышка читает) ( слайд 9) Мышка: Чтоб ребёно к рос счастливым, справедливым, образованным и душою красивым, народную мудрость хорошо надо знать и беспрестанно её уважать. ( слайд24) IV. Заключительная часть: 1. Воспитатель: Ну вот мы и познакомились с основными средствами народной педагогики. А сейчас предлагаю каждому по часовой стрелке продолжить фразу « Мне сегодня понравилось, потому что…. » 2. Воспитатель: Я подготовила проект решения нашей встречи: активно применять методы и средства народной педагогики как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне семейного воспитания. Давайте проголосуем: если «за»- то поднимаете зелёную карточку; если «против»- красную. Итак, голосуем. ( Единогласно. ) . ( слайд 25) Спасибо за сотрудничество. До новых встреч!

Оставить комментарий: